Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мордовская водопроводно-канализационная компания" о признании недействующим в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 года N 204 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021-2023 годы" по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия и апелляционному представлению прокуратуры Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителей Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия ФИО1 ФИО2 представителей административного истца ФИО3 прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия 15 декабря 2020 года принят приказ N 204 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021-2023 годы" (далее - Приказ от 15 декабря 2020 г. N 204), устанавливающий производственную программу в сфере холодного водоснабжения (Зубово-Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия) согласно Приложению N 1; производственную программу в сфере холодного водоснабжения (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия) согласно Приложению N 2; производственную программу в сфере водоотведения (Зубово-Полянское городское поселение Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия) согласно Приложению N 3; долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на питьевую воду для ООО "Мордовводоканал", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021-2023 годы, согласно Приложению N 4; долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021 - 2023 годы, согласно Приложению N 5; тарифы на питьевое водоснабжение для ООО "Мордовводоканал", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021- 2023 годы, согласно Приложению N 6; тарифы на водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021- 2023 годы, согласно Приложению N 7.
Данным приказом осуществлено тарифное регулирование ООО "Мордовводоканал" на 2021-2023 годы, а именно:
- подпунктами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 пункта I раздела 1 "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения" Приложения N 1 установлены мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, а именно капитальный ремонт водопроводных сетей п. Зубова Поляна: участок водопровода от улицы Калинина дом 14а до улицы Мелиоративной дом 2б; участок водопровода от улицы Парамонова дом 32 до улицы Парамонова дом 41; посёлок Школа факторных бригадиров, участок водопровода от улицы Спортивная дом 3 до улицы переулок Спортивный дом 6; участок водопровода от улицы Парамонова дом 44 до улицы Советская дом 61б; улица Новикова - Прибоя - улица Строительная, Закольцовка скважин N 1787, N 2943, N 1197; участок водопровода села Ширингуши, улица Дачная дом 4 до улицы Строительная дом 5; улиц Октябрьская;
- разделом 3 приложения N 1 установлен планируемый объём подачи воды ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия;
- разделом 4 приложения N 1 установлены финансовые потребности для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия;
- подпунктами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 пункта I раздела "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения" приложения N 2 установлены мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия), а именно ремонт водопроводной сети села Дубёнки: улица Бровцева от дома 4 до дома 8; улица Бровцева от дома 8 до переулка Денисова дом 20; улица Бровцева от стадиона до дома 20; улица Бровцева от дома 20 до котельной; улица Садовая от дома 10а; улица Садовая от дома 10а до улицы Жадейкина дома 3; улица Жадейкина от здания РОВД до здания школы; улица Жадейкина от здания школы до улицы Денисова; от улицы Денисова дома 16 до улицы 40 лет Победы;
- разделом 4 Приложения N 2 установлены финансовые потребности для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия);
- подпунктом 2 пункта 1 раздела 1 "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения" Приложения N 3 установлены мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоотведения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия), а именно, капитальный ремонт водопроводной сети посёлка Зубово Поляна улица Тургенева от дома 74 до улицы Советская дом 80;
- разделом 3 Приложения N 3 установлен планируемый объём принимаемых сточных вод ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия);
- разделом 4 приложения N 3 установлены финансовые потребности для реализации производственной программы в сфере водоотведения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия);
- столбцом 4 подпунктов 1, 2 "Долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на питьевую воду для ООО "Мордовводоканал", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021-2023 годы" приложения N 4 установлен базовый уровень операционных расходов на 2021 г. для Зубово-Полянского городского поселения, Ачадовского, Анаевского (с. Каргашино), Ширингушского сельских поселений Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 9811, 40 тысяч рублей; для Дубёнского, Поводимовского сельских поселений Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в размере 3161, 96 тысяч рублей;
- столбцом 4 подпункта 1 "Долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на водоотведение для ООО "Мордовводоканал на 2021-2023 годы" Приложения N 5 установлен базовый уровень операционных расходов на 2021 год для Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 3872, 22 тысячи рублей;
- Приложением N 6 установлены тарифы на питьевое водоснабжение для ООО "Мордовводоканал", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021-2023 годы;
- Приложением N 7 установлены тарифы на водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021-2023 годы.
Общество с ограниченной ответственностью "Мордовводоканал" (далее по тексту - ООО "Мордовводоканал") обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о признании недействующим в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 года N 204 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021 - 2023 годы", в обоснование требований, с учетом уточнения требований, указало, что являясь организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территориях Зубово-Полянского и Дубёнского муниципальных районов, обратилась в РСТ Республики Мордовия с заявлением об утверждении производственных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с 2021 по 2023 годы, долгосрочных параметров регулирования и тарифов. При вынесении оспариваемого приказа не было надлежаще учтено предложение ООО "Мордовводоканал", правовое и экономическое обоснование этому в экспертном заключении отсутствует, что привело к занижению и установлению необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) в экономически необоснованном размере.
