Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-958/2021 (УИД 75RS0025-01-2021-001077-53) по исковому заявлению Военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий
по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г. и представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Центрального жилищно-коммунального управления" Министерства обороны Российской Федерации Божко Е.С. на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 28 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (дале по тексту ФГБУ "ЦЖКУ"), филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - филиал ФГБУ "ЦЖКУ") о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указано, что военной прокуратурой Борзинского гарнизона проведена контрольная проверка исполнения должностными лицами производственного участка N9/5 жилищно-коммунальной службы N9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по Восточному военному округу требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что на территории военного городка "адрес" расположена котельная N и ее тепловые сети, ДД.ММ.ГГГГ постройки, введенная в эксплуатацию в указанный год, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры (штабы, казармы воинских частей) Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированные в названном военном городке. Согласно результатам весеннего и осеннего осмотров котельной N, проводимых в ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка N9/5 службы N9, утвержденными командованием в/ч N, данная котельная, ее оборудование и тепловые сети требуют проведения капитального ремонта, связанного с оборудованием ограждения прилегающей территории; ремонтом несущих конструкций, фундамента, перекрытий, ограждающих конструкций, оконных и дверных проемов, полов, кровли; ремонтом инженерных систем (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения здания); заменой котлов КВТ-75 БМ - 6 шт.; заменой насосов марки К45/30 - 2 шт, заменой насоса марки К150-125 - 1 шт, заменой насоса марки К 50-80-200 - 1 шт, заменой насоса марки К 8/18 - 1 шт.; заменой тягодутьевого оборудования; заменой водоподготовителей марки ВВ-219 - 3 шт, заменой внутреннего водопровода и арматуры; заменой электрооборудования и силовых электрокабелей; заменой 2614 м трубопровода диаметром - 219 мм; заменой тепловых камер, отраженных в актах осмотров и ведомостях дефектов за ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, при подготовке к отопительным сезонам ДД.ММ.ГГГГ необходимые ремонтные работы, отраженные в актах осмотров и ведомостях дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что здание котельной и ее оборудование к отопительным сезонам в полном объеме не подготавливалось, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, а также может повлечь прекращение поставки тепловой энергии на объекты Минобороны России и инфраструктуры военного городка N в связи с чем, указанному объекту необходимо выполнение ремонта, определенного ведомостями дефектов и актами осмотров.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N155, создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на которое возложены обязанности по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, что закреплено в Уставе данного учреждения.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30 июля 2018 г. N 2025 в Устав ФГБУ "ЦЖКУ" внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности, а именно включением мероприятий по выполнению работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование.
Истец просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств для подготовки к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ гг. на капитальный ремонт котельной инв. N и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке N (с. Бильчиртуй, Могойтуйского района, Забайкальского края), связанный с: оборудованием ограждения прилегающей территории; ремонтом несущих конструкций, фундамента, перекрытий, ограждающих конструкций, оконных и дверных проемов, полов, кровли; ремонтом инженерных систем (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения здания); заменой котлов КВТ-75 БМ - 6 шт.; заменой насосов марки К45/30 - 2 шт, заменой насоса марки К150-125 - 1 шт, заменой насоса марки К 50-80-200 - 1 шт, заменой насоса марки К 8/18 - 1 шт.; заменой тягодутьевого оборудования; заменой водоподготовителей марки ВВ-219 - 3 шт, заменой внутреннего водопровода и арматуры; заменой электрооборудования и силовых электрокабелей; заменой 2614 м трубопровода диаметром -219 мм; заменой тепловых камер; возложить на Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГБУ "ЦЖКУ" обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт котельной N ее тепловых сетей, в объеме, определенном актом весеннего осмотра и ведомостью дефектов от ДД.ММ.ГГГГ г, оформленными должностными лицами производственного участка N9/5 службы N9, утверждёнными командованием в/ч N.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 28 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены.
Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации выделить лимиты бюджетных средств для подготовки к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ. на капитальный ремонт котельной инв. N и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке "адрес" связанный с: оборудованием ограждения прилегающей территории; ремонтом несущих конструкций, фундамента, перекрытий, ограждающих конструкций, оконных и дверных проемов, полов, кровли; ремонтом инженерных систем (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения здания); заменой котлов КВТ-75 БМ - 6 шт.; заменой насосов марки К45/30 - 2 шт, заменой насоса марки К150-125 - 1 шт, заменой насоса марки К 50-80-200 - 1 шт, заменой насоса марки К 8/18 - 1 шт.; заменой тягодутьевого оборудования; заменой водоподготовителей марки ВВ-219 - 3 шт, заменой внутреннего водопровода и арматуры; заменой электрооборудования и силовых электрокабелей; заменой 2614 м трубопровода диаметром - 219 мм; заменой тепловых камер.
Обязал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт котельной N и ее тепловых сетей, в объеме, определенном актом весеннего осмотра и ведомостью дефектов от ДД.ММ.ГГГГ г, оформленными должностными лицами производственного участка N9/5 службы N9, утверждёнными командованием в/ч N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представитель Министерства обороны Российской Федерации Лебедев С.Г. и представитель ФГБУ "Центрального жилищно-коммунального управления" Министерства обороны Российской Федерации Божко Е.С, ставят вопрос об отмене судебных постановлений ввиду нарушения норм материального и процессуального права, неверного определения обстоятельств, имеющих юридическое значение. Кассаторы указывают на неисполнимость решения, поскольку оно принято в нарушение бюджетного законодательства о порядке финансирования деятельности военных учреждений и порядка проведения работ по капитальному ремонту объектов недвижимости.
На кассационные жалобы поступили письменные возражения от военной прокуратуры Борзинского гарнизона.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что на территории военного городка "адрес", Забайкальского края расположена котельная инв. N и ее тепловые сети, построенная и введенная в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г N вышеназванное недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Из ведомостей дефектов с подсчетом работ по капитальному и текущему ремонту от ДД.ММ.ГГГГ г, от ДД.ММ.ГГГГ г.; актов осмотра системы теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ г, ДД.ММ.ГГГГ г, перечня объектов, требующих капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ, тактико-технического задания на выполнение комплекса работ по объекту: "Реконструкция, модернизация и техническое перевооружение котельной инв. "адрес"", военный городок "адрес" утвержденного командующим войсками Восточного военного округа ДД.ММ.ГГГГ следует, что котельная инв. N ее тепловые сети, расположенная на территории военного городка N "адрес" требует проведения капитального ремонта.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным прокурором требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 12, 210, 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. N103, Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N279, Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, и верно определили, что обязанность по проведению капитального ремонта котельной должна быть возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, а на Министерство обороны Российской Федерации должна быть возложена обязанность по выделению лимитов бюджетных средств на капитальный ремонт котельной и ее тепловых сетей.
Доводы кассационной жалобы о незаконности оспариваемых судебных постановлений, как принятых в нарушение действующего законодательства, подлежат отклонению.
В силу пункта 1 статьи 209, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61 -ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акций и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не исключает ответственности собственника имущества по его надлежащему содержанию, в том числе путем осуществления финансирования расходов на проведение его ремонта.
Наличие или отсутствие выделенных лимитов бюджетных обязательств основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может.
Министерство обороны Российской Федерации являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся, в том числе, на праве оперативного управления у подведомственных ему федеральных государственных бюджетных учреждений, а также являясь главным распорядителем выделенных бюджетных средств, наделено соответствующими полномочиями по регулированию вопросов финансирования расходов, в том числе на капитальный ремонт объектов инфраструктуры.
При наличии вступившего в законную силу решения суда о возложении обязанности по проведению ремонта котельной ответчики не лишены возможности в предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными актами, процедурах, разрешить вопросы финансирования указанных в решении работ и распределить обязанности по проведению данных работ.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, не содержит, позиция подателей жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Доводы кассационных жалоб не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 28 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г, представителя федерального государственного учреждения "Центрального жилищно-коммунального управления" Министерства обороны Российской Федерации Божко Е.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.