Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Новикова М.Ю, Романова В.С, с участием помощника судьи Шепелевой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-10165/2021 по апелляционной жалобе представителя "данные изъяты" - её директора "данные изъяты" на решение 26 гарнизонного военного суда от 28 октября 2021 г, которым удовлетворён иск прокурора "данные изъяты" в защиту прав Ванюхиной Елены Ивановны к "данные изъяты" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, судебная коллегия
установила:
прокурор "данные изъяты"" обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что Ванюхина Е.И. по трудовому договору работает "данные изъяты" в "данные изъяты" в период с сентября по декабрь 2020 года осуществляла "данные изъяты"
По итогам прокурорской проверки было установлено, что в нарушение трудового законодательства за указанный период Ванюхиной Е.И. не выплачено ежемесячное денежное вознаграждение за "данные изъяты" ввиду отсутствия финансирования.
Полагая нарушенными права Ванюхиной Е.И. на получение заработной платы в полном объёме, прокурор в исковом заявлении просил суд взыскать с "данные изъяты" в пользу истца ежемесячное денежное вознаграждение "данные изъяты" за период с сентября по декабрь 2020 года в размере 23 441 руб. 67 коп.
Решением гарнизонного военного суда иск прокурора удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель ответчика "данные изъяты" просит решение суда отменить и принять новое решение, которым на "данные изъяты" возложить обязанность по выплате Ванюхиной Е.И. спорных денежных средств после обеспечения финансирования из бюджета "данные изъяты".
В обоснование апелляционной жалобы ответчик, не отрицая наличие у Ванюхиной Е.И. права на получение ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" за период с сентября по декабрь 2020 год в размере 23 441 руб. 67 коп, указывает, что спорное вознаграждение истец может получить лишь в случае выделения из федерального бюджета соответствующих денежных средств и поступления их на счёт образовательной организации.
По мнению ответчика, ссылка суда в обжалуемом решении на положения постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 "О вознаграждении "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций "данные изъяты", а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций "данные изъяты" (куратора)" является незаконной, так как единовременное денежное вознаграждение за "данные изъяты" педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации "данные изъяты", предоставляется и распределяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. N 448 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования".
Данным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат единовременного денежного вознаграждения за "данные изъяты" педагогическим работникам общеобразовательных организаций в размере 5 000 рублей в месяц. В связи с этим спорное вознаграждение может быть выплачено истцу лишь в случае выделения Министерством просвещения Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета администрации "данные изъяты", которая после поступления указанных денежных средств распределяет их по государственным образовательным организациям, находящихся в её ведении. Лишь после соответствующего финансирования у "данные изъяты" возникнет обязанность по выплате Ванюхиной Е.И. единовременного вознаграждения "данные изъяты" за оспариваемый период.
В апелляционной жалобе обращается внимание на то, что суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о порядке финансирования спорной выплаты во взаимодействии с нормами бюджетного законодательства и не определилвсех участников бюджетного процесса.
На апелляционную жалобу старшим помощником прокурора "данные изъяты"" Ивановым Е.С. поданы письменные возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно приказу директора "данные изъяты" 2 сентября 2009 г. N 68/к Ванюхина Е.И. принята на работу с 1 сентября 2009 г. на должность "данные изъяты".
Согласно трудовому договору от 1 сентября 2009 г. N 204, дополнительным соглашениям к нему между работодателем "данные изъяты" и работником Ванюхиной Е.И. заключён трудовой договор на неопределённый срок.
В силу указанного трудового договора работодатель обязан выплачивать работнику в полном размере причитающуюся ему заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, трудовым договором.
Пунктом 4.1. Трудового договора от 2 сентября 2009 г. N 204 и дополнительными соглашениями к нему установлено, что заработная плата работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором, в состав которых определена ежемесячная надбавка "данные изъяты". Работодатель обязуется выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки.
Согласно приказу директора "данные изъяты" от 31 августа 2020 г. N 01-05/80 Ванюхина Е.И. назначена классным руководителем 2а класса с 1 сентября 2020 г.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно абзацам шестому и седьмому статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности и выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
На основании части 1 статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Абзацем пятым части 2 статьи 57 ТК РФ установлено, что обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
На основании части 1 статьи 129 того же Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьёй 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
На основании пункта 7 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утверждённому Президентом Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено в срок до 1 июня 2020 г. утвердить порядок и условия выплаты за счёт средств федерального бюджета ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 000 рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за "данные изъяты", предусмотрев сохранение ранее установленных в субъектах Российской Федерации выплат на эти цели; обеспечить начиная с 1 сентября 2020 г. выплату такого вознаграждения.
Во исполнение указанного поручения Правительством Российской Федерации 4 апреля 2020 г. принято постановление N 448 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", которым внесены изменения в государственную программу "Развитие образования", позиция паспорта Программы дополнена Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты" педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы. При этом в пункте 2 этого постановления Правительства Российской Федерации установлено, что расчёт иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за "данные изъяты" педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в 2020 году осуществляется с 1 сентября по 31 декабря 2020 г.
Письмом от 21 августа 2020 г. N ВБ-1625/08 Министерство просвещения Российской Федерации просит взять под личный контроль полное и своевременное доведение федеральной выплаты до получателей, а также с учётом высокой социальной значимости федеральной выплаты организовать её раздельное начисление и выплату получателям в порядке, предусмотренном прилагаемыми рекомендациями.
