Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года (дело N 2а-543/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года (N 33a-161/2021) по административному исковому заявлению Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными уведомлений.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) об оставлении запросов без рассмотрения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15 марта 2021 года Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа обратилось в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с запросами о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости в виде копий документов - договоров аренды земельных участков и договоров о замене стороны в договорах аренды земельных участков.
Данные запросы оставлены административным ответчиком без рассмотрения, поскольку, по мнению Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, копии запрашиваемых документов могли быть предоставлены административному истцу только за плату.
Ссылаясь на положения пункта 4 части 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункта 6 статьи 6 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 года N 95-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа", иные нормативные правовые акты, административный истец полагал, что данные требования Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не основаны на законе.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве соответчика привлечен филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу).
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года административное исковое заявление Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа к Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании уведомлений незаконными удовлетворено.
Признаны незаконными уведомления Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 22 марта 2021 года NN КУВИ N об оставлении без рассмотрения запросов Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа.
Возложена обязанность на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу предоставить Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа сведения из Единого государственного реестра недвижимости в виде документов, перечисленных в запросах от 12 марта 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года отменено в части возложения на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкого автономного округу обязанности по предоставлению Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа сведений из Единого государственного реестра недвижимости в виде документов, перечисленных в запросах от 12 марта 2021 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 25 октября 2021 года, Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что 15 марта 2021 года Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа обратилось в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с запросами о предоставлении сведений из ЕГРН в виде копий документов - договоров аренды земельных участков и договоров о замене стороны в договорах аренды земельных участков.
Уведомлениями от 22 марта 2021 года данные запросы оставлены без рассмотрения в связи с тем, что копии документов могли быть предоставлены Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа только на возмездной основе, то есть за плату.
Полагая, что административный ответчик незаконно оставил запросы о предоставлении сведений из ЕГРН без рассмотрения, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемые уведомления незаконными, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 3, частей 1 и 2 статьи 9, части 1 статьи 11, частей 1, 5 и 9 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2015 года 968 (также действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), пришел к выводу о том, что запрашиваемые Управлением имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа сведения в виде копий документов требовались для осуществления указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своих полномочий в установленной сфере деятельности, в связи с чем и на основании пункта 2 части 1 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлежали предоставлению бесплатно.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (органом регистрации прав).
Частью 1 статьи 62 указанного Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
Перечень таких ограничений, в том числе содержится в части 13 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ, пунктом 4 которой предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, могут предоставляться руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации вправе запрашивать сведения из ЕГРН в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, если данные сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности.
Пунктом 6 статьи 6 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 года N 95-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа" предусмотрено, что органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Земельным кодексом Российской Федерации.
Первоначально реализация данных полномочий, в том числе функций арендодателя при предоставлении в пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и функций администратора поступлений средств от продажи права на заключение договоров аренды на торгах таких земельных участков, возлагалась на Департамент финансов, экономики и имущества Ненецкого автономного округа (подпункт 1 пункта 18 Положения о Департаменте финансов, экономики и имущества Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2014 года N 464-п).
В соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 25 августа 2015 года N 273-п "Об органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа" (с изменениями, внесенными постановлением от 26 ноября 2015 года N 383-п) с 1 октября 2015 года полномочия Департамента финансов, экономики и имущества Ненецкого автономного округа в сфере земельных отношений перешли к вновь образованному Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа.
Согласно Положению об Управлении имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, утвержденному постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 25 августа 2015 года N275-п (с изменениями и дополнениями), данное Управление:
-осуществляет в установленном земельным законодательством порядке управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, выполняет функции арендодателя при предоставлении таких земельных участков в пользование (подпункт 1 пункта 14);
-обеспечивает защиту имущественных прав и интересов Ненецкого автономного округа, в том числе в судебном порядке, как на его территории, так и за его пределами, в том числе представляет в судебных органах права и законные интересы Ненецкого автономного округа по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения, а также представляет в установленном порядке в судах права и законные интересы Управления по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения (подпункт 19 пункта 16);
-осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты неналоговых платежей, администратором которых является Управление в соответствии с законом об окружном бюджете (подпункт 24.2 пункта 16);
-имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов (должностных лиц) местного самоуправления и иных лиц сведения и материалы, необходимые для осуществления Управлением своих полномочий (подпункт 1 пункта 17).
Таким образом, Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, являясь исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, при обращении в суды с требованиями о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, действует в рамках возложенных на него полномочий в области земельных отношений, и, соответственно, сведения из ЕГРН в виде копий документов - договоров аренды данных земельных участков, были необходимы для осуществления полномочий указанного органа в установленной сфере деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона N 218-ФЗ по общему правилу сведения, содержащиеся в ЕГРН, аналитическая и иная информация предоставляются за плату.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 63 Федерального закона N 218-ФЗ, сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются по запросам о предоставлении сведений, поступившим от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, бесплатно.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали уведомления Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 22 марта 2021 года об оставлении запросов Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа без рассмотрения не соответствующими требованиям закона.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений в обжалуемой части, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года в неотмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.