Оспариваемый Приказ от 15 декабря 2020 г. N 204 противоречит действующим нормативным правовым актам, а именно: Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении); пунктам 2, 21- 24, 39- 42, 48- 52, 58, 61, 74, 77 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также - Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746 - э (далее также - Методические указания N 1746 - э), Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 (далее также - Правила разработки производственных программ).
В обоснование указывает, что РСТ Республики Мордовия при утверждении производственной программы ООО "Мордовводоканал" на 2021-2023 годы при расчёте тарифов на питьевое водоснабжение по статье "Ремонтные расходы" Дубёнского муниципального района Республики Мордовия необоснованно не принял во внимание накладные расходы и сметную прибыль ввиду того, что учёл затраты на капитальный ремонт хозяйственным способом, не подтвердив заявленный Обществом подрядный способ. Регулирующий орган самостоятельно, без возврата на доработку проекта, изменил график реализации мероприятий производственной программы в сфере холодного водоснабжения, в результате чего часть мероприятий по капитальному ремонту была перенесена на 2022 и 2023 годы.
Административный истец приводит аналогичное обоснование административных исковых требований в части расчётов тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение по статьям "Ремонтные расходы" Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия относительно необоснованности РСТ Республики Мордовия исключения накладных расходов и сметной прибыли.
Также указывает, что при расчёте статей "Вспомогательное производство", "Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства. Холодное водоснабжение" Зубово-Полянского и Дубёнского муниципальных районов РСТ Республики Мордовия принял во внимание не скорректированный расчёт, а первоначальный, который на тот момент был уже неактуальный. Административный ответчик снизил количество штатных единиц, исключив 2 единицы контролеров по водоснабжению, а по водоотведению штатные единицы исключены полностью.
При расчёте статей "Вспомогательное производство", "Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства. Холодное водоснабжение" Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, РСТ Республики Мордовия также необоснованно снизил количество штатных единиц с 2 до 0, 5 и среднемесячную заработную плату на одного работника, в связи с непринятием к учёту премирование сотрудников.
В связи с неверным исчислением затрат по указанным статьями отчисления на социальные нужды также рассчитаны неверно.
Указывает, что объём отпуска воды Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, утверждённый административным ответчиком, является экономически необоснованным, поскольку при подсчётах административный ответчик использовал фактические объёмы по централизованным системам водоснабжения, в которых Общество не оказывает услуги водоснабжения.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года административный иск общества с ограниченной ответственностью "Мордовская водопроводно - канализационная компания" удовлетворен полностью.
Признан не действующим со дня его принятия приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 года N 204 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021 - 2023 годы" в части:
-подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 пункта I "Мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения" раздела 1 "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения" Приложения N 1 "Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия);
-раздела 3 "Планируемый объём подачи воды" Приложения N 1 "Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия);
-раздела 4 "Финансовые потребности для реализации производственной программы" Приложения N 1 "Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение, Ачадовское, Анаевское (с. Каргашино), Ширингушское сельские поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия);
- подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 пункта I "Мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения" раздела 1 "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения" Приложения N 2 "Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия);
-раздела 4 "Финансовые потребности для реализации производственной программы" Приложения N 2 "Производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО "Мордовводоканал" (Дубёнское, Поводимовское сельские поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия);
-подпункта 2 пункта I "Мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоотведения" раздела 1 "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения" Приложения N 3 "Производственная программа в сфере водоотведения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия);
-раздела 3 "Планируемый объём принимаемых сточных вод" Приложения N 3 "Производственная программа в сфере водоотведения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия);
-раздела 4 "Финансовые потребности для реализации производственной программы" Приложения N 3 "Производственная программа в сфере водоотведения ООО "Мордовводоканал" (Зубово- Полянское городское поселение Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия);
- столбца 4 "Базовый уровень операционных расходов" подпунктов 1, 2 Приложения N 4 "Долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на питьевую воду для ООО "Мордовводоканал", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021-2023 годы";
-столбца 4 "Базовый уровень операционных расходов" подпункта 1 Приложения N 5 "Долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021- 2023 годы";
-Приложения N 6 "Тарифы на питьевое водоснабжение для ООО "Мордовводоканал", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения на 2021-2023 годы";
-Приложения N 7 "Тарифы на водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021-2023 годы".
