Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Кирпиковой Н.С., Ю.М. Смолиной, при секретаре Ю.Е. Щербаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Ассоциации школ политических исследований Совета Европы на решение Тверского районного суда г. Москвы от 14 июля 2021 года по административному исковому заявлению Ассоциации школ политических исследований Совета Европы к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконными решения от 22 декабря 2020 года и распоряжения N ... года,
УСТАНОВИЛА:
Ассоциации школ политических исследований Совета Европы (далее - Ассоциация) обратилась в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения от 22 декабря 2020 года и распоряжения N... года о признании деятельности организации нежелательной на территории Российской Федерации, обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя свои требования тем, что правовых оснований для принятия указанных решений не имелось.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 14 июля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Об отмене этого решения по доводам апелляционной жалобы просит Ассоциация школ политических исследований Совета Европы.
Представитель Ассоциации по доверенности фио в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Генеральной прокуратуры России по доверенности фио возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель Минюста России по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение суда отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Ассоциация создана в 2008 году за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Французской Республики, состоит в реестре ассоциация города Страсбурга, и является иностранной неправительственной организацией, на которую распространяются положения статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Решением заместителя Генерального прокурора России от 22 декабря 2020г. деятельность иностранной неправительственной организации - Ассоциации школ политических исследований Совета Европы признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Прокуратурой установлено, что в структуру Ассоциации школ политических исследований Совета Европы на правах членов входит 21 школа политических исследований, которые составляют единую сеть. Основными формами их работы являются: проведение семинаров, конференций, практикумов, темы которых включают такие вопросы, как эффективное управление, избирательные процессы, роль новых технологий и их влияние на демократические общества и др. Особое внимание уделяется развитию практических навыков управления, коммуникации и публичных выступлений. Каждая школа набирает группу слушателей (до 90 человек) и осуществляет подготовку "будущих лидеров для стран с переходной экономикой, стремящихся к построению новой демократической культуры".
Действующий член Ассоциации на территории Российской Федерации - Автономная некоммерческая организация "Московская школа гражданского просвещения", до августа 2013 г. - "Московская школа политических исследований", зарегистрирована 11 ноября 2003 года. На основании распоряжения Минюста России... включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
При посредничестве Автономной некоммерческой организации "Московская школа гражданского просвещения" проведено более 200 семинаров и практикумов, в которых участвовало свыше 15 тысяч человек, их основная тематика: "Свобода слова, медиа и общество", "Свобода и верховенство права", "Свобода и ответственность", "Обществу граждан - гражданское просвещение".
В ходе мероприятий в негативном ключе обсуждалась внешняя и внутренняя политика Российской Федерации, давались критические оценки деятельности руководства страны и формировалось мнение о необходимости смены власти в стране.
Особое внимание уделялось организации массовых протестных акций и иным политическим технологиям воздействия на принятие органами власти решений, использованию в этих целях социальных сетей и мессенджеров, как альтернативных каналов распространения информации.
Осуществлялся подбор и подготовка гражданских активистов для оказания воздействия на политические процессы в Российской Федерации.
На семинаре "Sapere Aude-2019: Ответственная гражданственность", состоявшемся с 29 сентября 2019 года по 3 октября 2019 года в Латвии, советник по международным отношениям Пражского центра гражданского общества Б. Фон Ов-Фрейтаг отметила активное участие российского гражданского общества в антиправительственных акциях. Положительно оценила протесты на Болотной площади г. Москвы в 2012 году и массовые несогласованные публичные акции летом 2019 года, а также государственные перевороты в Армении, Грузии и Украине. Заявила о поддержке ряда проектов, в том числе онлайн-игры "Гэбня", которая "учит людей, каким образом общаться с полицией и силами безопасности". Рассказала о современных инструментах организации протестов и пригласила принять участие в тренингах, проводимых центром для активистов из России.
На семинарах Российская Федерация обвиняется в агрессивных действиях и посягательстве на мировой порядок. Выступления также направлены на разжигание этносепаратизма и пропаганду отделения некоторых регионов страны. В частности, вхождение адрес в состав России оценивается как "оккупация" и "аннексия", выдвигается тезис о необходимости выхода Чеченской Республики из состава Российской Федерации.
На тематических тренингах отрабатываются алгоритмы вовлечения в протестную активность молодежи, представителей органов власти, СМИ, научных кругов (проект "Advanced Programme").
Проводятся бизнес-игры, часть которых имеет политическую направленность: экспертами анализируются протесты в России, принимаемые руководством страны меры по борьбе с ними и предлагаются конкретные шаги после "смены режима". Участниками разрабатываются собственные проекты по инспирированию протестных настроений и дискредитации органов власти (проект "Гражданское просвещение для общества граждан").
