Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рипка А.С, судей Ромасловской И.М, Умбетовой Э.Ж, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 года по гражданскому делу N2-653/2021 по иску Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан, Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" об устранении нарушений федерального законодательств, заслушав доклад судьи Ромасловской И.М, пояснения представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" Копылова М.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан, Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник", в котором просил обязать отделение социальный приют ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" устранить выявленные нарушения пожарной безопасности: обеспечить проведение проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечить покрытия потолка, стен и пола покрытием с известным показателем пожарной опасности; исключить различную ширину и высоту проступи ступеней на лестничных клетках в пределах маршей лестниц; обеспечить ширину эвакуационных выходов в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить открывание дверей по направлению движения; привести расстояния от точечных дымовых извещателей до стен в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить расстояние от оконного проема до лестницы, высоту ограждения лестницы, просветы вертикальных элементов в ограждении лестниц в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить количество средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на каждого дежурного; обеспечить наличие планов эвакуации на случай пожара, в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан обеспечить финансирование устранения вышеуказанных
нарушений в размере 52048778.00 рублей.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20.05.2021 года исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Республики Башкортостан, Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" об устранении нарушений федерального законодательств, удовлетворены частично.
На ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" возложена обязанность устранить выявленные нарушения пожарной безопасности: обеспечить проведение проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечить покрытия потолка, стен и пола покрытием с известным показателем пожарной опасности; исключить различную ширину и высоту проступи ступеней на лестничных клетках в пределах маршей лестниц; обеспечить ширину эвакуационных выходов в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить открывание дверей по направлению движения; привести расстояния от точечных дымовых извещателей до стен в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить расстояние от оконного проема до лестницы, высоту ограждения лестницы, просветы вертикальных элементов в ограждении лестниц в соответствии с требованиями законодательства в срок до 15.01.2022 года.
На Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан возложена обязанность обеспечить финансирование ГБУ Республики Башклртостан для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" устранения вышеуказанных нарушений.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.09.2021 года решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20.05.021 года отменено в части возложения на Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование ГБУ Республики Башкортостан для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" устранения выявленных нарушений.
В указанной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о возложении обязанности по обеспечению финансирования ГБУ Республики Башкортостан для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" устранения выявленных нарушений отказано.
В остальной части решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20.05.2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГБУ Республики Башкортостан Центр "Спутник" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части возложения на ГБУ Республики Башкортостан Центр "Спутник" обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. Полагает, что вывод судов первой и апелляционной инстанций о нарушении ГБУ Республики Башкортостан Центр "Спутник" требований пожарной безопасности, предусмотренных абзацем вторым п.48 ППР, и о необходимости понуждения ГБУ Республики Башкортостан Центр "Спутник" к устранению этого нарушения, не соответствует обстоятельствам гражданского дела и основан на неправильном применении норм материального права.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Так судом установлено, что в соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.02.2021 года, Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" 26.09.2002 года поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N39 по Республике Башкортостан.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.07.2015 года на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30.04.2002 года N-р ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Узянский детский дом Республики Башкортостан является собственником здания с кадастровым номером 02:11:200102:560, 2-х этажное кирпичное здание, общей площадью 3810.3 кв.м, по адресу: "адрес".
Из материалов контрольно-наблюдательного дела N установлено что, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору от 23.10.2020 года N по согласованию с Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена внеплановая выездная проверка юридического лица - ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" в здании по адресу: "адрес".
Согласно Акту проверки от 01.02.2021 года N в здании ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" по адресу: "адрес", выявлены 17 пунктов нарушений требований пожарной безопасности.
Предписанием от 01.02.2021 года N ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" установлен срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 15.01.2022 года.
В отношении должностного лица - директора ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" составлен Протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Судом установлено, что государственному инспектору по пожарной безопасности в момент проведения проверки представителем ответчика представлены: Акты испытаний ВПВ на работоспособность от 20 и 30 сентября 2020 года, Акты проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 26.03.2020 года, от 25.06.2020 года, от 23.04.2020 года, от 22.12.2020 года, Акт испытания пожарных гидрантов на водоотдачу от 30.09.2020 года, паспорта на двери металлические противопожарные, Протоколы испытания пожарных лестниц N, N и N в ГБУ Узянский детский дом от 30.07.2020 года, Акт о приемке технических средств системы автоматической пожарной сигнализации, Акт о проведении входного контроля, Акт об окончании пусконаладочных работ, Акт об окончании монтажных работ, Акт освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолкам, в полу.
Из Акта испытаний ВПВ на работоспособность от 30.09.2020 года следует, что произведены испытания на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода в ГБУ РБ Центр "Спутник", расположенном по адресу: "адрес", что подтверждается протоколом испытаний от 30.09.2020 года.
Согласно Протоколам испытания от 30.07.2020 года стационарные наружные лестницы N, N, N здания соответствуют требованиям НПБ 245-2001 и пригодны для эксплуатации.
ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" в 2019 году составлен Отчет по определению расчетных величин уровня обеспечения пожарной безопасности людей и уровня пожарной опасности для людей в здании ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник".
Из договора от 01.01.2021 года N следует, что между ИП Григорьевым С.А, именуемым в дальнейшем "исполнитель" и ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник", именуемым в дальнейшем "заказчик", заключен настоящий договор, по которому исполнитель принимает обязанности по выполнению работ по проведению технического обслуживания средств АПС.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.52, 53, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 22.07.2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что часть нарушений, установленных Актом проверки от 01.02.2021 года N ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" не устранены, пришел к выводу о том, что исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Поскольку финансовое обеспечение ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" осуществляется Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, за счет бюджета Республики Башкортостан, утвержденного Правительством Республики Башкортостан, суд, руководствуясь п.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о возложении обязанности на вышеуказанные органы власти по обеспечению финансирования ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" для устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных при проверке, установив срок для исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ - до 15.01.2022 года - даты устранения недостатков по Предписанию от 01.01.2021 года N.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность вынесенного решения, с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения на ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" обязанности по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности согласился, указав на правомерность и обоснованность возложения соответствующих обязанностей по осуществлению необходимых мероприятий.