Постановлением главы администрации "данные изъяты" от 17 ноября 2020 г. N 574 "О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за "данные изъяты" педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации "данные изъяты", реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы", установлено к выплате ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации "данные изъяты" в размере 5 000 рублей и утверждено Положение об условиях и порядке его выплаты.
Согласно пункту 2 указанного Положения право на получение денежного вознаграждения имеют педагогические работники общеобразовательных организаций, на которых приказом руководителя общеобразовательной организации возложены обязанности "данные изъяты" с их письменного согласия.
В соответствии со статьями 1, 6, 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан "О статусе города "данные изъяты", порядке и статусе исполнительной власти" от 23 декабря 1995 г, "данные изъяты" является административно - территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды "данные изъяты"" "данные изъяты" в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Администрация города "данные изъяты" - орган исполнительной власти, действующий под непосредственным руководством главы этой администрации. Глава городской администрации назначается совместно Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан по представлению Российской стороны. На период действия Договора аренды городскую администрацию формирует Правительство Российской Федерации по представлению главы этой администрации.
Доходы городского бюджета состоят из поступлений средств из федерального бюджета Российской Федерации на содержание "данные изъяты" и иных доходов.
Из Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школа N 10 им. В.П. Бармина, сведений Единого государственного реестра юридического лица, лицензии на право ведения образовательной деятельности от 6 мая 2015 г, приложению N 1 к указанной лицензии следует, что учредителем "данные изъяты" является управление образования администрации "данные изъяты", а собственником имущества образовательной организации - администрация "данные изъяты".
Изложенное свидетельствует о том, что поскольку Ванюхина Е.И. по трудовому договору "данные изъяты" в "данные изъяты" в соответствии с которым работодатель, заключив его, обязался обеспечивать истца заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации, и данное образовательное учреждение является работодателем по отношению к истцу Ванюхиной Е.И, то, вопреки мнению представителя ответчика в апелляционной жалобе, "данные изъяты" как работодатель, в силу требований приведённых положений Трудового кодекса Российской Федерации, обязана выплачивать заработную плату истцу, в том числе ежемесячное денежное вознаграждение "данные изъяты", установленное к выплате с 1 сентября 2020 г.
Отсутствие бюджетного финансирования на выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам, осуществляющим "данные изъяты", в силу указанных требований Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов не может являться основанием для нарушения права работника на получение заработной платы в полном объёме, в том числе на получение спорного ежемесячного денежного вознаграждения за "данные изъяты" в размере 5 000 рублей, начиная с 1 сентября 2020 г.
Таким образом, несостоятельно утверждение представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что восстановление нарушенного права Ванюхиной Е.И. на получение ежемесячного денежного вознаграждения за "данные изъяты" за период с сентября по декабрь 2020 года возможно лишь при условии поступления на эти цели средств федерального бюджета из Министерства просвещения Российской Федерации в бюджет администрации "данные изъяты" и в "данные изъяты"
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с решением гарнизонного военного суда в части его исполнения в связи с возникшими разногласиями государственных органов по направлению средств федерального бюджета в бюджет г. "данные изъяты" что не может повлечь его отмену или изменение.
Кроме того, в силу того, что Ванюхина Е.И. не состояла и не состоит в трудовых отношениях с Министерством просвещения Российской Федерации и администрацией "данные изъяты", которые по отношению к ней не являются работодателями, то возложение на них обязанности по восстановлению нарушенных прав истца на получение заработной платы в полном объёме, являлось бы незаконным.
Судебная коллегия отмечает, что отношения между Министерством просвещения Российской Федерации, администрацией "данные изъяты" и "данные изъяты" в части осуществления бюджетного финансирования на выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" не затрагивают права истца Ванюхиной Е.И, в защиту прав которой прокурором "данные изъяты"" подан иск в суд.
Согласно расчёту ежемесячного денежного вознаграждения "данные изъяты", подписанному директором этого образовательного учреждения, ежемесячное денежное вознаграждение за "данные изъяты" за период с сентября по декабрь 2020 года к выплате Ванюхиной Е.И. причитается в общей сумме 23 441 руб. 67 коп.
Данный расчёт судом первой инстанции проверен, сторонами не оспорен. Не оспаривается размер ежемесячного денежного вознаграждения за "данные изъяты", причитающегося к выплате Ванюхиной Е.И. за период с сентября по декабрь 2020 года, и в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Таким образом, вывод гарнизонного военного суда об удовлетворении иска прокурора "данные изъяты"" в защиту прав Ванюхиной Е.И. и взыскании с ответчика - "данные изъяты" в пользу истца ежемесячного денежного вознаграждения за "данные изъяты" за период с сентября по декабрь 2020 года в сумме 23 441 руб. 67 коп, является правильным.
Действительно постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций "данные изъяты" (куратора)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г.), с 1 сентября 2020 г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций "данные изъяты" в размере 5000 рублей.
Вместе с тем "данные изъяты" не относится к федеральным общеобразовательным учреждениям, поскольку его учредителем является управление образования администрации "данные изъяты", а собственником имущества указанного образовательного учреждения - администрация "данные изъяты"
В связи с чем положения указанного постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 судом первой инстанции применены ошибочно.
Однако данное обстоятельство в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ не является основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции по одним только формальным соображениям.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 28 октября 2021 г. по иску прокурора "данные изъяты"" в защиту прав Ванюхиной Елены Ивановны к "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика "данные изъяты" - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 февраля 2022 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.