Материалы семинарских занятий размещены на сайтах Ассоциации и Автономной некоммерческой организации "Московская школа гражданского просвещения" и доступны неограниченному кругу лиц.
Выпускники школ не теряют связь с Ассоциацией и включаются в ее внутреннюю сеть, позволяющую поддерживать контакты, а также координировать их дальнейшую работу в регионах проживания.
На территории Российской Федерации "демократические лидеры" активно участвуют в массовых публичных мероприятиях и выступают их организаторами. Многие из них привлечены к административной ответственности по статьям 20.2 и 19.3 КоАП РФ за призывы в сети "Интернет" к участию в несогласованных публичных акциях, нарушение установленного порядка их проведения, и неподчинение законным требованиям сотрудников полиции.
Наряду с инспирированием протестной активности выпускники школ осуществляют деятельность иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации, в отношении которых принято решение о признании их деятельности нежелательной, в связи с чем привлекались к административной ответственности по статье 20.33 КоАП РФ.
Партнерами Ассоциации являются не менее 30 правительственных органов и учреждений иностранных государств, включая министерства обороны, внешнеполитические ведомства и многочисленные посольства.
Финансируется Ассоциация, в том числе иностранными организациями, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (Национальный фонд в поддержку демократии (США), Международный Республиканский Институт (США), Европейский фонд в поддержку демократии (Королевство Бельгия), а также Агентством США по международному развитию, работа которого в России прекращена с 1 октября 2012 года по требованию МИДа России в связи с попытками оказания влияния на внутреннюю политику.
Во исполнение вышеуказанного решения Генеральной прокуратуры России 25 декабря 2020 г. Министерством юстиции России в соответствии с требованиями ч.ч. 7, 8 ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N272-ФЗ и приказа Минюста России от 3 сентября 2015 N209 "О порядке ведения Перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, включения в него и исключения из него иностранных и международных неправительственных организаций" издано распоряжение N1283-р о включении иностранной неправительственной организации - Ассоциация школ политический исследований Совета Европы в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемые решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации и распоряжение Минюста России являются законными и обоснованными, принятыми по результатам тщательного анализа информации, представленной компетентными органами, подтвердившими наличие угроз основам конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова, право на объединение, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5; статья 29, части 1 и 2; статья 30; статья 34, часть 1). Гарантируя права и свободы человека и гражданина, государство одновременно вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Это соответствует международно-правовым стандартам, которые, в частности, признавая за каждым свободу ассоциации (объединения) с другими, допускают такие ее ограничения, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Кроме того, согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конкретизируя данные конституционные положения, Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" допускает признание деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории Российской Федерации как представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, определяет порядок принятия соответствующего решения, а также его правовые последствия для данной организации, направленные на исключение возможности осуществлять деятельность на территории Российской Федерации после принятия указанного решения (статья 3.1).
Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается факт осуществления административным истцом деятельности, являющейся открытым вмешательством во внутренние дела Российской Федерации.
Решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации соответствует фактическим обстоятельствам дела, принято в пределах полномочий указанного государственного органа. Также решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности административного истца согласовано с Министерством иностранных дел России.
Возможность принятия обжалуемого решения Генеральной прокуратурой Российской Федерации предусмотрена статьей 3.1 Федерального закона N272-ФЗ, в том случае, если деятельность иностранной или международной неправительственной организации представляет угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности Российской Федерации (ч. 1 указанной нормы).
Согласно части 4 той же нормы такое решение принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 26 названного Закона).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч. 2 ст. 21 Закона).
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч. 2 ст. 26 Закона).
В апелляционной жалобе истец заявляет о недопустимости вмешательства в деятельность иностранной организации, указывает на нарушения норм международного права статьей 10 и 11 Европейской Конвенции, незаконность ограничения свободы выражения мнений.
Указанные доводы основаны на искаженном цитировании норм права, что влечет односторонность выводов заявителя жалобы, поскольку доказано, что действия Ассоциации, а также лиц с ней связанных, направлены на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, на подстрекательства к нарушению ее территориальной целостности, дискредитацию руководства страны и проводимой им внутренней и внешней политики, дестабилизацию социально-политической ситуации.
Кроме того, создание условий для эскалации протестных настроений и организацию протестных выступлений, а также попытки создания условий для смены власти неконституционным путем, никак не может соответствовать принципам сотрудничества и демократическим принципам, которые провозглашают Европейская Конвенция и Венская Конвенция, на которые ссылается податель апелляционной жалобы. Более того, и в Российской Федерации и в странах Европейского Союза, такие действия преследуются по закону.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 14 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.