Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронина Михаила Васильевича к военному комиссариату Нижегородской области, военному комиссариату Ленинского и Канавинского районов г.Нижнего Новгорода о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Воронина Михаила Васильевича
на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 8 апреля 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 г, заслушав доклад судьи Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Воронин М.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Нижегородской области, военному комиссариату Ленинского и Канавинского районов г.Нижнего Новгорода о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет, взыскании судебных расходов.
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 8 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Воронину М.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 г. решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 8 апреля 2021г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Воронина М.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Воронин М.В. просит отменить решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 8 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 г, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, истец Воронин М.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 20 ноября 1996 года, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" ему назначена пенсия за выслугу лет, которая выплачивается по настоящее время.
16 июля 2019 года истец обратился в военный комиссариат Нижегородской области с заявлением о перерасчете размера пенсии на основании архивной справки N от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении военной службы в качестве военного специалиста в Анголе с 07.07.1980г. по 08.07.1983г.
Судами установлено, что доплата пенсии в связи с перерасчётом выслуги лет выплачена Воронину М.В. за период с 16.07.2018 года по 31.10.2019 года в сумме 35 938, 77 руб, то есть со дня обращения и за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии согласно статье 55 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. С 01 ноября пенсия выплачивается за выслугу 30 лет в сумме 30 882, 88 руб.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований Воронина М.В. о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что внесение изменений в Федеральный закон "О ветеранах" в части уточнения периода боевых действий в Анголе, в связи с чем истцу был произведен перерасчет выслуги лет, не свидетельствует об изменении системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел с 01.01.2009 г, обязывающем выплачивающий пенсию орган производить ее перерасчет в беззаявительном порядке, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии нарушений пенсионных прав истца со стороны Военного комиссариата Нижегородской области и отсутствии оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет с 01.01.2009г. по 15.07.2018г, так как перерасчет пенсии произведен ему военным комиссариатом Нижегородской области в соответствии с законом на основании заявления и представленной архивной справки о прохождении им военной службы в Анголе.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер и осуществлен Воронину М.В. с 16.07.2018 г. военным комиссариатом Нижегородской области на основании его заявления от 16 июля 2019 г, Воронину М.В. выплачена разница между новым и прежним размерами пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (с 16 июля 2018 г. по 31 октября 2019 г.).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что военным комиссариатом Нижегородской области пенсионные права Воронина М.В. при исчислении размера пенсии по выслуге лет не нарушены, с 01.11.2019г. пенсия назначена с учетом выслуги 30 лет.
Вместе с тем, данные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение Воронина М.В. по линии Министерства обороны Российской Федерации осуществлялось с 1996 года на Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции, действовавшей на день получения Ворониным М.В. письменных разъяснений от военного комиссариата Нижегородской области по поводу перерасчета ему пенсии за выслугу лет с учетом прохождения военной службы в Анголе (18 июля 2019 г.).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (пункт "б" статьи 144, статья 148 Положения "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 г. N 350, пункты 2, 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372, пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ определен приложением III к Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно действовавшей до 01.01.2009 г. редакции которого периодом ведения боевых действий в Анголе являлся период с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года.
Вступившим в силу с 01.01.2009 г. Федеральным законом от 02.10.2008 N166-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" были внесены изменения в приложение к Федеральному закону "О ветеранах" в части уточнения периода боевых действий в Анголе, период "с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года" заменен периодом "с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года".
Таким образом, с 01.01.2009 г. период прохождения военной службы в Анголе до 31.12.1982 г. предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет, вне зависимости от участия в боевых действиях.
Судом установлено и видно из материалов дела, что Воронин М.В, обращаясь в суд с настоящим иском о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, указывал на то, что перерасчет ему пенсии за выслугу лет с учетом военной службы на территории Анголы с 07.07.1980г. по 08.07.1983г. должен быть осуществлен за весь период нарушения его пенсионных прав, ссылаясь на вину военного комиссариата в неисполнении обязанности по перерасчету размера его пенсии в связи с изменением законодательства.
В силу статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I (в редакции, действующей на 1 января 1997 г.) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 названного закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Федеральным законом от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 г, и эта статья изложена в следующей редакции: "Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии."
По смыслу приведенной нормы, перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Воронина М.В. о перерасчете пенсии за выслугу лет за спорный период приведенные нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности военных комиссариатов разъяснять гражданам, уволенным с военной службы, вопросы их пенсионного обеспечения, не применили.
В обоснование своих выводов об отказе в удовлетворении исковых требований Воронина М.В. судебные инстанции ограничились формальным указанием на то, что перерасчет пенсии осуществлен Воронину М.В. военным комиссариатом Нижегородской области в соответствии с законом на основании его заявления от 16 июля 2019 г.
Между тем в рамках рассмотрения настоящего спора судам было необходимо установить причины того, почему столь длительное время (с 2009 года по 2018 год) Воронин М.В, проходивший военную службу на территории Анголы с 07.07.1980г. по 08.07.1983г, после введения нового правового регулирования с 1 января 2009г. был лишен гарантии материального обеспечения в положенном ему объеме и соответствующего уровня достатка.
Воронин М.В. в исковом заявлении и в апелляционной жалобе приводил доводы о том, что он неоднократно обращался к ответчику по вопросу перерасчета пенсии за выслугу лет, а также ссылался на то, что его личное дело было ненадлежащим образом оформлено, в нем отсутствовало указание на военную службу на территории Анголы с 07.07.1980г. по 08.07.1983г, дающую ему право на перерасчет стажа и соответственно пенсии.
Этим доводам Воронина М.В. суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям, в частности части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N4468-I (сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком).
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Воронина М.В. о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет не могут быть признаны правомерными, они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права при формальном подходе к рассмотрению настоящего дела, связанного с правом гражданина на пенсионное обеспечение, что недопустимо при разрешении спора такой категории.
С учетом приведенного состоявшееся по делу апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав Воронина М.В, что является основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
С учетом изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021г. отменить, дело направить на новой рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.