Взыскано с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу ООО "Мордовская водопроводно-канализационная компания" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия на указанное решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.
Прокуратурой Республики Мордовия на указанное решение принесено апелляционное представление, в котором ставится вопрос об изменении решения Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года, исключении из мотивировочной части решения суда выводов суда о неправомерном исключении Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия при установлении ООО "Мордовводоканал" тарифов на питьевое водоснабжение по Дубенскому муниципальному району, на питьевое водоснабжение по Зубово-Полянскому муниципальному району, на водоотведение по Зубово-Полянскому муниципальному району Республики Мордовия по статье "Ремонтные расходы" затрат на капитальный ремонт исходя из подрядного способа выполнения работ в части сметных и накладных расходов.
Относительно доводов апелляционной жалобы Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия административным истцом представлены возражения.
Определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 января 2022 года принят отказ Прокуратуры Республики Мордовия от апелляционного представления на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года, прекращено апелляционное производство по апелляционному представлению Прокуратуры Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия ФИО4 участвующие в судебном заседании путем использования систем конференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ФИО5 участвующие в судебном заседании путем использования систем конференц-связи, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях относительно апелляционной жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении, а также Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, Методическими указаниями N 1746 - э, Правилами разработки производственных программ.
Расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьёй 32 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных названной статьёй, устанавливается Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении.
Пунктом 2 Правил разработки производственных программ предусмотрено, что проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части первой статьи 5 Федерального Закона о водоснабжении и водоотведении).
На территории Республики Мордовия в соответствии с пунктами 1, 11 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. N 642 (далее - Положение) полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждении производственных программ и осуществлении контроля за выполнением производственных программ, наделена РСТ Республики Мордовия.
Как следует из материалов дела, ООО "Мордовводоканал" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территориях Зубово-Полянского (в отношении Зубово-Полянского городского поселения, Ачадовского, Анаевского, Ширингушмского сельских поселений) и Дубенского (в отношении Дубенского и Поводимовского сельских поселений) муниципальных районов.
ООО "Мордовводоканал" 27 октября 2020 года обратилось в РСТ Республики Мордовия с заявлением об утверждении проектов производственных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения и об установлении тарифов на питьевое водоснабжение и (или) водоотведение на 2021-2023 годы посредством метода индексации, представив комплект обосновывающих документов.
По результатам оценки указанного предложения органом регулирования приказом от 13 мая 2020 года N 39 открыто тарифное дело N 26-вк, составлены соответствующие экспертные заключения, при рассмотрении дела тарифный орган применил метод индексации.
15 декабря 2020 года состоялось заседание коллегии органа регулирования, на котором единогласно принято решение об утверждении Программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, установлении долгосрочных параметров регулирования для установления тарифов на холодное водоснабжение, тарифов на питьевое водоснабжение, что отражено в оспариваемом Приказе и Протоколе заседания Коллегии РСТ Республики Мордовия от 15 декабря 2020 года N 43.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа от 15 декабря 2020 г. N 204, судом первой инстанции не установлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела.
Рассматривая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку произведенные РСТ Республики Мордовия расчеты тарифов являются необоснованными, осуществлены с нарушением норм, регламентирующих тарифное регулирование, что свидетельствует о противоречии оспариваемого в части приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В силу пунктов 4, 5, 6 части второй статьи 3 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно частям первой, пятой статьи 32 данного Федерального закона расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации; методом доходности инвестированного капитала; методом сравнения аналогов.
При расчёте тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надёжности, качества, энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определённых на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы). Данные тарифы ежегодно корректируются с учётом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 80 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, ООО "Мордовводоканал" заявлена НВВ на 2021 год в сфере водоснабжения в отношении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 21 276, 88 тысяч рублей.
РСТ по Республике Мордовия определена на 2021 год в размере 13 593, 43 тысячи рублей; на 2022 год в размере 14 049, 43 тысячи рублей; на 2023 г. в размере 14 443, 88 тысячи рублей.
В сфере водоснабжения в отношении Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в размере 10 886, 11 тысяч рублей. РСТ по Республике Мордовия определена на 2021 г. в размере 4368, 36 тысячи рублей, на 2022 г. в размере 4499, 43 тысячи рублей, на 2023 г. в размере 4634, 06 тысячи рублей.
В сфере водоотведения в отношении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия ООО "Мордовводоканал заявлена НВВ в размере 13 072, 42 тысячи рублей. РСТ по Республике Мордовия определена на 2021 г. в размере 4819, 52 тысячи рублей; на 2022 г. в размере 5076, 08 тысячи рублей; на 2023 г. в размере 5225, 24 тысячи рублей.
