Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Ивановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1666/2021 по административному исковому заявлению Толмачева В.М. к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного истца Толмачева В.М. на решение Алтайского краевого суда от 16 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца Толмачева В.М. - Лазарева В.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Павлова А.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 23 ноября 2020 года N 43/Пр/83 в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24 ноября 2020 года.
В Перечень на 2021 год, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено пунктом 1024 нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Толмачев В.Н. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1024 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 23 ноября 2020 года N 43/Пр/83 со дня принятия нормативного правового акта.
В обоснование требований указал, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Включенный в оспариваемый пункт Перечня объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку используется административным истцом под магазин и склад, при этом площадь торговых помещений составляет 1, 17% от общей площади объекта. Полагает, что включение данного помещения в Перечень противоречит действующему законодательству, нарушает его законные интересы, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Алтайского краевого суда от 16 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит постановленный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указал, что разрешенное использование земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, безусловно не свидетельствует о том, что земельный участок предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Поэтому здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Для включения в Перечень объекта недвижимости необходимо установить его фактическое использование для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, при этом площадь, используемая в этих целях должна составлять не менее 20% от общей площади объекта. Поскольку в магазине для выкладки и демонстрации товара, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов используется 1, 17% от общей площади объекта недвижимости, а остальная площадь используется под складские и административно-бытовые помещения, то указанный объект недвижимости подлежит исключению из оспариваемого пункта Перечня.
Апеллянт ссылается на сложившуюся судебную практику, выраженную в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2019 года N 69-АПА19-4, а также на позицию, изложенную в письме Минфина России от 15 июля 2015 года N 03-11-10/40730.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, административным ответчиком Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры представлены письменные возражения, в которых они полагают решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, нормативный правовой акт, с отдельными положениями которого не согласен административный истец, принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка опубликования и правил введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 1 и подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответственно (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, соответственно (подпункты 2 указанных пунктов).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового и (или) торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин (пункт 38), склад (пункт 33), магазин-склад (пункт 50) и торговый зал предприятия розничной торговли (пункт 112). При этом: магазин - это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения; склад - специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций; магазин-склад - предприятие торговли, в котором по методу самообслуживания осуществляют продажу физическим лицам и/или хозяйствующим субъектам продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно из транспортной упаковки (ящиков, контейнеров и др.) или в транспортной упаковке; торговый зал предприятия розничной торговли - специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей. Примечание - часть торгового зала торгового предприятия (торгового объекта) может использоваться для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N площадью 880 +/- 10 кв.м, правообладателем которого является Толмачев В.М, с видом разрешенного использования "для эксплуатации административно-бытовых зданий и складов".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 июня 2018 года в отношении объекта указаны следующие характеристики: назначение - нежилое помещение, наименование - нежилое помещение, количество этажей - три, площадь - 1731, 2 кв.м.
Указанное нежилое помещение включено в оспариваемый Перечень на 2021 год по критерию фактического использования для размещения торговых объектов.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обследование спорного здания в целях установления его фактического использования проводилось 08 сентября 2020 года, при обследовании установлено, что в этом здании площадью 1731, 2 кв.м находится магазин авторазбора, торгующий автомобильными запчастями, занимающий всю площадь помещения. Под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания используется не менее 20% общей площади здания.
04 июня 2021 года было проведено повторное обследование спорного объекта недвижимости, в результате которого установлено, что в нем расположен магазин-авторазбор "Сервис Спринт", состоящий из торгового зала (площадью около 20 кв.м.) и примыкающему к нему складскому помещению (остальная часть объекта недвижимости). На первом этаже расположено помещение торгового зала, используемое для обслуживания покупателей, получения ими товара, осуществления расчетов за купленные товары. Ознакомление с ассортиментом предлагаемых к продаже товаров осуществляется по каталогам, имеющимся у продавцов, находящихся в торговом зале, с которыми могут ознакомиться покупатели. Из торгового зала в складское помещение ведет проход с дверью. Складское помещение расположено на 1, 2 и 3 этажах обследуемого помещения и используется для хранения автомобильных запасных частей, которые перемещаются для продажи покупателям в помещение торгового зала.
Разделение спорного помещения на торговый зал (площадью 20, 2 кв.м.), складские и вспомогательные помещения (общей площадью 1711 кв.м.) подтверждено заключением кадастрового инженера Делича В.И. от 21 апреля 2021 года N 2, который в суде первой инстанции также указал, что к вспомогательным помещениям он отнес кабинет директора магазина.
Поскольку часть спорного помещения, находящаяся на 1, 2 и 3 этажах, где находятся реализуемые в магазине товары, не отвечает требованиям понятия "склада" и не используется для выполнения складских операций (хранение товаров, операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке), а фактически также выполняет роль торгового зала, то судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что при исчислении площади под размещение торгового объекта в нежилом помещении с кадастровым номером N подлежит учету не только площадь торгового зала, где непосредственно обслуживаются покупатели, но и площадь помещений, где находится реализуемый в магазине товар.
При этом, судебная коллегия находит несостоятельной ссылку апеллянта на правовую позицию изложенную в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2019 года N 69-АПА19-4 и в письме Минфина России от 15 июля 2015 года N 03-11-10/4073, поскольку таковая основана на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного спора.
Таким образом, доводы изложенные в апелляционной жалобе не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 16 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Толмачева В.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Алтайский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 января 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.