Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Иркутской области, поданное 1 декабря 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 июня 2021 года
по административному делу N 2а-259/2020 по административному исковому заявлению прокурора Нукутского района в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" о признании незаконным бездействия, об обязании оборудовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги "Залари-Жигалово" - Ей - Шараты, пролегающего через с. Ей Нукутского района Иркутской области.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, прокурора Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, пояснения участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Иркутского областного суда представителей областного государственного казенного учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" Потаниной А.В, Шинкаренко Ю.А, возражавших против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Нукутского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к областному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании участка автомобильной дороги "Залари - Жигалово" - Ей - Шараты (идентификационный номер N), пролегающего через с.Ей Нукутского района Иркутской области в части отсутствия стационарного электрического освещения; обязании оборудовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги "Залари Жигалово" Ей - Шараты (идентификационный номер N), пролегающем через с. Ей Нукутского района Иркутской области с установлением срок исполнения решения суда - 1 сентября 2021 года.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам рассмотрения обращения начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области полковника полиции Крепеля Г.П. выявлены нарушения законодательства в деятельности ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области", а именно нарушения требований статьи 18 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги "Залари Жигалово" Ей - Шараты (идентификационный номер N), протяженностью 9, 678 км, пролегающей через с. Ей Нукутского района Иркутской области, что снижает уровень безопасности дорожного движения на указанном участке дороги. Непринятие мер по обустройству участка автомобильной дороги регионального значения, протяженностью порядка 1200 метров, пролегающего через с. Ей Нукутского района, системой стационарного электрического освещения создает угрозу жизни и здоровью граждан. По данному факту прокуратурой района 09.09.2020 в адрес директора ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" внесено представление, однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены. Кроме того, в ответе на представление указано, что учреждением будет рассмотрена возможность включения вышеуказанного участка автомобильной дороги на разработку проектно-сметной документации по обустройству стационарного искусственного освещения на 2022 год с последующей реализацией проекта.
При этом в настоящее время действенные меры, направленные на устранение указанного нарушения, не приняты, что свидетельствует о бездействии ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области". Ненадлежащее состояние элементов обустройства участка автомобильной дороги "Залари - Жигалово" - Ей - Шараты (идентификационный номер N), пролегающего через с. Ей Нукутского района Иркутской области, влечет за собой нарушение прав и свобод значительного числа граждан, влияет на степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Решением Нукутского районного суда Иркутской области от 23 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационном представлении, поданном 1 декабря 2021 года, прокуратура Иркутской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 июня 2021 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, со ссылкой на нарушения норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что выполнение установленных законодательством требований по оборудованию автодорог стационарным электрическим освещением является обязательным и не ставится в зависимость от финансирования, а также от наличия или отсутствия соответствующих государственных программ, а обязанность обеспечивать соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Поскольку спорная автомобильная дорога является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, закреплена на праве оперативного управления за ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области", то именно на административного ответчика возложена обязанность обеспечить соответствие состояния спорного участка дороги техническим регламентам и другим нормативным документам.
На кассационное представление представлены возражения областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено, что в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 05.08.2016 N 478-пп, автомобильная дорога "ЗалариЖигалово" - Ей - Шараты (идентификационный номер N), протяженностью 9, 678 км, начинающаяся на 34 км+ 125 а/д Залари-Жигалово и заканчивающаяся в с. Шараты Нукутского района, является дорогой регионального значения
Сторонами не оспаривается, что на автомобильной дороге Залари-Жигалово-Ей-Шараты на участке км 0+000-км 9 + 678 в Иркутском районе на участке дороги протяженностью порядка 1200 метров, пролегающем через с. Ей Нукутского района стационарное электрическое освещение не устанавливалось, искусственное освещение отсутствует.
В ходе осуществления мероприятий по содержанию указанного участка автомобильной дороги работы по установке стационарного электрического освещения также не выполнялись.
Между ОГКУ "Дирекция автомобильных дорог" и АО "Дорожная служба Иркутской области" заключен государственный контракт N от 30.10.2019 на выполнение работ по содержанию, текущему ремонту, устройству ледовых переправ, восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением материала, восстановлению верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования Аларского, Балаганского, Нукутского районов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, срок контракта до 31 декабря 2022 года.
