Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова Геннадия Ивановича к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" о признании незаконными и отмене решений, признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и повторном рассмотрении обращения
по кассационной жалобе представителя Гончарова Геннадия Ивановича по доверенности Литвинова Олега Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Гончаров Г.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", в котором с учетом уточненного иска просил:
- признать незаконным и отменить решение комиссии Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, оформленное протоколом от 24 июля 2020 года N, об отказе в выдаче Гончарову Г.И. удостоверения ветерана боевых действий;
- признать незаконным и отменить решение комиссии Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, оформленное протоколом от 29 сентября 2020 года N, об отказе в выдаче Гончарову Г.И. удостоверения ветерана боевых действий;
- признать право Гончарова Г.И. на получение удостоверения ветерана боевых действий на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";
- возложить на комиссию Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий повторно рассмотреть обращение командира войсковой части 43535 вх. УК ЧФ N о выдаче Гончарову Г.И. удостоверения ветерана боевых действий.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 ноября 2020 года иск Гончарова Г.И. удовлетворен.
Признаны незаконными и отменены решения комиссии Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 24 июля 2020 года и 29 сентября 2020 года об отказе в выдаче Гончарову Г.И. удостоверения ветерана боевых действий.
На комиссию Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий возложена обязанность повторно рассмотреть обращение командира войсковой части 43535 о выдаче Гончарову Г.И. удостоверения ветерана боевых действий.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 31 декабря 2020 года устранены описки в описательно-мотивировочной части решения Ленинского районного суда города Севастополя от 19 ноября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 марта 2021 года по решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 ноября 2020 года отменено, принято новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе представитель истца просит отменить апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель истца указывает, что суд апелляционной инстанции нарушил требования подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", пункта 6, абзацев 1 и 2 пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, а также положения статей 12, 61, 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд апелляционной инстанции применил не подлежащий применению пункт 7 статьи 5 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Полагает, что представленная на рассмотрение комиссии выписка из приказа командира войсковой части 43535 от 17 апреля 2018 года N232 с учетом изменений, внесёнными приказом командира войсковой части 43535 от 07 марта 2019 года N156 в соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 8 Порядка, утвержденного Приказом Минобороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N595, является достаточным подтверждающим документом, поскольку подтверждает период выполнения заявителем задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Указывает, что приказ командира войсковой части 43535 от 17 апреля 2018 года N232 является действующим, никем не оспорен, не признан недействительным или незаконным, издан полномочным лицом, соответственно, является законным.
Суд апелляционной инстанции не указал, какая именно норма права нарушена экипажем среднего морского танкера "Койда" при заполнении судового журнала, какое правовое значение имеет нарушение правил ведения судового журнала относительно записей о пересечении территориального моря Грузии, каким образом издание приказа командиром войсковой части об объявлении именного списка членов экипажа среднего морского танкера "Койда" 17 апреля 2018 года, а не в 2008 году, влияет на наличие либо отсутствие у истца права на получение удостоверения ветерана боевых действий. Не дана надлежащая правовая оценка наличию отметки в судовом журнале о поступлении устного приказа по радиосвязи от командира Новороссийской военно-морской базы о необходимости следовать в п. Сухуми. Полагает, что указанные обстоятельства ранее были предметом судебного рассмотрения, и мотивы отказа Гончарову Г.И. в выдаче удостоверения ветерана боевых действий были признаны судом несостоятельными, и в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию по настоящему делу. Указывает, что ответчиком вынесен отказ комиссии от 29 сентября 2020 года в нарушение требований пункта 6 Порядка, утвержденного Приказом Минобороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N595, без соответствующего заявления Гончарова Г.И.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом командира войсковой части 45535 от 17 апреля 2018 года N 232 объявлен именной список членов экипажа среднего морского танкера "Койда", с учетом изменений, внесенных приказом от 07 марта 2019 года, принимавших участие в выполнении задач с 11 по 16 августа 2008 года по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, во время грузино-абхазского вооруженного конфликта.
Гончаров Г.И, электрик 1 класса, поименован в именном списке к указанному приказу.
Приказ командира войсковой части 45535 от 17 апреля 2018 года N 232 издан в соответствии с Указанием Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 04 декабря 2008 года N 314/8/0325 "Об утверждении Перечня органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекавшихся к выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия на основании судовых ролей от 04 августа 2008 года и 07 сентября 2008 года".
