Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Новикова М.Ю, Романова В.С, с участием помощника судьи Шепелевой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-10166/2021 по апелляционной жалобе представителя Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "данные изъяты" - "данные изъяты" на решение 26 гарнизонного военного суда "данные изъяты" г, которым удовлетворён иск прокурора "данные изъяты" в защиту прав Спургяш "данные изъяты" к ГБОУ "данные изъяты" о возложении обязанности по выплате ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Самойленко А.И, судебная коллегия
установила:
прокурор "данные изъяты" обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что Спургяш "данные изъяты" по трудовому договору "данные изъяты".
По итогам прокурорской проверки было установлено, что в нарушение трудового законодательства за указанный период Спургяш "данные изъяты". не выплачено ежемесячное денежное вознаграждение "данные изъяты".
Полагая нарушенными права Спургяш "данные изъяты" на получение заработной платы в полном объёме, прокурор в исковом заявлении просил суд взыскать с "данные изъяты" в пользу Спургяш "данные изъяты" ежемесячное денежное вознаграждение "данные изъяты" в размере 48 686 рублей 74 копейки.
Решением гарнизонного военного суда иск прокурора удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель "данные изъяты" просит решение суда отменить и принять новое решение, которым будет установлена обязанность Министерства просвещения Российской Федерации обеспечить предоставление иных бюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету "данные изъяты" для производства спорной выплаты истцу, а также обязать администрацию "данные изъяты" после предоставления иных выплат межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету "данные изъяты", обеспечить финансирование "данные изъяты" для осуществления названной выплаты и возложить обязанность на "данные изъяты" после обеспечения финансирования из бюджета "данные изъяты" по производству истцу выплаты ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" в размере 48 686 рублей 74 копеек.
В обоснование апелляционной жалобы представитель ответчика, не отрицая наличия у Спургяш "данные изъяты" права на получение ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" в названном размере, указывает, что истец может получить спорное вознаграждение в полном объеме лишь в том случае, если денежные средства на данную выплату будут выделены из федерального бюджета и поступят на счет образовательной организации.
Обращает внимание, что судом не дано оценки правовым основаниям для предоставления межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджету "данные изъяты" на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" государственных бюджетных общеобразовательных учреждений "данные изъяты" и начисление указанных выплат педагогическим работникам.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. N 448 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования", полагает, что суд оставил без внимания порядок финансирования выплаты учителям ежемесячного вознаграждения "данные изъяты" в рамках указанной государственной программы. Данные выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и "данные изъяты" Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2020 г. N 2104-р предоставляемые в 2020 году иные межбюджетные трансферты на обеспечение указанных выплат были распределены, однако, "данные изъяты" в число названных субъектов Российской Федерации включен не был. Однако, администрацией "данные изъяты", в свою очередь, было выполнено условие для получения и распределения иных бюджетных трансфертов: главой администрации "данные изъяты" принято постановление от 17 ноября 2020 г. N 574 "О выплате ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации "данные изъяты", реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы".
Автор жалобы обращает внимание на то, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 не применимы при разрешении настоящего спора, поскольку они распространяются лишь на педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений, к каковым "данные изъяты" не относится.
В апелляционной жалобе обращается внимание на то, что суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о порядке финансирования спорной выплаты во взаимодействии с нормами бюджетного законодательства и не определилвсех участников бюджетного процесса.
На апелляционную жалобу старшим помощником прокурора "данные изъяты"" поданы письменные возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы представителя ответчика.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, приказом директора "данные изъяты" от 9 сентября 2020 г. N 02-02/83-01 Спургяш "данные изъяты". принята на работу с 9 сентября 2020 г "данные изъяты".
Согласно трудовому договору от 9 сентября 2020 г. N 560 между работодателем "данные изъяты" и работником Спургяш "данные изъяты" заключён трудовой договор на неопределённый срок.
В силу указанного трудового договора работодатель обязан выплачивать работнику в полном размере причитающуюся ему заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, трудовым договором.
Пунктами 5.1.1 - 5.1.3. трудового договора установлено, что заработная плата работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором, в состав которых определена ежемесячная надбавка "данные изъяты". Работодатель обязуется выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки.
Согласно приказу "данные изъяты" от 15 сентября 2020 г. N 01-06/138-01 Спургяш "данные изъяты"
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно абз. 6 и 7 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности и выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, согласно которому работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Абзацем 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что обязательным для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
На основании ч. 1 ст. 129 того же Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из требований ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
На основании п. 7 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. "е" п. 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г, утверждённому Президентом Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено в срок до 1 июня 2020 г. утвердить порядок и условия выплаты за счёт средств федерального бюджета ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 000 рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций "данные изъяты", предусмотрев сохранение ранее установленных в субъектах Российской Федерации выплат на эти цели; обеспечить начиная с 1 сентября 2020 г. выплату такого вознаграждения.
Во исполнение названного поручения Правительством Российской Федерации 4 апреля 2020 г. принято постановление N 448, которым внесены изменения в государственную программу "Развитие образования", позиция паспорта Программы дополнена Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы. При этом в п. 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что расчет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения "данные изъяты" в 2020 году осуществляется с 1 сентября по 31 декабря 2020 г.
