Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Капориной Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-66/2021 (УИД 05OS0000-01-2020-000292-60) по административному исковому заявлению Магомедшарипова Амирали Ахмедовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Магомедшарипов А.А. обратился в суд с административными исковыми заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N в размере их рыночной стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных земельных участков. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке от 6 июля 2020 г. N 20/02-026, выполненным оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования" (далее - ООО "Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования"), что нарушает права административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение размера его налоговых обязательств, исчисляемых на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 г. заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы; суд установилпо состоянию на 20 июля 2017 г. кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости: для земельного участка с кадастровым номером N - 577125 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N - 577125 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N - 577125 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N - 577125 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N - 577125 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N - 577125 рублей; суд взыскал с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Цестрис-Аудит" судебные расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 40000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан просит решение суда первой инстанции отменить в части распределения судебных расходов, как противоречащее действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), регулировавшего вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающего применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- с кадастровым номером N, площадью 375 +/- 7 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под выставочно-торговый комплекс, расположенный по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 375 +/- 7 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под выставочно-торговый комплекс, расположенный по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 375 +/- 7 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под выставочно-торговый комплекс, расположенный по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 375 +/- 7 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под выставочно-торговый комплекс, расположенный по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 375 +/- 7 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под выставочно-торговый комплекс, расположенный по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 375 +/- 7 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под выставочно-торговый комплекс, расположенный по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: N определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан в порядке, предусмотренном статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан", в размере 1362851, 25 рублей в отношении каждого.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства, связанные с постановкой земельных участков на кадастровый учет, с датой формирования перечня земельных участков, результаты определения кадастровой стоимости которых утверждены вышеуказанным постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. N 13, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28), верно пришел к выводу о том, что датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N является дата внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, то есть 20 июля 2017 г.
Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 июля 2017 г.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков и объектов капитального строительства на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. N 500, вступившим в силу с 1 января 2020 г, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые сведения о кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков являются архивными.
Принимая во внимание, что административный истец является собственником земельных участков, результаты определения их кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога, в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке от 6 июля 2020 г. N 20/02-026, выполненный оценщиком ООО "Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования", из которого следует, что рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 24 июля 2017 г. составила 497850 рублей в отношении каждого.
Исследовав отчет об оценке, в связи с возникшими сомнениями в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости земельных участков, суд первой инстанции назначил судебную оценочную экспертизу с целью определения рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" (далее - ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит").
При этом, при назначении экспертизы судом были постановлены вопросы об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 24 июля 2017 г.
Согласно заключению эксперта ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" К. от 12 мая 2021 г. N 120521/Э рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 24 июля 2017 г. составила 577125 рублей в отношении каждого.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции принял обжалуемое решение, установив кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 20 июля 2017 г. в соответствии с выводами, содержащимися в экспертном заключении от 12 мая 2021 г. N 120521/Э.
Допросив в судебном заседании эксперта ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что экспертное заключение от 12 мая 2021 г. N 120521/Э является допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, в том числе и по состоянию на 20 июля 2017 г, поскольку за период с 20 июля 2017 г. по 24 июля 2017 г. рыночная стоимость земельных участков не изменилась.
Вместе с тем, установленная неполнота экспертного заключения не могла быть устранена допросом эксперта.
С учетом указанных обстоятельств, определением судебной коллегии в соответствии с частью 1 статьи 83 КАС РФ по делу назначено проведение дополнительной судебной оценочной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 20 июля 2017 г, производство которой поручено эксперту ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит".
В соответствии с заключением эксперта ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" М. от 7 декабря 2021 г. N 071221/Э (далее - заключение эксперта) рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 20 июля 2017 г. составила 577125 рублей в отношении каждого.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив экспертное заключение в соответствии с приведенными положениями процессуального закона, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" не имеется. Выводы заключения эксперта содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Определение экспертом рыночной стоимости земельных участков с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, осуществлено с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта экспертизы от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
В экспертном заключении представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты экспертизы, их количественные и качественные характеристики.
4
Исследование экспертом проведено объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнений, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, судебная коллегия не находит.
Поскольку допустимых и относимых доказательств, которые опровергали бы выводы эксперта, либо указывали на иную рыночную стоимость земельных участков лицами, участвующими в деле, в суд апелляционной инстанции не представлено, судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение под сомнение.
Представленный в материалы административного дела отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не может быть принят в качестве доказательства, объективно подтверждающего размер рыночной стоимости земельных участков на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости, поскольку также подготовлен по состоянию на 24 июля 2017 г.
С учетом изложенного, поскольку заключением эксперта подтвердились выводы суда первой инстанции о действительной рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 20 июля 2017 г, решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 г. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости следует признать законным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан распределение судебных расходов в рамках настоящего административного дела судом первой инстанции произведено в полном соответствии с положениями норм процессуального закона.
Выводы суда в указанной части мотивировано приведены в обжалуемом решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 7, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
К функциям по государственной кадастровой оценке отнесено также определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (пункт 5.1.26 Положения).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 12 мая 2015 г. N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, определение кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра".
Поскольку, как указано выше кадастровая стоимость земельных участков определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, то судебные расходы по настоящему административному делу подлежат отнесению на данного административного ответчика, исполнившего функции по государственной кадастровой оценке.
Судом принято во внимание, что допущенное при установлении кадастровой стоимости земельных участков расхождение с рыночной стоимостью (57, 65 %) не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и свобод административного истца.
Указанное в полной мере согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
Судебные расходы, которые в соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, по правилам статьи 111 названного кодекса присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан, являющегося административным ответчиком по делу, судебные расходы по производству судебной оценочной экспертизы.
Размер судебных расходов, взысканных судом в рамках настоящего административного дела, подтвержден документами, свидетельствующими о действительной стоимости судебной экспертизы, объеме произведенных экспертной организацией работ, их расчете и финансово-экономическом обосновании, отвечающими требованиям допустимости и достоверности.
Вместе с заключением эксперта от 7 декабря 2021 г. N 071221/Э в суд поступило ходатайство ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" о взыскании расходов по проведению дополнительной судебной оценочной экспертизы в размере 40000 рублей.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу об отнесении данных расходов на административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан.
Размер подлежащих взысканию денежных средств подтверждается отвечающими требованиям допустимости и достоверности письменными доказательствами, в том числе представленной ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" калькуляцией, свидетельствующей о действительной стоимости судебной экспертизы, объеме произведенных экспертной организацией работ, их расчете и финансово-экономическом обосновании и является разумным.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан - без удовлетворения.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" об оплате стоимости производства судебной оценочной экспертизы удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" в счет оплаты стоимости судебной экспертизы 40000 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 января 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.