Вместе с тем, указав на наличие заявки на финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в 2021 году в размере 520487.78 рублей, представленной ГБУ Республики Башкортостан Центр "Спутник" 18.01.2021 года, отменил состоявшееся решение в части возложения на Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязанности по обеспечению финансирования ГБУ Республики Башкортостан для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" устранения выявленных нарушений, с ссылкой на недопустимость соответствующего понуждения, так как указанное, в нарушение установленного ст.10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, является ограничением права главного распорядителя средств бюджета Республики Башкортостан, по реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.
Состоявшееся по делу апелляционное определение в части отказа в удовлетворении требований к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в кассационном порядке не обжалуется.
Суд кассационной инстанции правовых оснований не согласиться с выводами судов в обжалуемой части не усматривает.
Так, согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности предполагают под собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом названный Федеральный закон устанавливает, что нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, по выполнению предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности установлена положениями ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Положениями п.п.2, 3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу п.4 ст.4 вышеуказанного Федерального закона от 22.07.2008 года N123-ФЗ в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений ст.64, п.1 ст.82, п.7 ст.83, п.12 ст.84, п.п.1.1 и 1.2 ст.97 данного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизы до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкции или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 02.08.2013 года N "О применении нормативных актов", применение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих требования пожарной безопасности, осуществляется исключительно с учетом обязательности исполнения в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 года N123-ФЗ и п.1 ст.46 Федерального закона от 22.12.2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании", области их применения (проектирования, строительство и эксплуатация), действия во времени (с момента вступления в законную силу и только на объекты, запроектированные и построенные, а также на которых произведен капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение и изменение функционального назначения после указанного момента времени, если иное прямо не предусмотрено нормативным документов).
При этом письмом МЧС России от 22.03.2013 года N разъяснено, что собственник вправе выбирать способ обеспечения пожарной безопасности подобного рода объекта путем выполнения положений названного Закона и нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в его развитие, либо реализации требований нормативных документов, в соответствии с которыми указанный объект запроектирован и построен.
Для объектов, построенных до вступления в силу названного Закона, обеспечение пожарной безопасности подтверждается определением уровня пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91* "Пожарная безопасность. Общие требования"; для зданий, запроектированных и построенных после его вступления в силу - на основании расчета пожарного риска, выполненного по утвержденным в установленным порядке методикам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N "О противопожарном режиме" утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", содержание требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечению пожарной безопасности.
В п.39 Приказа МЧС России от 16.03.2007 года N "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введениях их в действие и применения" разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Указанное согласуется с положениями п.8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, дополнительно устанавливающих, что принятие указанных норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает организацию от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
При этом пунктом 1.1 СНиП 21-01-97 прямо определено, что данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только его создания, но и эксплуатации.
Кроме того, из анализа приведенных положений следует, что при определении выполнения пользователем здания требований пожарной безопасности надлежит учитывать не только правовые предписания с учетом правил действия их во времени, но и социально-бытовое, производственное назначение данной инфраструктуры.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суды нижестоящих инстанций, учитывая, что ряд нарушений, установленных Актом проверки от 01.02.2021 года N не были устранена, пришли к правомерному выводу о возложению на ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник" по осуществлению необходимых противопожарных мероприятий, поскольку в рассматриваемом случае, учитывая особое социальное назначение объекта защиты, в соответствии с положениями вышеуказанных норм, соблюдению подлежат, в том числе и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объектов проверки.
Принятие правовых норм после введения в эксплуатацию объекта проверки не освобождает ответчика - ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Спутник", от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение зданий в соответствии с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Иное толкование положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Вследствие указанного, доводы жалобы не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого в соответствующей части решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что ГБУ Республики Башкортостан Центр "Спутник" организовано проведение проверок наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на его территории, расположенной по адресу: "адрес", и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в здании, расположенном по указанному адресу не реже двух раз в год, что подтверждается актами испытаний пожарных гидрантов на водоотдачу от 30.09.2020 года N и от 29.03.2021 года N, в связи с чем вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком требований пожарной безопасности, предусмотренных абзацем вторым пункта 48 ППР, и о необходимости понуждения ответчика к устранению этого нарушения, не соответствует обстоятельствам дела, являлись предметом исследования судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку, как верно указано судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют об исполнении требований прокурора по систематическому обеспечению проведения проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже двух раз в год.
Также судом апелляционной инстанции не приняты во внимание доводы апелляционной жалобы, содержащиеся и в кассационной жалобе, о том, что двери эвакуационного выхода на лестничную клетку левого крыла спорного здания открываются в соответствии с абзацем первым п.4.2.22 СП 1.13130.2020 по направлению движения, поскольку представленная ответчиком фототаблица от 15.04.2021 года N, не подтверждает данные обстоятельства.
Несогласие заявителя с выводами судов в оспариваемой части, с оценкой доказательств, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений действующего законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться безусловным основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба также не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе в обоснование своей позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в п.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как своего правового обоснования и документального подтверждения не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года в части оставленной без изменения судом апелляционной инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГБУ Республики Башкортостан Центр "Спутник" Копылова М.О. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи И.М. Ромасловская
Э.Ж. Умбетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.