Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В, судей Морозовой Н.А, Суслова К.К, по докладу судьи Суслова К.К, при секретаре Пархоменко В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России N 3 но г. Краснодару к "ФИО"9 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, по апелляционной жалобе ИФНС России N 3 но г. Краснодару на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2021 года, Заслушав доклад судьи Суслова К.К, судебная коллегия, установила:
ИФНС России N 3 по г. Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением к Светогорову Н.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере "... "и пени по транспортному налогу с физических лиц в размере "... ", а всего "... ".
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России N 3 но г. Краснодару отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, административный истец обратился с апелляционной жалобой в суд, в которой просит постановленное по административному делу судебное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России N 3 по г. Краснодару на основании доверенности Маргарян Б.Л. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2021 года.
В судебном заседании административный ответчик Светогоров Н.Ю. просил решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты, установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов, согласно информационной базе Управления ГИБДД ГУМВД России по Краснодарскому краю транспорт, принадлежащий Светогорову Н.Ю, является объектом налогообложения, а именно легковой автомобиль "... ": "N... ", государственный регистрационный знак "N... ", год выпуска: 2010, дата регистрации права "Дата... ", количество месяцев владения в 2019 году: 12, дата утраты права: отсутствует.
Налоговый орган в рамках компетенции, предоставленной ст. 52 НК РФ, исчислил сумму имущественных налогов за 2019 г. в общем размере "... " руб, в том числе и по транспортному налогу за 2019 г, в размере "... " руб. и направил в адрес налогоплательщика посредством использования сервиса "Личный кабинет налогоплательщика" налоговое уведомление N "N... " от "Дата... " г, в котором сообщил о необходимости уплатить транспортный налог в размере "... " руб. не позднее "Дата... " г. Налоги в установленный срок, оплачены не были.
Частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 07.12.2011 года (ответ на вопрос 4), п.3 ст.48 НК РФ устанавливает специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
Мировым судьей "Дата... ". вынесен судебный приказ "N... " о взыскании задолженности с Налогоплательщика.
Определением от "Дата... " г. Мировой судья отменил судебный приказ, вынесенный "Дата... ". по делу N "N... ", в связи с тем, что Налогоплательщик возражает относительно исполнения судебного приказа, так как транспортное средство было им продано в 201 7 г.
По состоянию на дату подачи административного искового заявления налогоплательщиком задолженность по транспортному налогу и по пени не погашена.
Так же, из представленных материалов дела следует, что "Дата... ". между Светогоровым Н.Ю. и "ФИО"15 был заключен договор купли-продажи транспортного средства "... ": "N... ", 2010 года выпуска, цвет белый металлик, государственный регистрационный знак "N... ". Автомобиль был передан "ФИО"10 после подписания договора купли-продажи со всеми документами. По договоренности "ФИО"14 обязался переоформить автомобиль на свое имя. в течении 10 дней.
В дальнейшем "ФИО"11 не исполнил условия договора и не переоформил автомобиль в ГИБДД на свое имя, что послужило неоднократному привлечению Светогорова Н.Ю. к административной ответственности в виде штрафов за нарушения в области дорожного движения, зафиксированных специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.
"Дата... " Светогоров Н.Ю. обратился в органы ГИБДД с целью снятия проданного им автомобиля с регистрационного учета, в чем ему было отказано, поскольку на автомобиль наложено ограничение на осуществление регистрационных действий.В силу, п. 1.5. договора, заключенного "Дата... " между Светогоровым Н.Ю. и "ФИО"12 - право собственности да транспортное средство переходит к покупателю с момента подписания настоящего договора.
В силу пункта 1 статьи 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения являются транспортные средства (в том числе автомобили), зарегистрированные в установленном порядке (пунктом 1 статьи 358 НК РФ).
Согласно пунктам 4 и 5 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (действовал на момент заключения договора купли-продажи ТС) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Аналогичные положения также содержались в пункте 4 приказа МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", действовавшем в 2016 году.
В данных Правилах указано, что владелец обязан в установленном порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения.
Как следует из пояснений административного ответчика в судебном заседании, транспортное средство "... "гос. Номер "N... ") было продано в 2017 году, однако до сих пор не снято с регистрационного учета. В административном исковом заявлении графа дата утраты права не заполнена, в связи с чем и было произведено начисление транспортного налога в размере "... " "... " рублей за 2019 году.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в фактическом пользовании.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4). Следовательно, у налогоплательщика имелась реальная возможность собственными действиями снять автомобиль с регистрационного учета.
Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358 НК РФ), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от 29 сентября 2011 года N 1267-0-0, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 26 апреля 2016 года N 873-0, от 29 мая 2019 года N 1441-О и др.).
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Факт реализации, в отсутствие данных о снятии автомобиля с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога.
Таким образом, продажа (утрата) транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Судебной коллегией по административным делам Краснодарского краевого суда приходит к выводу о том, что недобросовестность покупателя транспортного средства в части не осуществления государственной регистрации перехода права собственности транспортного средства на себя, не препятствуют Светогорову Н.Ю. снять автомобиль с учета и не основанием для освобождения административного ответчика от уплаты налога и пени.
Таким образом, судом первой инстанции не правильно применены нормы материального права.
Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела допущены, о чем указано выше.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о неправильном применении и толковании судом первой инстанции норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, что повлияло на исход административного дела, в связи с чем, решение нижестоящего суда в силу положений пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2021 года- отменить и принять по делу новое решение.
Административные исковые требования ИФНС России N 3 но г. Краснодару к "ФИО"13 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам - удовлетворить.
Взыскать со Светогорова Никиты Юрьевича задолженность по транспортному налогу в размере "... " руб.и пени по транспортному налогу с физических лиц в размере "... ", а всего "... ".
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.
Председательствующий Онохов Ю.В.
Судьи: Морозова Н.А.
Суслов К.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.