Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 16 ноября 2021 года кассационную жалобу Пискаревой Н.И. на решение Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 мая 2021 по административному делу N 2а-570/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике к Пискаревой Н.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения Пискаревой Н.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике Андреевой Л.М, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к Пискаревой Н.И, в котором просила взыскать транспортный налог в размере 40800 руб, пени по транспортному налогу в размере 429, 42 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что административным ответчиком, являющимся собственником транспортного средства, своевременно не исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год в размере 40 800 руб. За несвоевременную уплату налога были начислены пени в размере 429, 42 руб. Налогоплательщику было направлено требование об уплате задолженности в добровольном порядке, которое административным ответчиком не исполнено.
Решением Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 мая 2021 года, требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике удовлетворены, с Пискаревой Н.И. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 40 800 руб, пени в размере 429, 42 руб, а также государственная пошлина в размере 1 437 руб.
В кассационной жалобе Пискарева Н.И. просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указывает, что судами при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что транспортное средство MAN TGA 18.400, государственный регистрационный знак N, продано 2 февраля 2017 года, в связи с чем с указанной даты у Пискаревой Н.И. отсутствует право на данное транспортное средство и обязанность по уплате налога за него. Регистрация в ГИБДД не является регистрацией права собственности, данная регистрация необходима только для участия в дорожном движении. Налоговым органом не представлены доказательства, что административный ответчик являлся собственником указанного транспортного средства в период с 24 января 2015 года по 27 ноября 2020 года. Кроме этого, налоговый орган был уведомлён об отчуждении (продаже) транспортного средства MAN TGA 18.400, государственный регистрационный знак N, по договору купли-продажи от 2 февраля 2017 года путём подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год с приложением копий договора и акта приёма-передачи транспортного средства.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судами установлено, что Пискарева Н.И. является налогоплательщиком транспортного налога за 2018 год в связи с регистрацией за ней транспортного средства MAN TGA 18.400, государственный регистрационный знак N
4 июля 2019 года налоговым органом в адрес Пискаревой Н.И. направлено уведомление N 19016115 о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в срок не позднее 2 декабря 2019 года.
В связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике направлено требование N 5019 по состоянию 22 января 2020 года об уплате налога в размере 41400 руб, пени в размере 435, 73 руб. Установлен срок исполнения до 4 марта 2020 года.
Данное требование налогоплательщиком не исполнено.
26 мая 2020 года мировым судьёй судебного участка N 3 Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики вынесен судебный приказ о взыскании с Пискаревой Н.И. задолженности по налогам и пеням, который отменён 17 июня 2020 года в связи с поступившими от должника возражениями.
Административное исковое заявление поступило в суд 24 сентября 2020 года.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришёл к выводу, а суд апелляционной инстанции с данным выводом согласился, что заявленные налоговым органом требования подлежат удовлетворению.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы о том, что предмет налогообложения (транспортное средство MAN TGA 18.480) в 2018 году в собственности административного ответчика не находился в связи с продажей 2 июля 2017 года и поэтому Пискарева Н.И. должна быть освобождена от уплаты налога за данное транспортное средство, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении N 1035-О от 21 мая 2015 года, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. При этом Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утверждён приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) предусмотрена возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца в случае неисполнения новым владельцем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение 10 дней со дня приобретения транспортного средства.
Поскольку по состоянию на 31 декабря 2018 года транспортное средство MAN TGA 18.480, государственный регистрационный знак N, было зарегистрировано за Пискаревой Н.И, налоговой орган обоснованно исчислил налог административному ответчику.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 мая 2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Пискаревой Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 21 января 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.