Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большуновой Оксаны Юрьевны к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым о выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя Большуновой Оксаны Юрьевны по доверенности Кропоткиной Олеси Сергеевны на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Большунова О.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, в котором с учетом уточненного иска просила:
- возложить на администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым обязанность ежемесячно выплачивать Большуновой О.Ю. ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями статей 3, 4 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-ЗРК "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" и постановлению Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года N88 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым";
- взыскать с администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой О.Ю. задолженность за семь месяцев по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости в размере 189224, 35 рублей;
- взыскать с администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой О.Ю. судебные расходы в размере 4984, 50 рублей.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2021 года в удовлетворении иска Большуновой О.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2021 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе истец Большунова О.Ю. просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, приняв по делу новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Большунова О.Ю. указывает, что ей направлено уведомление об установлении с 04 декабря 2019 года ежемесячной доплаты к пенсии в размере 12174, 05 рублей, но ежемесячная доплата к пенсии до настоящего времени не выплачивается, при этом никакого решения об отказе в установлении истцу доплаты к пенсии в соответствии с действующим законодательством не принималось. Полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что права истца не ущемлены, не соответствуют реальности, поскольку в случае установления и выплаты истцу ежемесячной доплаты к страховой пенсии, пенсионные выплаты, а соответственно ее материальное положение могло улучшиться. Указывает, что Положение о выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии за счет средств местного бюджета, не может служить ограничением прав на соответствующую выплату, а отсутствие бюджетных денежных средств в администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крыма также не может служить основанием для ограничения законных прав и интересов, при этом для осуществления установленных законом выплат достаточно согласования бюджета соответствующего муниципального образования с Министерством финансов Республики Крым и выделения соответствующих средств из местного республиканского бюджета целевым назначением на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Указывает, что суд первой инстанции вместо того, чтобы привлечь Министерство финансов Республики Крым в качестве соответчика, необоснованно отказал в установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии, предусмотренной действующими нормативными актами.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, представитель ответчика и третьего лица ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что решением 1-й сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского совета Республики Крым от 29 сентября 2014 года N 4 главой муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым избрана депутат Жемчужинского сельского совета первого созыва Большунова О.Ю. по единому избирательному округу от Жемчужинского местного сельского отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
29 сентября 2014 года Большунова О.Ю. вступила в должность главы муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым, председателя Жемчужинского сельского совета 1-го созыва Нижнегорского района Республики Крым.
26 декабря 2014 года Большунова О.Ю. принята на должность главы администрации Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым.
29 декабря 2014 года наименование должности главы муниципального образования изменено на "Председатель Жемчужинского сельского совета - глава администрации Жемчужинского сельского поселения".
03 декабря 2019 года полномочия председателя Жемчужинского сельского совета - главы администрации Жемчужинского сельского поселения прекращены в связи с вступлением в муниципальную должность вновь избранного председателя сельского совета - Главы администрации сельского поселения.
Решением 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23 мая 2019 года N 50/3 утвержден Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым, а также положение о комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии.
По данным справки отдела ПФР в Нижнегорском районе ГУ-УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) от 16 декабря 2019 года N с 25 августа 2019 года Большуновой О.Ю. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Общий размер пенсии с 01 августа 2019 года составляет 11490 рублей 19 копеек (страховая часть в размере 6156 рублей 00 копеек, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в размере 5334 рубля 19 копеек), суммы, полагающиеся в связи с валоризацией прав в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составляют 266 рублей 26 копеек.
12 декабря 2019 года Большунова О.Ю. обратилась к ответчику с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении.
Решением комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетам ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым от 25 февраля 2020 года N 1 истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии в сумме 12 174 рубля 05 копеек с 04 декабря 2019 года.
Распоряжением администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 28 февраля 2020 года N 12-Р истцу назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 12 174 рубля 05 копеек с 04 декабря 2019 года.
02 марта 2020 года письмом администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым истец проинформирована, что поскольку средства на выплату ежемесячной доплаты к пенсии в бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов не запланированы, будет подготовлен и направлен на согласование в Министерстве финансов Республики Крым проект решения "О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым "О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" от 17 декабря 2020 года N 3/1", и в случае согласования Министерством финансов Республики Крым данная выплата будет осуществлена.
14 мая 2020 года администрацией Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым истцу направлено письмо N, в котором сообщалось, что администрацией в Министерство финансов Республики Крым 11 марта 2020 года направлен проект решения Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым "О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 17 декабря 2019 года N 3/1 "О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".
Министерство в рамках своей компетенции рассмотрело данный проект решения и рекомендовало решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 23 мая 2019 года N 50/3 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым" признать утратившим силу, так как проект указанного решения не направлялся на согласование в Министерство финансов Республики Крым в соответствии с условиями подпункта 2.1.1.6 пункта 2.1.1 Соглашения от 19 ноября 2018 года N 148 "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2019 год" и направить в Министерство для рассмотрения и согласования новый проект решения "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым" в соответствии с пунктом 2.1.4.3 заключенного Соглашения между Министерством и администрацией Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 05 февраля 2020 года N 59 "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым". Указанные проекты решений направлены администрацией в Министерство финансов Республики Крым 29 апреля 2020 года N 47.
Согласно письму Министерства финансов Республики Крым от 20 мая 2020 года N8625/2 Министерство согласовывает указанные проекты решений при условии обеспечения расходов на их реализацию за счет собственных средств местного бюджета.
Решением N 6/4 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22 июня 2020 года решение 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23 мая 2019 года N50/3 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым" признано утратившим силу.
Согласно протоколу 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22 июня 2020 года за проект решения "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым" голосовали "за" 1 человек, "против" - 6 человек, решение не принято.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска Большуновой О.Ю, руководствуясь положениями статей 3, 53 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 11, 22, 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-ЗРК "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", постановления Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года N88 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым", Устава муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, исходил из того, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, при этом федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обеспечением.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права и сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 3).
Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Частью 3 этой же статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В пункте 12 части 1 статьи 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Исходя из системного единства с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. В соответствии с требованиями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Федеральное и региональное законодательство не предусматривают дефицитность средств местного бюджета в качестве основания прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, когда такое обязательство было принято муниципальным образованием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).
В связи с изложенным ограниченность возможностей бюджета, предоставление муниципальному образованию межбюджетных трансфертов и дотаций, не может являться основанием для не компенсируемого в иной форме прекращения действия (признания утратившим силу) муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления администрации муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, являющейся установленной в соответствии с приведенным выше федеральным и региональным законодательством социальной гарантией.
Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что нормативный акт, на котором основаны требования истца, признан утратившим силу только 22 июня 2020 года. До этого времени являлся действующим и обязательным к исполнению.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений об отмене, признании утратившим силу распоряжения от 28 февраля 2020 гола N 12-Р, которым истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии.
Между тем, приведенным выше обстоятельствам судом первой инстанции при разрешении спора не дана надлежащая оценка.
Судом апелляционной инстанции данное нарушение устранено не было.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, они принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Крым.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.