Как следует из материалов дела, административным истцом предложено включить в НВВ расходы по статье "Ремонтные расходы" в сфере холодного водоснабжения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия на 2021 год в размере 1789, 86 тысячи рублей, из которых: 191, 49 тысячи рублей - расходы на текущий ремонт, 1598, 36 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт.
РСТ Республики Мордовия утверждено по указанной статье на 2021 год 1069, 73 тысячи рублей, из них: 0 - расходы на текущий ремонт, 1069, 73 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт;
Административным истцом предложено включить в НВВ на 2022 г. в размере 1782, 45 тысячи рублей, из которых: 197, 16 тысячи рублей - расходы на текущий ремонт, 1585, 29 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт;
РСТ Республики Мордовия утверждено на 2022 год: 1100, 34 тысячи рублей, из них: 0 - расходы на текущий ремонт, 1100, 34 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт;
Административным истцом предложено включить в НВВ на 2023 год в размере 1186, 26 тысячи рублей, из которых: 203, 00 тысячи рублей - расходы на текущий ремонт, 983, 26 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт.
РСТ Республики Мордовия утверждено на 2023 год -1132, 91 тысячи рублей, их них: 0 рублей - расходы на текущий ремонт, 1132, 91 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт, в которую включены расходы в сумме 348, 58 тысячи рублей, перенесённые с 2022 г. на 2023 г.
При этом регулируемой организацией в составе тарифной заявки были представлены следующие документы: заявка на закупку товаров для облуживания и ремонта водопроводных систем, сметы на проведение работ в рамках производственной программы на 2021-2023 годы, акт технического обследования систем холодного водоснабжения, план закупок на 2021 год, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, мероприятий, направленных на улучшение качества обслуживания абонентов на 2021 год, проект производственной программы в сфере холодного водоснабжения на 2021 - 2023 годы.
В связи с тем, что административным истцом не были представлены договоры о выполнении работ подрядным способом, дефектные ведомости, план закупки товаров, работ и услуг размер расходов на капитальный ремонт определен РСТ Республики Мордовия хозяйственным способом, при этом административным ответчиком были учтены часть материальных расходов, расходов на оплату труда и расходов на эксплуатацию транспорта и механизма.
Разногласия в части определения расходов на капитальный ремонт составили: на 2021 г. в размере 528, 63 тысячи рублей; на 2022 г. в размере 484, 95 тысячи рублей, на 2023 г. - 198, 94 тысячи рублей, которые образовались ввиду исключения накладных расходов и сметной прибыли (не подтвержден подрядный способ выполнения работ по водопроводным сетям) и частичным переносом реализации мероприятий по капитальному ремонту водопроводной сети с. Дубёнки улица Бровцева от стадиона до дома 20 с 2021 г. на 2022 г. (на сумму 190, 71 тысячи рублей) и водопроводной сети с. Дубёнки, улица Садовая, от дома 10а до улицы Жадейкина, дома 3 с 2022 на 2023 год (на сумму 348, 58 тысячи рублей).
Разногласий в части определения расходов на текущий ремонт не имеется.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчётные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объём ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Судом первой инстанции проанализированы представленные в составе тарифного и административного дел обосновывающие материалы по данной статье расходов, установлено, что административный истец при рассмотрении заявления не представил договоры о выполнении работ подрядным способом, дефектные ведомости, план закупки товаров, работ и услуг, в связи с чем размер расходов на капитальный ремонт определен РСТ Республики Мордовия хозяйственным способом, при этом, административным ответчиком были учтены часть материальных расходов, расходов на оплату труда и расходов на эксплуатацию транспорта и механизма.
Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что в штате ООО "Мордовводоканал" отсутствует персонал способный выполнить строительные монтажные работы, указанные при расчёте расходов на капитальный ремонт, на балансе ООО "Мордовводоканал" также отсутствует необходимая для выполнения такого рода работ специализированная техника.
В суде апелляционной инстанции представители истца пояснили, что на балансе Общества специализированной техники не имеется, у Общества на праве аренды имеется одна единица спецтехники (экскаватор ЕК-14), который необходим для выполнения текущих аварийно-восстановительных работ по Зубово-Полянскому производственному отделению, однако для реализации мероприятий по капитальному ремонту необходимы как дополнительные специалисты, так и дополнительная специализированная техника.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предложение органа регулирования выполнить Обществу график ремонтов хозяйственным способом, некорректно, поскольку персоналу Обществу может предстоять выполнить несвойственные им строительные работы при отсутствии специальной техники. При этом, как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком в суде апелляционной инстанции, что в составе тарифной заявки имелись сведения о штате ООО "Мордовводоканал".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рациональным является выполнение рассматриваемых видов работ капитального ремонта подрядным способом, в связи с чем экономическая обоснованность вышеназванных расходов подлежала обоснованию с анализом представленных административным истцом накладных расходов и сметной прибыли, в том числе сравнением затрат на выполнение строительных работ хозяйственным способом с привлечением специальной техники и посредством заключения договоров подряда.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил позицию административного ответчика о непредоставлении определённого комплекта документов, при этом обосновано исходил из положений пункта 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которым в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесённые регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, чего органом регулирования сделано не было.
