Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейниковой Ольги Павловны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя истца по доверенности Ершова С.Н, представителя ответчика по доверенности Берлинскую И.М, судебная коллегия
установила:
Олейникова О.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края (далее - ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара), в котором просила:
- признать незаконным решение ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара N в части отказа Олейниковой О.П. во включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы:
с 03 мая 1988 года по 04 ноября 1991 года в должности медицинской сестры ночного санатория войсковой части 18256, с 16 октября 1993 года по 09 ноября 2001 года в должности палатной медсестры войсковой части 42303 (377 военный госпиталь), с 17 февраля 1987 года по 20 марта 1987 года нахождение на курсах повышения квалификации;
- возложить на ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара обязанность включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Олейниковой О.П. периоды работы:
с 03 мая 1988 года по 04 ноября 1991 года в должности медицинской сестры ночного санатория войсковой части 18256, с 16 октября 1993 года по 09 ноября 2001 года в должности палатной медсестры войсковой части 42303 (377 военный госпиталь), с 17 февраля 1987 года по 20 марта 1987 года нахождение на курсах повышения квалификации;
- возложить на ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара обязанность назначить Олейниковой О.П. досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения - 10 февраля 2020 года;
- взыскать с ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара в пользу Олейниковой О.П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 22 октября 2020 года исковые требования Олейниковой О.П. удовлетворены.
На ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара возложена обязанность включить Олейниковой О.П. в специальный стаж периоды работы с 03 мая 1988 года по 04 ноября 1991 года в должности медицинской сестры ночного санатория войсковой части 18256, с 16 октября 1993 года по 09 ноября 2001 года в должности палатной медсестры войсковой части 42303 (377 военный госпиталь) и назначить ей трудовую пенсию по старости с 10 февраля 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 марта 2021 года решение Первомайского районного суда города Краснодара от 22 октября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе представитель ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального права, приняв новое решение по делу об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара указывает, что судами первой и апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о том, что трудовая деятельность в спорные периоды проходила в учреждениях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, поскольку сведений о наличии в войсковой части 18256 санатория, и о работе в спорный период в медицинском пункте, материалами не подтверждается. Также указывает, что работа в профилактории войсковой части 18256 не может быть отнесена к лечебно-профилактическим учреждениям. Полагает, что работа истца в войсковой части 42303 не являлась работой в военном госпитале.
Представитель ответчика по доверенности Берлинская И.М. поддержала кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании представитель истца Ершов С.Н. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 10 февраля 2020 года Олейникова О.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе "адрес" с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
13 апреля 2020 года решением ГУ-УПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара N Олейниковой О.П. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 30 лет специального стажа.
По предоставленным документам ответчиком признан специальный стаж работы Олейниковой О.П. - 19 лет 02 месяц 04 дня.
В специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены периоды работы Олейниковой О.П.:
- с 03 мая 1988 года по 04 ноября 1991 года в должности медицинской сестры ночного санатория войсковой части 18256, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком N464, Списком N1066, Списком N781, - с 16 октября 1993 года по 09 ноября 2001 года в должности палатной медсестры войсковой части 42303 (377 военный госпиталь), поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком N781, - с 17 февраля 1987 года по 20 марта 1987 года нахождение на курсах повышения квалификации, поскольку в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил N516 не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Олейниковой О.П. суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года, Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исходил из того, что периоды работы Олейниковой О.П. с 03 мая 1988 года по 04 ноября 1991 года в должности медицинской сестры ночного санатория войсковой части 18256 и с 16 октября 1993 года по 09 ноября 2001 года в должности палатной медсестры войсковой части 42303 (377 военный госпиталь) подлежат включению в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку к спорным периодам работы подлежит применению Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, который предусматривал возможность включения в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости, трудовую деятельность в таких учреждениях.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в войсковой части 18256 имелся медицинский пункт, в составе которого были должности медицинских сестер, то работа Олейниковой О.П. с 03 мая 1988 года по 04 ноября 1991 года в указанном учреждении тождественна работе в лечебно-профилактическом учреждении согласно Постановлению Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что такое учреждение здравоохранения как военный госпиталь прямо предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, в то время как работа Олейниковой О.П. с 16 октября 1993 года по 09 ноября 2001 года в должности палатной медсестры войсковой части 42303 (377 военный госпиталь) осуществлялась именно в таком учреждении.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
Пунктом 1 Постановления от 17 декабря 1959 года N 1397, действующего в спорный период, было установлено, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначаются врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах, по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению.
В соответствии с пунктом 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, предусмотрены должность старшей медицинской сестры и учреждение здравоохранения - госпиталь (пункт 5).
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 также предусмотрены должность старшей медицинской сестры и учреждения - госпитали всех наименований (пункт 6).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 года N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив приведенное правовое регулирование, установил, что периоды работы Олейниковой О.П. с 03 мая 1988 года по 04 ноября 1991 года в должности медицинской сестры ночного санатория войсковой части 18256 и с 16 октября 1993 года по 09 ноября 2001 года в должности палатной медсестры войсковой части 42303 (377 военный госпиталь) подлежат включению в специальный стаж, в связи с чем обосновано удовлетворил исковые требования Олейниковой О.П. в данной части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судами первой и апелляционной инстанции не применен закон, подлежащий применению, и применен закон, не подлежащий применению являются не состоятельными, поскольку суд, рассматривающий дело, определяет, какие нормы материального права подлежат применению по каждому конкретному делу, которые вытекают из существа правоотношений, и указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения законного и обоснованного решения по делу.
Фактически доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции, сформулированными по результатам оценки представленных доказательств, в связи с чем, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене судебного постановления в кассационном порядке.
Спор разрешен судом с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу.
При таких обстоятельствах решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 марта 2021 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.