Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В. и судей Пильгановой В.М., Заскалько О.В., при вдении протокола секретарем Джемгировым М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Б. на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 29 июня 2021 года, которым постановлено:
исковые требования Б. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Б. период работы: с 20.11.1996 по 28.02.1999.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Б. обратилась в Лефортовский районный суд г. Москвы с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (далее ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области), уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.3-14, 66), о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, мотивируя тем, что 08.05.2020 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с имеющимся 25-летним стажем педагогической деятельности, однако, в назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом не был включен в стаж на соответствующих видах работ период: с 20.11.1996 по 28.02.1999. Просила обязать ответчика включить указанный период в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсию с даты наступления права.
В суде первой инстанции истец Б. поддержала исковые требования; представитель ответчика Т. возражала против удовлетворения искового заявления.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Б. просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Б. в суд апелляционной инстанции не явилась, воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на ведение дела через представителя К.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца К, возражения представителя ответчика Н, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для частичной отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы имеются.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Б, родившаяся 17 ноября 1970 года, обратилась 08 мая 2020 года к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 14 ноября 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 15-17).
Из данного решения следует, что в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, истцу включены периоды ее работы общей продолжительностью 23 года 06 месяцев 17 дней. В указанный стаж истцу не включены периоды нахождения ее в оплачиваемых учебных отпусках, а также период ее работы с 20.11.1996 по 28.02.1999 (2 года 03 месяца 08 дней) в должности воспитателя в Специализированном коррекционном учреждении N 1, так как наименование учреждения не поименовано списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Разрешая спор, принимая решение об удовлетворении исковых требований Б. об обязании включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы истца 20.11.1996 по 28.02.1999 продолжительностью 2 года 03 месяца 08 дней в должности воспитателя в Специализированном коррекционном учреждении N 1, суд первой инстанции оценив представленные доказательства, в том числе трудовую книжку истца, являющуюся основным документом о трудовой деятельности в силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Устав МОУ "Вспомогательная школа-интернат", принятого 05.01.1995, свидетельство N 734 и свидетельство N 322 о государственной регистрации (перерегистрации) МОУ "Вспомогательная школа-интернат", лицензию А 135854 от 20.08.1996, выданную МОУ "Специальное коррекционное учреждение N 1" на осуществление общеобразовательной деятельности, руководствуясь федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, пришел к выводу об удовлетворении данного требования.
Решение суда в данной части по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.
С решением суда первой инстанции в части отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости судебная коллегия не может согласиться, поскольку решение суда в данной части не отвечает положениям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Отказывая истцу в удовлетворении требования об обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, суд первой инстанции не указал какой нормой материального права руководствовался и не содержит выводов, вытекающих из установленных фактов.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением N 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия, право на которую возникло в 2019 году, назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию.
В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Так с учетом суммирования периодов работы, учтенных пенсионным органом в специальный стаж в бесспорном порядке продолжительностью 23 год 06 месяцев 17 дней, и периода, подлежащего включению в специальный стаж по решению суда в рамках данного гражданского дела продолжительностью 2 года 03 месяца 08 дней, специальный стаж истца по стоянию на 08 мая 2020 года (дата обращения за назначением пенсии) составит 25 лет 09 месяцев 25 дней, то есть более 25 лет, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", что дает истцу основание для получения пенсионного обеспечения с даты наступления права.
Таким образом, принимая во внимание, что пенсионным органом в специальный стаж истца был включен период работы, имевший место с 01.01.2020 по 07.05.2020, необходимый стаж, продолжительностью 25 лет истец выработала по состоянию на 14 июля 2019 года.
Таким образом, необходимый стаж у истца выработан в переходный период и в силу положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", пенсия истцу могла быть назначена на полгода ранее, чем предусмотрено п. 19 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, Приложение N 7 к указанному Закону - в редакции, действовавшей на дату выработки стажа, то есть с 14 июля 2019 года.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).
Поскольку истец за назначением пенсии обратилась в пенсионный орган 08 мая 2020 года, то именно с этой даты должна быть назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа Б. в удовлетворении требования о назначении пенсии не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 29 июня 2021 года в части отказа Б. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить, принять в данной части новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области назначить Б. досрочную страховую пенсию по старости с 08 мая 2020 года.
В остальной части решение Лефортовского районного суда города Москвы от 29 июня 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.