Суд первой инстанции проанализировав положения пунктов 9, 10, 14 Правил разработки производственных программ, обоснованно отклонил как несостоятельное утверждение административного истца о нарушении порядка принятия Производственной программы, установленного пунктами 9, 10 Правил разработки производственных программ, в части того, что органом регулирования самостоятельно без отправки на доработку изменён график реализации мероприятий производственной программы, в связи с чем часть мероприятий по капитальному ремонту водопроводной сети перенесена на последующий год.
Как следует из материалов дела, РСТ Республики Мордовия установлено соответствие проекта производственных программ, представленных ООО "Мордовводоканал", требованиям, указанным в пункте 5 Правил разработки производственных программ, поэтому основания для его возвращения на доработку у органа регулирования отсутствовали. Обязанность проверки органом регулирования экономической обоснованности показателей, изменение графика реализации мероприятий производственной программы, указанных Обществом в проекте производственных программ, в 30-дневный срок, а также необходимость уведомления не предусмотрены Правилами разработки производственных программ.
Оспаривая нормативный правовой акт в части утверждения расходов на капитальный ремонт по статье "Ремонтные расходы" в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия административный истец ссылается на доводы, аналогичные доводам, изложенным в отношении расходов на капитальный ремонт по статье "Ремонтные расходы" при установлении тарифов на питьевое водоснабжение Дубёнского муниципального района Республики Мордовия.
Административным истцом предложено включить в НВВ расходы по статье "Ремонтные расходы" в сфере водоснабжения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия на 2021 г. в размере 1505, 47 тысячи рублей, из которых: 271, 05 тысяч рублей - расходы на текущий ремонт, 1234, 42 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. предложено 1622, 27 тысячи рублей, из которых: 279, 07 тысячи рублей - текущий ремонт, 1342, 20 тысячи рублей - капитальный ремонт; на 2023 г. - 2652, 65 тысячи рублей, из которых: 287, 33 тысячи рублей - текущий ремонт, 2365, 32 тысячи рублей - капитальный ремонт.
РСТ Республики Мордовия утверждено по указанной статье на 2021 г. - 404, 63 тысячи рублей, из них: 130, 34 тысячи рублей - расходы на текущий ремонт, 274, 29 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. - 416, 21 тысячу рублей, из которых: 134, 07 тысячи рублей - текущий ремонт, 282, 14 тысячи рублей - капитальный ремонт; на 2023 г. - 428, 53 тысячи рублей, из которых: 138, 04 тысячи рублей - текущий ремонт, 290, 49 тысячи рублей - капитальный ремонт.
Разногласия административного истца с органом регулирования касаются определения расходов по капитальному ремонту, а именно: на 2021 г. - 930, 13 тысячи рублей; на 2022 г. - 1061, 06 тысячи рублей, на 2023 г. - 2074, 83 тысячи рублей. Согласно представленным материалам дела органом регулирования были учтены материальные расходы, расходы на эксплуатацию транспорта и оплату труда машинистов; исключены накладные расходы, сметная прибыль, материальные расходы, расходы на оплату труда строителей, машинистов экскаватора, машинистов бульдозера, машинистов электростанции, машинистов, автопогрузчиков, машинистов автопогрузчиков, машинистов крана, на работу крана, экскаватора, бульдозера, автомобиля бортового, котлов битумных, на эксплуатацию электростанции, установки для гидравлических испытаний и агрегатов для сварки.
Также административным истцом предложено включить в НВВ расходы по статье "Ремонтные расходы" в сфере водоотведения Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия на 2021 г. в размере 894, 67 тысячи рублей, а именно 176, 92 тысячи рублей - расходы на текущий ремонт, и 717, 75 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. в размере 899, 91 тысячи рублей, из которых 182, 16 тысячи рублей - расходы на текущий ремонт, 717, 75 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт; на 2023 г. в размере - 905, 30 тысячи рублей, из которых - 187, 55 тысяч рублей - расходы на текущий ремонт, 717, 75 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт.
