Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Дружинина В.О., поданную на постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года, которым Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
23 марта 2021 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в СВАО города Москвы (далее Управление Роспотребнадзора по СВАО г. Москвы) отношении Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области (далее МОССТАТ) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Останкинский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Дружинин В.О. просит об отмене судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе допущенные нарушения при проведении осмотра помещения; недоказанность наличия у МОССТАТ выявленных должностным лицом Роспотребнадзора СВАО г. Москвы нарушений санитарно-эпидемиологических требований; видеозапись не имеет звука, что не позволяет её отнести к событию правонарушения по делу, фотоматериал не представлен в качестве фототаблицы; при составлении протокола об административном правонарушении защитнику МОССТАТ не были разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, в протокол вписан только один защитник, отсутствуют сведения о проведении административного расследования; наличие двух протоколов об административном правонарушении в деле.
Законный представитель МОССТАТ в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщил, обеспечил явку защитника Дружинина В.О, который жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Дружинина В.О, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно ч асти 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", которыми установлены требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В силу п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 г. N 63 утверждены Санитарные правила 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" (далее - СП 3.1.2.3117-13) (действовавшие на момент выявления правонарушения и рассмотрения дела об административном правонарушении), которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Данные санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (п. 1.2 СП 3.1.2.3117-13).
Согласно п. 1.3. СП 3.1.2.3117-13 соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Аналогичные требования закреплены в п. 5 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, вступивших в действие с 01 сентября 2021 года взамен СП 3.1.2.3117-13.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пункту 1.1 СП 3.1.3597-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.
Согласно п. 6.1 СП 3.1.3597-20 с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне (п. 6.2 СП 3.1.3597-20).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 12.03.2020 N 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV в городе Москве" в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предписано обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в организациях и на объектах, расположенных на территории города Москвы, с 12.03.2020 до особого распоряжения.
Согласно п. 5.3 названного Постановления руководители организаций, учреждений и предприятий города Москвы независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели должны обеспечить использование для обеззараживания воздуха на объектах бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа.
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. N 18 утверждены Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", которыми определен порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований (п. 1.1 СП 1.1.1058-01).
Настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.3 СП 1.1.1058-01).
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Как следует из материалов дела *** в 10 часов 40 минут должностным лицом должностным лицом Управления Роспотребнадзора по СВАО в г. Москве выявлено несоблюдение МОССТАТ, расположенном по адресу: адрес требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- сотрудниками организации допускается ненадлежащее использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски спущены вниз), что не обеспечивает в полной мере защиту верхних дыхательных путей;
- не ведется с 04 июня 2020 года журнал термометрии сотрудников;
- центральный запас кожных антисептиков для обработки рук отсутствует;
- не проводится дезинфекция контактных поверхностей (столов, стульев, оргтехники и др.), мест общего пользования; отсутствуют графики проведения текущих, генеральных уборок и дезинфекции помещений, дезинфекции контактных поверхностей; не применяются дезинфицирующие средства вирулицидного действия при уборке помещений;
- не производится обеззараживание воздуха в помещениях; отсутствует бактерицидный облучатель рециркулятор для обеззараживания воздуха в помещениях.
Указанные действия МОССТАТ квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина МОССТАТ подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра; фотоматериалом; видеозаписью; договором безвозмездного пользования; иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств правильно установилвсе юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделал обоснованный вывод о доказанности вины МОССТАТ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с чч. 1, 2, 4, 5 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
В данном случае имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о соблюдении должностным лицом Управления Роспотребнадзора в СВАО г. Москвы указанных выше положений ст. 27.8 КоАП РФ.
Фиксация осмотра помещений юридического лица с использование видеозаписи вышеуказанными положениями ст. 27.8 КоАП РФ не запрещена.
При проведении осмотра помещений присутствовал представитель МОССТАТ фио, которой протокол осмотра помещений юридического лица от 27 ноября 2020 г. подписан без каких-либо замечаний к его содержанию.
Сомневаться в том, что приложенные к протоколу осмотра помещений видеозапись и фотоматериалы относятся к событию вмененного правонарушения оснований не имеется, поскольку их содержание соответствует обстоятельствам, описанным в протоколе осмотра и протоколе об административном правонарушении в качестве события вмененного в вину МОССТАТ правонарушения.
Вопреки доводу жалобы о не разъяснении прав защитнику при составлении протокола об административном правонарушении, данная обязанность у должностного лица, его составившего отсутствовала, поскольку 23 марта 2021 г. защитник МОССТАТ на составление протокола об административном правонарушении из-за имеющихся существенных недостатков предыдущего протокола об административном правонарушении от 09 декабря 2020 г, не явился.
Надлежащее извещение МОССТАТ о составлении 23 марта 2021 г. протокола об административном правонарушении путем внесения изменений в предыдущий протокол об административном правонарушении от 09 декабря 2020 г. защитник Дружинин В.О. не отрицает в доводах жалобы.
Приведенные им доводы об отсутствии конкретной информации относительно дела, по которому данный вызов осуществлен, в данном случае, не свидетельствует о недопустимости протокола об административном правонарушении от 23 марта 2021 г, поскольку их уведомления с вызовом на внесение исправлений достаточно ясно указаны статья правонарушения, дата предыдущего протокола об административном правонарушении, куда будут внесены изменения.
Данных, указывающих на то, что в отношении МОССТАТ 09 декабря 2020 года было оформлено несколько протоколов об административном правонарушении, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
Утверждение в жалобе об отсутствии записи о проведении административного расследования также не влечет признание данного документа недопустимым доказательством, поскольку данные сведения не являются обязательными, согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ. Кроме того такое расследование по делу не проводилось.
Довод жалобы о не рассмотрении ходатайства об отложении составления протокола об административном правонарушении 23 марта 2021 г. также нельзя признать состоятельным, поскольку названное ходатайство было направлено МОССТАТ после совершения данного процессуального действия, о чем МОССТАТ было уведомлено административным органом соответствующим письмом.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено МОССТАТ в пределах санкции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения МОССТАТ к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении МОСТАТ оставить без изменения, жалобу защитника Дружинина В.О. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.