Письмом от 21 августа 2020 г. N ВБ-1625/08 Министерство просвещения Российской Федерации просит взять под личный контроль полное и своевременное доведение федеральной выплаты до получателей, а также с учётом высокой социальной значимости федеральной выплаты организовать её раздельное начисление и выплату получателям в порядке, предусмотренном прилагаемыми рекомендациями.
Постановлением главы администрации "данные изъяты" от 17 ноября 2020 г. N 574 "О выплате ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации "данные изъяты" реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы", установлено к выплате ежемесячное денежное вознаграждение "данные изъяты" педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации "данные изъяты" в размере 5 000 рублей и утверждено Положение об условиях и порядке его выплаты.
Согласно п. 2 указанного Положения право на получение денежного вознаграждения имеют педагогические работники общеобразовательных организаций, на которых приказом руководителя общеобразовательной организации возложены обязанности "данные изъяты" с их письменного согласия.
В соответствии со ст. 1, 6, 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан "О статусе "данные изъяты", порядке и статусе исполнительной власти" от 23 декабря 1995 г, "данные изъяты" является административно - территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды "данные изъяты" в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Администрация "данные изъяты" - орган исполнительной власти, действующий под непосредственным руководством главы этой администрации. Глава городской администрации назначается совместно Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан по представлению Российской стороны. На период действия Договора аренды городскую администрацию формирует Правительство Российской Федерации по представлению главы этой администрации.
Доходы городского бюджета состоят из поступлений средств из федерального бюджета Российской Федерации на содержание "данные изъяты" и иных доходов.
Из сведений Единого государственного реестра юридического лица, лицензии на право ведения образовательной деятельности от 6 мая 2015 г, приложению N 1 к указанной лицензии и пунктов 1.2. Устава "данные изъяты" "данные изъяты" следует, что учредителем "данные изъяты" является Управление образованием "данные изъяты", а все имущество образовательного учреждения находится в собственности администрации "данные изъяты".
Изложенное свидетельствует о том, что поскольку Спургяш "данные изъяты" по трудовому договору работает "данные изъяты" в соответствии с которым работодатель, заключив его, обязался обеспечивать истца заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации, и данное образовательное учреждение является работодателем по отношению к истцу Спургяш "данные изъяты", то, вопреки мнению ответчика в апелляционной жалобе, "данные изъяты" как работодатель на основании приведённых положений Трудового кодекса Российской Федерации, обязано выплачивать заработную плату истцу, в том числе ежемесячное денежное вознаграждение "данные изъяты", установленное к выплате с сентября 2020 г.
Отсутствие бюджетного финансирования на выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам, осуществляющим "данные изъяты", в силу указанных требований Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов, не может являться основанием для нарушения права работника на получение заработной платы в полном объёме, в том числе на получение спорного ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" в размере 5 000 рублей, начиная с сентября 2020 г.
В силу изложенного несостоятельно утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что восстановление нарушенного права Спургяш "данные изъяты" на получение ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" года возможно лишь при условии поступления на эти цели средств федерального бюджета из Министерства просвещения Российской Федерации в бюджет администрации "данные изъяты"
Доводы представителя ответчика в апелляционной жалобе фактически сводятся к несогласию с решением гарнизонного военного суда в части его исполнения в связи с возникшими разногласиями государственных органов по направлению средств федерального бюджета бюджету "данные изъяты", что не может повлечь его отмену или изменение.
Кроме того, в силу того, что Спургяш "данные изъяты" не состояла и не состоит в трудовых отношениях с Министерством просвещения Российской Федерации и администрацией "данные изъяты", которые по отношению к ней не являются работодателями, то возложение на них обязанности по восстановлению нарушенных прав истца на получение заработной платы в полном объёме, являлось бы незаконным.
Судебная коллегия отмечает, что отношения между Министерством просвещения Российской Федерации, администрацией "данные изъяты" и "данные изъяты" в части осуществления бюджетного финансирования на выплаты ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" не затрагивают права истца Спургяш "данные изъяты" в защиту прав которой прокурором "данные изъяты"" подан иск в суд.
Согласно расчёту ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" за период "данные изъяты" обязано выплатить истцу 48 686 рублей 54 копейки.
Данный расчёт судом первой инстанции проверен и сторонами не оспорен. Не оспаривается размер ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты", причитающегося к выплате Спургяш "данные изъяты" года, и в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Таким образом, вывод гарнизонного военного суда об удовлетворении иска прокурора "данные изъяты"" в защиту прав Спургяш "данные изъяты" взыскании с ответчика - "данные изъяты" в пользу истца ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" за период "данные изъяты" в сумме 48 686 рублей 54 копейки, является верным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций "данные изъяты", а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций "данные изъяты" (куратора)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г.), с 1 сентября 2020 г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций "данные изъяты" в размере 5000 рублей.
Поскольку учредителем "данные изъяты" является Управление образованием "данные изъяты", а собственником его имущества является администрация "данные изъяты" и оно не относится к федеральным общеобразовательным учреждениям, то положения указанного постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 судом первой инстанции применены ошибочно.
Однако данное обстоятельство в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции по одним только формальным соображениям.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 21 октября 2021 г. по иску прокурора "данные изъяты" в защиту прав Спургяш "данные изъяты" к Государственному бюджетному общеобразовательному "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Исуповой Г.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 февраля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.