РСТ Республики Мордовия утверждено по указанной статье на 2021 г. - 179, 55 тысячи рублей, из них: 45, 36 тысячи рублей - расходы на текущий ремонт, 134, 19 тысячи рублей - расходы на капитальный ремонт; на 2022 г. 183, 07 тысячи рублей, из которых 45, 03 тысячи рублей - текущий ремонт, 138, 03 - капитальный ремонт; на 2023 г. - 188, 71 тысячи рублей, из которых 46, 59 тысячи рублей - расходы на текущий ремонт, 142, 12 тысячи рублей - на капитальный ремонт.
Разногласия административного истца с органом регулирования касаются определения расходов по капитальному ремонту, а именно на 2021 г. - 583, 56 тысячи рублей; на 2022 г. - 579, 72 тысячи рублей; на 2023 г. - 575, 63 тысячи рублей.
Органом регулирования были учтены материальные расходы, расходы на эксплуатацию транспорта и оплату труда машинистов; исключены накладные расходы, сметная прибыль, материальные расходы, расходы на оплату труда строителей, машинистов экскаватора, машинистов бульдозера, машинистов электростанции, машинистов, машинистов автопогрузчиков, на работу экскаватора, бульдозера, автомобиля бортового.
Суд первой инстанции проанализировав в совокупности имеющиеся представленные доказательства, по доводам, изложенным выше, пришел к правильному выводу о неправомерном исключении органом регулирования из предложения истца накладных расходов и сметной прибыли, как экономически необоснованных и документально неподтверждённых.
Проверяя доводы административного истца относительно необоснованного расчёта РСТ Республики Мордовия статьи "Вспомогательное производство". "Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства. Холодное водоснабжение" Зубово- Полянского и Дубёнского муниципальных районов а также отчислений на социальные нужды судом первой инстанции установлено, что на момент подачи заявления на установление тарифов в РСТ Республики Мордовия, фактическая численность контролеров водопроводного хозяйства в штате группы по реализации водоснабжения и водоотведения Зубово-Полянского производственного отделения согласно штатного расписания составила 4 штатные единицы, Дубёнского производственного отделения - 2 штатные единицы.
Первоначально ООО "Мордовводоканал" при направлении заявления об установлении тарифов направил административному ответчику предложение, согласно которому расходы на оплату труда вспомогательного производства Зубово-Полянского муниципального района по водоснабжению составили 803, 16 тысячи рублей (2, 8 штатных единиц), по водоотведению 360, 84 тысячи рублей (1, 24 штатные единицы).
Также ООО "Мордовводоканал" направил административному ответчику скорректированный расчёт тарифов Зубово-Полянского муниципального района, в котором были указаны расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства в сумме 894, 01 тысячи рублей, то есть на 4 штатные единицы по водоснабжению, 0 - по водоотведению; отчисления на социальные нужды - 269, 99 тысячи рублей. Всего 1160, 00 тысячи рублей.
Согласно предложению ООО "Мордовводоканал" расходы на оплату труда вспомогательного производства Дубёнского муниципального района составили - 447, 00 тысячи рублей (2 штатные единицы); отчисления на социальные нужды - 135, 00 тысячи рублей. Всего 582, 00 тысячи рублей.
В подтверждение затрат по указанной статье административным истцом в тарифный орган были представлены: копия штатного расписания от 1 октября 2020 г, копии должностных инструкций, копия положения о премировании за основные результаты производственной и финансово - экономической деятельности работников с 1 января 2021 г, расчёты расходов на оплату труда и отчисления на социальных нужды персонала вспомогательной службы Зубово-Полянскому и Дубёнскому муниципальным районам на 2021 г, копия Соглашения об индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда; расчёт нормативной численности работников Группы по реализации водоснабжения и водоотведения; динамика среднемесячной номинально и реальной начисленной заработной платы по данным Федеральной службы статистики. Также представлены на запрос тарифного органа документы, подтверждающие количество обслуживаемых абонентов при наличии и при отсутствии прибора учёта; расчёт нормативной численности работников Группы по реализации водоснабжения и водоотведения; копии должностных инструкций контролера водопроводного хозяйства, инженера абонентского отдела.
РСТ Республики Мордовия утверждено по указанной статье по Зубово- Полянскому муниципальному району расходы на оплату труда вспомогательного производства, включая расходы на социальные нужды, в размере 803, 16 тысячи рублей (2, 8 штатные единицы) по водоснабжению, 360, 84 тысячи рублей - по водоотведению (1, 24 штатные единицы).
Разногласия составили 759, 2 тысячи рублей, которые образовались ввиду снижения количества штатных единиц с 4 до 2 и снижения среднемесячной заработной платы на одного работника с 18 625, 17 рублей в месяц до 12 954, 30 рублей в месяц.