14 марта 2019 года Гончаров Г.И. обратился с заявлением на имя командира войсковой части 43535 о направлении его документов как судового электрика 1 класса среднего морского танкера "Койда" в комиссию Черноморского флота для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, для рассмотрения на заседании вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в период с 09 августа 2008 года по 22 августа 2008 года на среднем морском танкере "Койда" в составе перечня органов военного управления, соединений, войсковых частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекавшийся к выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, в связи с фактическим выполнением данных задач в территориальных водах Грузии с 11 августа 2008 года по 16 августа 2008 года.
12 августа 2019 года комиссией Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий по результатам рассмотрения обращения командира войсковой части 43535 принято решение комиссией об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий Гончарову Г.И. по причине нарушений правил ведения судового журнала среднего морского танкера "Койда" (протокол N).
24 июля 2020 года во исполнение решения Ленинского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2019 года комиссией Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий повторно рассмотрен вопрос о выдаче удостоверения ветерана боевых действий Гончарову Г.И. (протоколом N), и принято решение об отказе выдаче Гончарову Г.И. указанного удостоверения по причине отсутствия документов, подтверждающих участие членов экипажа среднего морского танкера "Койда" в боевых действиях, выполнени задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 11 августа 2008 года по 16 августа 2008 года.
29 сентября 2020 года во исполнение приказания командующего войсками Южного военного округа решением комиссии Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий Гончарову Г.И. отказано в выдаче указанного удостоверения, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации документов, подтверждающих участие Гончарова Г.И. в составе экипажа среднего морского танкера "Койда" в боевых действиях, выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 11 августа 2008 года по 16 августа 2008 года, не представлено.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Гончарова Г.И, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N2288, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N280, частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что факт участия истца в составе экипажа среднего морского танкера "Койда" в боевых действиях, выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 08 августа 2008 года по 22 августа 2008 года подтвержден надлежащими доказательствами.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что документы, предусмотренные законом, для выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий отсутствуют, как и отсутствуют основания для повторного рассмотрения комиссией Черноморского Флота заявления о выдаче Гончарову Г.И. удостоверения ветерана боевых действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения, с соблюдением процессуального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
При этом законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд требований, при соблюдении которых гражданин может приобрести статус ветерана боевых действий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Как следует из раздела III Приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам отнесены, в том числе лица, выполнявшие задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 08 по 22 августа 2008 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
С 16 октября 2012 года вступил в действие Приказ Минобороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 Приложения к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий направляется обращение. К обращению прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") и наличие документов подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
В соответствии с разделом III указанного перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесено выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года.
Периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в боевых действиях (выполнении задач) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
Таким образом, законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения следующих условий: фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также изданными во исполнение данного Постановления ведомственными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной Инструкции основанием для выдачи удостоверений является документально подтвержденный факт выполнения лицами, указанными в пункте 1 настоящей Инструкции, задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций, а также факт выполнения ими правительственных боевых заданий.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы (выписки из приказов), записи в военных билетах (для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву), архивные справки (справки), записи в послужных списках личных дел, записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, а при необходимости - документы о полученном ранении (контузии, увечье) и наградные документы, иные документы.
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия Гончарова Н.Г. в боевых действиях в период проведения выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 08 августа 2008 года по 22 августа 2008 года им были представлены в суд выписки из судовых журналов, благодарность от Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что документы о привлечении экипажа среднего морского танкера "Койда" к выполнению задач с 09 по 22 августа 2008 года по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, не свидетельствуют об участии экипажа в боевых действиях.
Как следует из материалов дела, средний морской танкер "Койда" в рассматриваемый период должен был осуществлять дозаправку судов Черноморского флота водой и топливом, перед экипажем танкера задача участия в боевых действиях не ставилась. Сам по себе факт входа судна в территориальные воды Грузии и выхода из них не свидетельствует об участии экипажа в боевых действиях.
Таким образом, факт участия истца в боевых действиях не подтвержден надлежащими доказательствами.
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения и апелляционного постановления судами не допущено.
Доводы заявителя о том, что собранные им доказательства подтверждают обоснованность заявленных им требований, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, выданных органами военного управления, в материалах гражданского дела не имеется, факт участия военнослужащего в боевых действиях судами не установлен, оснований для отмены судебного постановления судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
При таких обстоятельствах апелляционное определение является законными и обоснованным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанного судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Гончарова Геннадия Ивановича по доверенности Литвинова Олега Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.