Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3753/2021 по иску Мингалеевой Евдокии Егоровны к ГБУ Республики Коми "Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми" о признании незаконным непредоставления информации о работнике для включения в реестр работников, претендующих на выплату стимулирующего характера, невключении в реестр работников, подлежащих оплате выплат стимулирующего характера, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Мингалеевой Е.Е. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителя ГБУ Республики Коми "Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми" Шангина Д.А, действующего по доверенности от 9 января 2022 г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мингалеева Е.Е. обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Коми "Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми", уточнив исковые требования, просила признать действия в части непредставления информации о работнике в контролирующие органы для включения в реестр работников, претендующих на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 незаконными, возложить обязанность включить в реестр работников, подлежащих оплате специальной социальной выплаты, взыскать специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Республики Коми от 4 декабря 2020 г. N 588, с 1 ноября 2020 г. по дату вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 сентября 2021 г, в удовлетворении исковых требований Мингалеевой Е.Е. отказано.
В кассационной жалобе Мингалеева Е.Е. ставит вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что с 11 июня 2020 г. Мингалеева Е.Е. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности дезинфектора.
Из должностной инструкции следует, что истец должна соблюдать правила инфекционной безопасности при работе с биологическими жидкостями пациента, медицинскими отходами, выполнять все виды дезинфекционных работ (периодическую и заключительную дезинфекцию) в соответствии с санитарными нормами, действующими инструкциями, положениями, правилами и методическими рекомендациями, ежедневно, не менее двух раз за смену, выполнять текущую уборку дезинфекционно-стерилизационного помещения, кабинета приема амбулаторных больных; еженедельно по графику проводить генеральную уборку: дезинфекционно- стерилизационного помещения; кабинета приема амбулаторных больных; салонов автомобилей скорой медицинской помощи (поверхности в салоне: стены, пол, двери и т.д, поверхности приборов, аппаратов, носилок, подголовников и др.); ежедневно в дезинфекционно-стерилизационном помещении проводить дезинфекцию использованных медицинских изделий; по требованию фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи смены проводит: дезинфекцию салонов автомобилей скорой медицинской помощи в случаях загрязнения их биологическими жидкостями (кровь, рвотные массы и др.) с последующей отметкой в журнале дезинфекции; дезинсекцию салонов автомобилей скорой медицинской помощи; является ответственным лицом за сбор, обеззараживание, удаление и учет медицинских отходов на местах их образования.
Согласно инструкции по обеззараживанию автомобиля скорой медицинской помощи на специально выделенной временной площадке, утверждённой главным врачом ГБУ Республики Коми "Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми" от 4 апреля 2020 г, обеззараживание автомобиля скорой медицинской помощи проводится силами сотрудников бригады скорой медицинской помощи, остатки рабочего раствора дезинфицирующего средства на поверхностях салона автомобиля смываются проточной водой на центральной подстанции силами дезинфекторов.
Правительством Российской Федерации 30 октября 2020 г. принято постановление N 1762, которым утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 2 указанного постановления определены категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а также размеры этой выплаты.
В целях оказания поддержки медицинским и иным работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, которым не предусмотрена специальная социальная выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762, принято постановление Правительства Республики Коми от 4 декабря 2020 г. N 588, которым утверждён Порядок осуществления дополнительных выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, обеспечивающим условия для оказания медицинской помощи по диагностике и лечению внебольничной пневмонии, новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения Республики Коми от 11 декабря 2020 г. N 24791/01-20 указанные выплаты осуществляются отдельно по основным должностям и/или по должностям, занимаемым в порядке совместительства в зависимости от того, по какой должности (в рамках одного трудового договора) был контакт с пациентом с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или внебольничной пневмонии в результате осуществления работником профессиональной деятельности. Если работники не оказывали медицинскую помощь таким пациентам, то выплаты указанным работникам не положены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Мингалеевой Е.Е, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г..N 1762, пунктами 4, 8 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021 года специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинское помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г..N 1762, пунктами 7-14 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г..N 388н, пунктами 4, 6, 7 разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 г..N 894н, пунктами 3, 4 Порядка осуществления дополнительных выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, обеспечивающим условия для оказания медицинской помощи по диагностике и лечению внебольничной пневмонии, новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждённого постановлением Правительства Республики Коми от 4 декабря 2020 г..N 588, исходил из того, что при выполнении должностных обязанностей дезинфектора в государственном учреждении здравоохранения Республики Коми истец не привлекалась работодателем к выполнению работ по обеззараживанию автомобилей скорой помощи или каких-либо иных дополнительных работ по обеспечению оказания скорой медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом
внебольничной пневмонии и (или) новой короновирусной инфекции (COVID-19), не находилась с указанной категорий лиц в контакте, вследствие чего не имеет право на получение дополнительных выплат, предусмотренных федеральным и региональным законодателем.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов основаны на правильном применении указанных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ставя вопрос об отмене судебных постановлений, Мингалеева Е.Е. в кассационной жалобе указывает, что относится к категории работников, обеспечивающих условия для оказания скорой медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом внебольничной пневмонии и (или) новой короновирусной инфекции (COVID-19) исходя из фактически выполняемых ею должностных обязанностей и, как следствие, имеет право на получение дополнительных выплат, предусмотренных приложением N 2 постановления Правительства Республики Коми от 4 декабря 2020 г. N 588.
Указанный довод не опровергает законных выводов суда, согласно которым региональным законодателем установлено условие - контакт с пациентом с установленным диагнозом внебольничной пневмонии и (или) новой короновирусной инфекции (COVID-19), при соблюдении которого осуществляются дополнительные выплаты медицинским работникам и работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, участвующим в оказании (обеспечивающим оказание) медицинской помощи по диагностике и лечению указанных заболеваний.
Судом не установлено, что истец осуществляла трудовые функции, при которых возможен контакт с пациентом с диагностированным заболеванием.
Согласно пунктам 9, 14 инструкции по обеззараживанию автомобиля скорой медицинской помощи на специально выделенной временной площадке, утверждённой 4 апреля 2020 г. главным врачом ГБУ Республики Коми "Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми", обеззараживание автомобиля скорой медицинской помощи проводится силами сотрудников бригады скорой медицинской помощи, остатки рабочего раствора дезинфицирующего средства на поверхностях салона автомобиля смываются проточной водой на центральной подстанции силами дезинфекторов.
Принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства невыполнения сотрудниками бригады скорой медицинской помощи действий по первичному обеззараживанию салона автомобиля скорой медицинской помощи, учитывая период времени нахождения дезинцифирующего раствора на поверхности обеззараживаемого объекта (30 минут) согласно Временным методическим рекомендациям "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции "COVID-19", а также последующее затраченное время обработки салона автомобиля на подстанции скорой помощи дезинфектором, суд пришёл к выводу об отсутствии взаимодействия истца с объектами, заражёнными новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку время, затраченное дезинфектором на обработку и отражённое в журнале, подтверждает проведение предварительного обеззараживания автомобиля бригадой скорой помощи. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу части 3 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса не имеется.
Довод кассационной жалобы о намеренном ухудшении положения работника, которому ранее в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. N 140 производились доплаты, признаётся несостоятельным, поскольку при сопоставлении нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации следует, что постановление Правительства Республики Коми от 4 декабря 2020 г. N 588 содержит конкретизирующее условие осуществления дополнительной выплаты - контакт с пациентом с установленным диагнозом внебольничной пневмонии и (или) новой короновирусной инфекции (COVID-19), отсутствующее в постановлении Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. N 140.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мингалеевой Евдокии Егоровны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.