По Дубёнскому муниципальному району РСТ Республики Мордовия утверждены расходы на оплату труда вспомогательного производства в сфере холодного водоснабжения в размере 157, 8 тысячи рублей.
Разногласия составили 424, 2 тысячи рублей, которые образовались также ввиду снижения количества штатных единиц с 2 до 0, 5 и снижения среднемесячной заработной платы на одного работника с 18 625, 17 рублей в месяц до 12 954, 30 рублей в месяц.
Согласно экспертным заключениям по Зубово-Полянскому и Дубёнскому муниципальным районам, возражениям административного ответчика, среднемесячная оплата труда принята по тарифной ставке рабочего с учётом дефлятора в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, разряды оплаты приняты с учётом штатного расписания, предложения организации.
В связи с тем, что фонд оплаты труда по расчёту РСТ Республики Мордовия сложился менее предложенного Обществом, отчисления на социальные нужды так же снижены. Текущее премирование на 2021 г. не принято, так как средняя оплата труда на 2021 г. превышает среднюю оплату труда на 2020 г. с учётом индекса потребительских цен.
Положения пункта 52 Основ ценообразования, пункта 17 Методических указаний N 1746 - э и Приложения 2.2 к Методическим указаниям N 1746 - э предусматривают включение в фонд оплаты труда выплат, связанных с текущим премированием (строка 2.8).
Суд первой инстанции проанализировав положения статей 129, 135 Трудового кодекса РФ, в том числе локальные акты Общества (Положение об оплате труда работников, Положение о премировании за основные результаты производственной и финансово - экономической деятельности работников, трудовые договора), приложенные к тарифной заявке пришел к правомерному выводу о том, что исключение в полном объёме из состава оплаты труда расходов на выплату премиальных (стимулирующих) выплат работникам и отчислений на социальные нужды с этих выплат противоречат пункту 5 части второй статьи 3 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, пункту 52 Основ ценообразования, пункту 17 Методических рекомендаций N 1746 - э.
В сфере водоснабжения и водоотведения действуют два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - ОТС в ЖКХ Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённое 8 декабря 2016 г, Соглашение), а также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённое Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г. (далее - ОТС в ЖКХ Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённое 16 марта 2017 г.), которые распространяются на Общество.
В силу пункта 2.8 ОТС в ЖКХ Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённого 8 декабря 2016 г, расходы, направляемые на оплату труда (подлежащие включению в составе операционных расходов в состав необходимой валовой выручки) включают не только суммы месячных тарифных ставок, но и иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, перечисленные в пунктах 2.8.2.1 - 2.8.2.7.
Согласно пунктам 2.5 и 2.8.2.4 ОТС в ЖКХ Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённого 8 декабря 2016 г, организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников, в которой учитывается, как правило, в совокупности: эффективность производства и улучшение результатов финансово - экономической деятельности; отсутствие аварий и роста инцидентов в отчётном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие роста травматизма в отчётном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; своевременное получение паспорта готовности организации к осенне-зимнему периоду; отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности; участие в общественной работе и управлении организацией (статьи 52, 53, 46, 41, 165 Трудового кодекса Российской Федерации); наличие уровня квалификации, подтверждённой Свидетельством о профессиональной квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства.
Премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово - хозяйственной) деятельности устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и включаются в состав средств на оплату труда работников в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда.
Административный истец также оспаривает численность штатных единиц, утверждённых РСТ Республики Мордовия при расчёте статей "Вспомогательное производство". "Расходы на оплату труда персонала вспомогательного производства. Холодное водоснабжение" Зубово- Полянского и Дубёнского муниципальных районов.
Как следует из материалов дела, штатная численность контролеров водопроводного хозяйства для Общества принята и рассчитана в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждёнными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 марта 2020 г. N 154/пр.
Также административным истцом представлено штатное расписание, имеющееся в материалах тарифного дела, согласно которому в Группе по реализации водоснабжения и водоотведения представлено 5 штатных единиц контроллеров.
Согласно экспертным заключениям расчёт по статье "Расчёты вспомогательного производства" произведены, в том числе, в соответствии с Рекомендациями Госстроя России N 66, которые утратили свою силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 15 июня 2020 г. N 316/пр.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что тарифным органом нормативная численность не рассчитана в соответствии с требованиями Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждённых приказом Минстроя России от 23 марта 2020 г. N 154/пр. Применённый порядок не основан на нормах действующего законодательства, соответствующее экономическое и правовое обоснование не приведено.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что из экспертных заключений и протокола заседания органа регулирования, не представляется возможным однозначно установить, каким образом административным ответчиком произведен расчёт нормативной численности по функциональной группе и также рассчитана средняя заработная плата.
