Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 июня 2021 года по административному делу N 2а-2479/2021 по административному исковому заявлению Спановского С. Ю. к ФСИН России, первому заместителю начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Лещеву В. И. о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Спановский С.Ю, отбывающий по приговору суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ ФСИН России в переводе его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение по месту жительства (регистрации) до заключения под стражу и по месту жительства родственников (Самарская область), оформленный письмом от 16 ноября 2020 года N ОГ-12-50679, принять решение о переводе его в исправительное учреждение Самарской области.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 года суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 июня 2021 года, заявленные Спановским С.Ю. требования удовлетворены частично. Ответ первого заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Лещева В.И. от 16 ноября 2020 года N ОГ-12-50679 на обращение Спановского С.Ю. от 29 сентября 2020 года признан незаконным и нарушающим права административного истца. На ФСИН России возложена обязанность в течение месяца повторно рассмотреть обращение Спановского С.Ю. от 29 сентября 2020 года и сообщить об исполнении решения в суд и Спановскому С.Ю. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 июня 2021 года, поданной ФСИН России и УФСИН России по Республике Карелия через суд первой инстанции 2 ноября 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 ноября 2021 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального права, и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование кассационной жалобы указывается, что административный истец осужден, в том числе за преступление, предусмотренное статьей 209 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ); суду были представлены доказательства о поддержании социально-полезных связей административным истцом путем ведения переписки с родственниками (матерью, сестрой), в том числе свиданий; сведений о наличии непреодолимых препятствий иметь свидания с близкими родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры административным истцом суду не представлено; место отбывания наказания определено административному истцу в соответствии с требованиями закона с учетом вида исправительного учреждения, личности осужденного и иных факторов; оспариваемое решение не может рассматриваться как нарушающее права административного истца, правовых оснований для перевода в другое исправительное учреждение у ФСИН России не имелось.
Кроме того, в кассационной жалобе указывается, что согласно материалам дела осужденный Спановский С.Ю. убыл 10 сентября 2021 года в УФСИН России по Самарской области для дальнейшего отбывания наказания.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Спановский С.Ю. осужден приговором Самарского областного суда от 7 декабря 2011 года по части 1 статьи 209, пунктам "а", "б" части 4 статьи 162, пункту "а" части 4 статьи 158 (2 эпизода), пунктам "а", "в" части 4 статьи 162, части 4 статьи 33 - пункту "з" части 2 статьи 105 УК РФ к лишению свободы сроком на 22 года без штрафа с ограничением свободы на срок 2 года с отбыванием основного наказания в исправительной колонии строгого режима.
Спановский С.Ю. был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, где находился с 12 января 2012 года.
До осуждения Спановский С.Ю. был зарегистрирован и фактически проживал в г. Самара.
Родственники административного истца: мать, супруга, дочь проживают в г. Самара.
29 сентября 2020 года Спановский С.Ю. через администрацию ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия обратился в адрес ФСИН России с заявлением о переводе для дальнейшего отбывания наказания в Самарскую область по месту жительства его близких родственников, мотивировав свое обращение невозможностью для родственников навещать его в колонии, а для себя невозможностью в полном объеме поддерживать социально-полезные связи с близкими родственниками.
16 ноября 2020 года решением первого заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Лещева В.И, оформленным письмом N ог-12-50679, в удовлетворении заявления о переводе в иное исправительное учреждение Спановскому С.Ю. отказано в связи с отсутствием оснований, препятствующих дальнейшему нахождению административного истца в исправительной колонии Республики Карелия.
Признавая оспариваемый административным истцом ответ незаконным и обязывая повторно рассмотреть заявление осужденного, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась проверяя законность и обоснованность судебного решения в апелляционном порядке судебная коллегия, исходил из того, что при разрешении обращения Спановского С.Ю. ФСИН России не выяснялись и не учитывались такие обстоятельства, как наличие родственников, с которыми он поддерживает социально-полезные связи, место их проживания, их финансовые возможности.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из содержания оспариваемого ответа и материалов дела, отказ Спановскому С.Ю. в переводе в другое исправительное учреждение по месту жительства близких родственников в Самарскую область был связан лишь с отсутствием, по мнению ФСИН России, обязанности удовлетворять заявление о переводе в другое исправительное учреждение для отбывания наказания по месту жительства близких родственников в связи с его осуждением за преступление, включенное в перечень, указанный в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника (часть 1).
По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (часть 2.1).
В силу положений части 4 статьи 73 УИК РФ, осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.1, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.2, статьей 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Между тем, как правомерно указано судами в обжалуемых решении и апелляционном определении, вне зависимости от вида преступления совершенного осужденным действующее законодательство не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания и допускает при наличии свободных мест и отсутствии других оснований для невозможности отбывания наказания по месту жительства близких родственников перевод осужденного в другое исправительное учреждение по месту жительства родственников.
В силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, в соответствии с пунктом 9 которого по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо сего согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, допускается по решению ФСИН России. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит.
В данном случае из содержания оспариваемого ответа не усматривается, что ФСИН России дала оценку наличию или отсутствию близких родственников Спановского С.Ю. в Самарской области, месту их проживания, их финансовым возможностям.
При вышеуказанных обстоятельствах дела, установленных судами, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, вопреки доводам кассационной жалобы, не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что отказ ФСИН России в переводе Спановского С.Ю. для отбывания наказания в исправительную колонию, находящуюся по месту жительства его близких родственников, в Самарскую область по мотиву лишь отсутствия возможности такого перевода для лиц, осужденных за преступления, перечисленные в части 4 статьи 73 УИК РФ, является незаконным.
Нормы материального права судами применены правильно. Выводы судов согласуются с разъяснениями, данными в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, в силу которых, действующее законодательство, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение. В этой связи к таким обстоятельствам может быть отнесена в том числе невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают, о допущенных судами существенных нарушениях норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Осуждение административного истца в том числе за преступление, предусмотренное статьей 209 УК РФ, доводы о поддержании Спановским С.Ю. социально-полезных связей с родственниками (матерью, сестрой) путем ведения переписки, а также свиданий, на которые указывается в кассационной жалобе, не исключают обязанность ФСИН России рассмотреть заявление административного истца о переводе для отбывания наказания в исправительную колонию, находящуюся по месту жительства его близких родственников, по существу не только с точки зрения наличия или отсутствия формальной обязанности удовлетворять такое заявление, но и с учетом совокупности данных о личности осужденного, в том числе месте проживания его родственников, их финансовых возможностях, возможности осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
При установленных обстоятельствах дела, суд первой инстанции правомерно избрал способом устранения нарушенного права обязание ФСИН России повторно рассмотреть заявление административного истца от 29 сентября 2020 года по существу поставленного в нем вопроса.
То обстоятельство, что как указано в кассационной жалобе, осужденный Спановский С.Ю. убыл 10 сентября 2021 года, то есть после вступления обжалуемых судебных актов в законную силу, в УФСИН России по Самарской области для дальнейшего отбывания наказания, основанием для пересмотра постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке не является.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что отмена или изменение судебных постановлений нижестоящих судов в порядке кассации возможны исключительно в случае наличия таких ошибок в толковании и применении закона, которые повлияли на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав, свобод и охраняемых законом публичных интересов, а таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 июня 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.