Согласно указанному контракту подрядчик выполняет все работы по содержанию, ремонту, предусмотренные контрактом в соответствии с классификацией работ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
По данному контракту в 2020 году выполнялись и работы по ремонту автомобильной дороги "Залари-Жигалово-Ей-Шараты на участке км 0+000км- 9 + 678 в Нукутском районе. При выполнении работ по ремонту автомобильной дороги Залари-Жигалово-Ей-Шараты на участке км 0+000-км 9 + 678 в Нукутском районе на участке дороги протяженностью порядка 1200 метров, пролегающем через с. Ей Нукутского района не установлено стационарное электрическое освещение.
Суд первой инстанции, исходя из того, что спорная дорога является дорогой регионального значения, в нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 административным ответчиком не принято мер по оборудованию спорного участка автомобильной дороги стационарным электрическим освещением, пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку непринятие мер по оборудованию стационарного электрического освещения на спорном участке автомобильной дороги снижает уровень безопасности дорожного движения на указанном участке дороги, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что требуемые прокурором работы по оборудованию стационарного электрического освещения на спорном участке дороги относятся к реконструкции, административный ответчик не уполномочен выполнять работы по оборудованию стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах, его деятельность ограничена рамками госпрограммы, а административный ответчик не обладает полномочиями по внесению изменений в данный правовой акт.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (пункты 5, 12 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 г. N 2218-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. N783).
ГОСТ Р 52766-2007 включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 /N 2438-р.
Также согласно пункту 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" определено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
В силу пункта 6 статье 12 Федерального закона N257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Постановлением Губернатора Иркутской области от 07.02.2000 N 242-п "Об оптимизации количества и круга субъектов исполнения государственных функций управления дорожной отраслью области" постановлено образовать областное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (далее- ОГКУ "Дирекция автомобильных дорог").
Предметом деятельности ОГКУ "Дирекция автомобильных дорог" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в сфере управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области (далее - автомобильные дороги Иркутской области).
Целями деятельности ОГКУ "Дирекция автомобильных дорог" являются: осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для обеспечения дорожной деятельности; участие в реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Иркутской области.
Для достижения целей деятельности ОГКУ "Дирекция автомобильных дорог" в установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской области порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: проведение мероприятий по устранению причин дорожно - транспортных происшествий, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам Иркутской области, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения; организация совершенствования и развития автомобильных дорог Иркутской области, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог Иркутской области установленным правилам, стандартам, техническим нормам; выдача и утверждение технического задания на выполнение проектных изыскательских работ (проектной документации) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог Иркутской области; выполнение работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Иркутской области, в целях определения соответствия их характеристик требованиям технических регламентов.
Таким образом, учитывая, что именно на ОГКУ "Дирекция автомобильных дорог" возложена обязанность обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог Иркутской области установленным правилам, стандартам, техническим нормам, в том числе в части элементов обустройства автомобильных дорог в виде стационарного электрического освещения на спорном участке автодороги, выводы суда первой инстанции о бездействии административного ответчика, выразившегося в ненадлежащем содержании участка автомобильной дороги "Залари - Жигалово" - Ей - Шараты, пролегающего через с.Ей Нукутского района Иркутской области в части отсутствия стационарного электрического освещения, являются верными.
Данный вывод суда первой инстанции мотивирован и основан на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах материального права.
Само по себе отсутствие полномочий ОГКУ "Дирекция автодорог" по внесению изменений в утвержденную государственную программу не влечет освобождения от обязанности по обеспечению соответствия состояния спорного участка автодороги "Залари - Жигалово" - Ей - Шараты при ее содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Ненадлежащее состояние элементов обустройства участка автомобильной дороги "Залари - Жигалово" - Ей - Шараты, пролегающего через с. Ей Нукутского района Иркутской области, влечет за собой нарушение прав и свобод граждан, влияет на степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным бездействия административного ответчика и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 июня 2021 года подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 июня 2021 года отменить, оставить в силе решение Нукутского районного суда Иркутской области от 23 декабря 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.