Учтённая РСТ Республики Мордовия при определении расходов на оплату труда персонала вспомогательного производства по районам не соответствует ни фактической, ни нормативной численности работников, рассчитанной Обществом, и взята меньше, чем фактическая и нормативная численность работников.
Как следует из материалов дела, орган тарифного регулирования, определяя необходимое количество единиц на обслуживание потребителей, в экспертном заключении какого - либо расчёта указанной численности не привёл, в том числе исходя из количества подлежащих обслуживанию абонентов.
Судом первой инстанции сделаны верные выводы, что неопределение нормативной численности персонала и экономически необоснованный расчёт размера оплаты труда влечёт установление размера затрат на оплату труда в экономически необоснованном размере и, как следствие, размера отчислений на социальные нужды, поскольку размер отчислений на социальные нужды установлен действующим законодательством в процентном соотношении от фонда оплаты труда.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены как несостоятельные доводы административного ответчика со ссылкой на сходные отрасли права относительно обязанностей контролёра в снятии показаний учёта прибора не чаще одного раза в три месяца, поскольку должностной инструкцией контролера предусмотрены также и иные обязанности кроме как снятие показаний учета прибора абонента.
Оспаривая нормативный правовой акт в части необоснованного расчёта объёма отпуска воды Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия, административный истец указал, что при подсчётах административный ответчик использовал фактические объёмы по централизованным системам водоснабжения, в которых Общество не отказывает услуги водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний N 1746 - э, расчётный объём сточных вод устанавливается на очередной год в соответствии с Приложением 1.1 к Методическим указаниям, исходя из фактического объёма отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учётом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоотведения и прекращения приёма сточных вод в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества принятых сточных вод, включая переход от применения расчётных способов определения количества принятых сточных вод к использованию приборов учёта (сточных вод).
Объём отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объёмов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключённых организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения (пункт 6 Методических указаний N 1746 - э).
Объём отпуска питьевой воды на 2021 г. по предложению ООО Мордовводоканал" составил 392 тысячи куб. м, что соответствует объему воды, утвержденному органом регулирования на 2020 год.
Объем отпуска питьевой воды утвержденный органом регулирования на 2021 г. составил 493, 40 тысячи куб. м.
Согласно экспертному заключению объем отпуска питьевой воды рассчитан в соответствии с р.II Методических указаний с учетом предложения организации и планируемого подключения (технологического) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения. Расчет неучтенных расходов и потерь воды производился на основании Методики, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.10.2014 г. N 640/пр.
Как следует из материалов дела, ООО Мордовводоканал" обслуживает поселения, в которых ранее оказывало услуги ООО "Зубово-Полянаводоканал". Объем реализации воды и потерь воды рассчитаны с учетом фактических данных по вышеуказанной организации.
ООО Мордовводоканал" оказывает услуги водоснабжения с 2020 года.
Судом установлено, что при расчёте объёма отпуска воды орган регулирования использовал фактические объёмы по централизованным системам водоснабжения, в которых ООО "Мордовводоканал" не оказывает услуги водоснабжения.
РСТ Республики Мордовия признало нарушение при определении расчётного объёма по Умётскому городскому поселению и Дубительскому сельскому поселению Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия, в которых Общество не оказывает услугу водоснабжения.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика заявил о признании административного иска об оспаривании нормативного правового акта в части расчёта объёма отпуска воды Зубово - Полянского муниципального района.
Таким образом, орган регулирования допустил нарушения п. 6 Методических указаний и при расчете объема отпуска воды использовал фактические объемы по централизованным системам водоснабжения, в которых ООО "Мордовводоканал" не оказывает услуги водоснабжения.
В виду отмены оспариваемого приказа в части планируемого объема подачи питьевой воды по Зубово-Полянскому муниципальному району изменяется и объем принятых сточных вод, поскольку объем принятых сточных вод не может оставаться тем же при изменении отпуска питьевой воды, так как эти положения являются взаимосвязанными, то подлежит удовлетворение и требование о признании не действующим оспариваемого приказа в части раздела 3 "Планируемый объем принимаемых сточных вод" Приложения N3 "Производственная программа в сфере водоотведения ООО "Мордовводоканал" (Зубово-Полянское городское поселение Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия).
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания не соответствующим правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. N 204 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО "Мордовводоканал" на 2021- 2023 годы".
В связи с удовлетворением административного иска с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу ООО "Мордовская водопроводно - канализационная компания" в соответствии с частью первой статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, понесённые административным истцом при обращении в суд.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.