Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чирковой Т.Н, судей Тетюева С.В, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 72 Федеральной службы исполнения наказаний" на решение Калининского районного суда города Тюмени от 18 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 11 октября 2021 года, вынесенные по делу N 2-3892/2021 по исковому заявлению Русакова Александра Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационных жалоб, объяснения представителя административного ответчика ФСИН России и заинтересованных лиц ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 72 ФСИН России", Управления ФСИН России по Тюменской области Томшина А.Н, поддержавшего кассационные жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Русаков А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Тюменской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 1700000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что 17 августа 2020 года Русаков А.А. был этапирован из ФКУ СИЗО-1 г. Тюмени в ФКУ ИК-6 г. Ишим для дальнейшего отбывания наказания по приговору суда. 17 августа 2020 года по прибытии он не был осмотрен ни врачом, ни фельдшером, рентгенологические снимки ему делал осужденный, оформленный дневальным. Диетического питания истец не получал, длительное время не получал масло, яйца, творог, не был обеспечен продуктами по нормам питания, также не был обеспечен лечением. В связи с этим истцу был причинен тяжкий и невосполнимый вред здоровью в виде "данные изъяты". Истец испытывал физические и нравственные страдания, душевную боль, ему причинен моральный и физический вред, который истец оценивает в 1700000 рублей.
Определениями Калининского районного суда города Тюмени от 30 апреля 2021 года, от 04 июня 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена ФСИН России, в качестве третьих лиц - Управление ФСИН России по Тюменской области, ФКУ ИК-6 Управления ФСИН России по Тюменской области, ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России.
Решением Калининского районного суда города Тюмени от 18 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 11 октября 2021 года, исковые требования Русакова А.А. удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Русакова А.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 100000 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований Русакова А.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Тюменской области о взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационных жалобах, поданных 09 декабря 2021 года, административный ответчик ФСИН России и заинтересованное лицо ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России просили указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. По их мнению, суды, делая вывод о нарушении прав Русакова А.А. в части обеспечения его питанием, не учли, что замена продуктов питания предусмотрена приложением N 7 к Приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189. При обеспечении питанием Русакова А.А. замена продуктов осуществлена по нормам, предусмотренным указанным приказом. Кроме того, приказ не содержит временных промежутков или сроков, в течение которых разрешено производить замену. Суды, приходя к выводу о том, что в период нахождения Русакова А.А. в ФКУ ИК-6 Управления ФСИН России по Тюменской области имели место дефекты оказания медицинской помощи в виде неполучения консультации "данные изъяты", не учли, что при осуществлении первичной медицинской помощи часть приемов зависит только от показаний пациента и не является обязательной во всех случаях. Кроме того, на истца при нахождении его в ФКУ ИК-6 Управления ФСИН России по Тюменской области приказ Минздрава России от 20 ноября 2018 года N 796н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, "данные изъяты" (обследование в целях установления диагноза и подготовки к лечению)" не распространялся, поскольку указанный приказ применяется только при оказании первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, "данные изъяты".
Медицинская помощь Русакову А.А. оказывалась в соответствии с Приказом Минздрава России от 20 ноября 2018 года N 802н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, "данные изъяты")". В соответствии с указанным стандартом 100% показателем частоты предоставления при осуществлении первичной медицинской помощи является прием (осмотр, консультация) врача- "данные изъяты" первичный и прием (осмотр, консультация) врача- "данные изъяты" повторный, которые были проведены в филиале "Медицинская часть N 9" ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России. Согласно медицинской карте Русакова А.А. 09 апреля 2020 года врачом- "данные изъяты" ему назначено "данные изъяты" лечение. Из листа медицинских назначений следует, что Русаков А.А. получал медицинские препараты, ежедневно начиная с 10 апреля 2020 года. Русаков А.А. периодически отказывался от лечения и приема лекарственных препаратов. Поскольку истцом не представлены доказательства причин нарушения здоровья, компенсация морального вреда взысканию не подлежит.
Заинтересованным лицом ФКУ ИК-6 Управления ФСИН России по Тюменской области представлен отзыв на кассационную жалобу ФСИН России, в котором указано на ее обоснованность.
В удовлетворении ходатайства административного ответчика ФСИН России о приобщении к делу копий протоколов допросов свидетелей по уголовному делу N 12102710040000016 судебной коллегией отказано, поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие не явившихся в суд и извещенных надлежащим образом административного истца, представителей административного ответчика Минфина России, заинтересованного лица ФКУ ИК-6 Управления ФСИН России по Тюменской области.
Рассмотрев дело в порядке административного судопроизводства (с учетом положений ст. 227.1 КАС РФ), проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении административного дела не допущено.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ дела по искам о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства. При рассмотрении административного искового заявления о нарушении условий содержания под стражей и присуждении компенсации суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 1, 3 ст. 101 УИК РФ).
Статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 30-32 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утв. Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, осужденные при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии. В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья. Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Частью 1 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Часть 3 ст. 99 УИК закрепляет, что минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Как установлено судами и подтверждается собранными по делу доказательствами, Русаков А.А, осужденный приговором Центрального районного суда города Тюмени от 27 мая 2020 года, 17 августа 2020 года прибыл для отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 Управления ФСИН России по Тюменской области (далее - ИК-6) с диагнозами: "данные изъяты" был взят на диспансерный учет "данные изъяты".
В период отбывания наказания в ИК-6 истец находился под медицинским наблюдением филиала "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России по ранее выявленным хроническим заболеваниям.
При поступлении в ИК-6 истец 19 августа 2020 года был осмотрен фельдшером, состояние здоровья определено как удовлетворительное, рекомендованы: "данные изъяты" 2 раза в год, консультация "данные изъяты" 2 раза в год, консультации "данные изъяты", узких специалистов. 24 октября 2020 года Русакову А.А. проведено флюорографическое исследование легких, которое патологии не выявило.
За период нахождения истца в ИК-6 у Русакова А.А. трижды взяты анализы (клинический минимум), 16 декабря 2020 года он был осмотрен "данные изъяты", консультация "данные изъяты" не проводилась. 02 декабря 2020 года Русаков А.А. осматривался перед водворением в штрафной изолятор, предъявлял жалобы "все болит", требовал этапирования в Областную больницу для консультации узких специалистов.
Госпитализация истца в больницу, запланированная на 08 декабря 2020 года, не состоялась в связи с водворением Русакова А.А. 02 декабря 2020 года в штрафной изолятор, фактически истец госпитализирован 26 января 2021 года.
В период с 26 января по 23 февраля 2021 года Русаков А.А. находился на плановом обследовании и лечении в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России, где ему поставлены диагнозы: "данные изъяты". В Областной больнице были организованы обследование, осмотр "данные изъяты" консультация "данные изъяты" установившего диагноз " "данные изъяты"", консультация "данные изъяты", установившего диагноз " "данные изъяты"".
С 27 августа 2020 года истец включен в список осужденных, подлежащих повышенной норме питания для больных осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях ФСИН, на мирное время.
С 24 февраля 2021 года Русаков А.А. отбывал наказание в ЛИУ-19 Управления ФСИН России по Тюменской области.
В ходе проверок, проведенных по обращениям истца и его супруги, было установлено, что администрацией ИК-6 не принимается достаточных мер по соблюдению в учреждении положений ст. 99 УИК РФ в части обеспечения питанием осужденных, длительный период времени на складе учреждения отсутствуют продукты, входящие в перечень диетического питания (яйцо, масло, творог); производится замена указанных продуктов молоком, что не позволяет в полной мере обеспечить право на сбалансированное питание осужденных, находящихся на диете. Также установлены нарушения требований ст. 101 УИК РФ в части порядка оказания медицинской помощи осужденным, нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану их здоровья, - полномочия рентген-лаборантов незаконно делегированы осужденным, трудоустроенным дневальными. 11 января 2021 года по данным фактам в адрес начальника ИК-6 прокурором внесено представление.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что собранными по делу доказательствами подтверждаются факты нарушения прав Русакова А.А. на обеспечение его питанием по установленным нормам и на получение качественной и в полном объеме медицинской помощи.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и фактических обстоятельствах, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Доводы жалоб о том, что Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 N 189 установлены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, срок замены не установлен, не опровергают выводы судов о нарушении права истца на обеспечение питанием, которое должно быть разнообразным.
Не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов и доводы жалоб о том, что приказ Минздрава России от 20 ноября 2018 года N 796н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, "данные изъяты" (обследование в целях установления диагноза и подготовки к лечению)" на истца не распространялся, а медицинская помощь ему оказывалась в полном соответствии с Приказом Минздрава России от 20 ноября 2018 года N 802н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, "данные изъяты")". "данные изъяты" - не единственное заболевание, которое имелось у Русакова А.А. при поступлении его в ИК-6, доказательства своевременного проведения консультаций узких специалистов, рекомендованных истцу 19 августа 2020 года, стороной ответчика не представлены.
Доводы жалоб о том, что истец периодически отказывался от лечения, о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют, поскольку на такие отказы в юридически значимый период (с августа 2020 года до января 2021 года) авторы жалоб не ссылаются, доказательствами они не подтверждены.
Не имеют правового значения и доводы жалоб, из которых следует, что до поступления истца в ИК-6 ему оказывалась надлежащая медицинская помощь, так как заявленные Русаковым А.А. требования распространяются на период его нахождения в ИК-6.
Наличие установленных судами нарушений условий содержания истца в исправительном учреждении само по себе является достаточным основанием для удовлетворения требования о присуждении компенсации. Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суды нижестоящих инстанций при определении размера взыскиваемой в пользу истца компенсации исходили из принципов разумности и справедливости, учитывая характер и продолжительность нарушений. Несогласие с размером компенсации не может являться основанием для изменения состоявшихся по делу судебных актов, поскольку разрешение вопросов, связанных с определением размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не наделен такими полномочиями, не исследует и не оценивает доказательства.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, повторяют позицию административных ответчиков и заинтересованных лиц при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Поскольку кассационные жалобы не содержат ссылок на предусмотренные ч. 2 ст. 328 КАС РФ нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие или способные повлиять на исход административного дела, оснований для их удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда города Тюмени от 18 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 11 октября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 72 Федеральной службы исполнения наказаний" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.