Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 9 ноября 2021 года кассационную жалобу Селиверстова Валерия Алексеевича, Селиверстова Евгения Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2021 года по административному делу N 2а-1316/2021 по административному исковому заявлению Селиверстова В.А, Селиверстова Е.А. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственным регистраторам Селиной Галине Владимировне, Агафуровой Ринате Ахмадулловне о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации и возложении обязанность устранить нарушения закона.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Селиверстов В.А. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 74, 6 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом владеет брат административного истца Селиверстова В.А. - соистец Селиверстов Е.А, 1/6 доля в праве собственности на жилой дом принадлежит Мифтахутдинову Н.Ш.
17 июня 2020 года административные истцы Селиверстов В.А, Селиверстов В.А. обратились в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:172104:11, приложив к ним решение Приволжского районного суда города Казани от 20 сентября 2017 года и выписку из похозяйственной книги от 8 июня 2020 года о наличии у Андрияновой А.Ф, являющейся по отношению к административным истцам наследодателем, права постоянного пользования земельного участка.
29 июня 2020 года Управление Росреестра по Республике Татарстан приняло решение в форме уведомления N N о приостановлении государственной регистрации прав со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с необходимостью истребования сведений из МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани", поскольку представленная заявителями в качестве правоустанавливающего документа выписка из похозяйственней книги от 8 июня 2020 года не содержала сведений о дате начала и окончания ведения похозяйственной книги, реквизитах документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок.
Уведомлением Управления Росреестра по Республике Татарстан от 30 июля 2020 года N N осуществление действий по государственной регистрации было приостановлено до 28 сентября 2020 года на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В данном уведомлении государственным регистратором указано, что предоставленная заявителями выписка из похозяйственной книги не содержит сведений о дате начала и окончания ведения похозяйственной книги, реквизитах документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок. С целью устранения указанного замечания заявителям предложено представить иной документ, подтверждающий возникновение оснований для государственной регистрации права на земельный участок.
Уведомлением от 6 октября 2020 года N N в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N по заявлению административных истцов отказано в связи с не устранением в установленный срок причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
По мнению административных истцов, названное решение административного ответчика об отказе в государственной регистрации права является неправомерным, поскольку заявителями были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права на спорный объект недвижимости.
Решением Приволжского районного суда города Казани от 20 апреля 2021 года административное исковое заявление Селиверстова В.А, Селиверстова Е.А. удовлетворено частично.
Решение государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Селиной Г.В. об отказе в государственной регистрации от 6 октября 2020 года признано незаконным.
На Управление Росреестра по Республике Татарстан возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Селиверстова В.А, Селиверстова Е.А. от 17 июня 2020 года N КУВД-16/097/001/2020-16786 о государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2021 года названное решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как постановленного при неправильном применении норм материального права. Просят оставить в силе решение суда первой инстанции.
В качестве доводов кассационной жалобы ее заявители, не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, утверждают, что представленная ими выписка содержала все необходимые сведения для осуществления государственной регистрации прав на земельный участок, что не позволяло государственному регистратору принять оспариваемое решение. Данное обстоятельство, как полагают авторы кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции во внимание в должной мере принято не было.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте заседания суда кассационной инстанции своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера допущены судом апелляционной инстанции, что повлекло судебную ошибку и принятие неправильного судебного акта.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Селиверстов В.А. и Селиверстов Е.А. являются сособственниками жилого дома площадью 74, 6 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Право собственности административных истцов на данный жилой дом возникло на основании решения Приволжского районного суда г. Казани от 20 сентября 2017 года по делу N 2-1417/2017 о включении имущества в состав наследственной массы, признании принявшим наследство, признании права собственности в порядке наследования.
Из содержания данного решения суда следует, что упомянутый жилой дом принадлежал на праве собственности Андрияновой А.Ф, после смерти которой ее дочь Селиверстова Н.А. фактически приняла это наследство в качестве наследника первой очереди, но надлежащим образом права владения не оформила. 30 июня 2016 года Селиверстова Н.А. скончалась и за ее детьми Селиверстовым В.А, Селиверстовым Е.А. признано в порядке наследования право собственности на указанный жилой дом.
Названный жилой дом согласно сведениям из ЕГРН расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1818 кв.м, отнесён к категории земель - земли населённых пунктов, с разрешённым видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства. В особых отметках выписки из ЕГРН правообладателем значится Андриянова А.Ф, вид права - постоянное бессрочное пользование, доля в праве - 1/1.
Обращаясь в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N, заявители, наряду с иными документами, также представили выписку из похозяйственной книги от 8 июня 2020 года N 690 о правах на земельный участок.
Между тем по причине отсутствия в этой выписке из похозяйственной книги сведений о дате начала и окончания похозяйственной книги, она расценена как ненадлежащий документ, подтверждающий возникновение права собственности на земельный участок у заявителей.
Разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик, указывая в оспариваемом уведомлении на несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа (выписки из похозяйственней книги), представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в то же время не сослался на конкретные нормы действующего законодательства, которым не соответствует представленная административными истцами для целей государственной регистрации выписка из похозяйственной книги. С учетом данного обстоятельства суд пришел к выводу о неправомерности оспариваемого уведомления и принял решение о частичном удовлетворении административного иска.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что представленная заявителями выписка из похозяйственной книги не соответствует форме, утвержденной Приказом от 7 марта 2012 года N П/103, поскольку не содержит сведений о дате начала и окончания ведения похозяйственной книги, в которую вносилась запись о наличии у гражданина права на земельный участок, и реквизитах документа, на основании которого внесена эта запись. Следовательно, как констатировал суд апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Республике Татарстан приостановив осуществление государственной регистрации права и предложив заявителям представить иной документ, подтверждающий возникновения у них права собственности на земельный участок, и не получив таковой, правомерно отказало в государственной регистрации права.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они не соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные отношения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном поименованным федеральным законом порядке.
В силу содержания пункта 8 части 2 указанной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется, в том числе, на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 данной статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями этой статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок также может быть представлена выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР".
Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 года N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (пункт 1).
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство (пункт 2).
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
Форма похозяйственной книги и порядок ее ведения (далее - Порядок) утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 345.
В соответствии с пунктом 34 Порядка любой член хозяйства вправе получить выписку из похозяйственной книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей; выписка из похозяйственной книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выписка из похозяйственной книги должна быть зарегистрирована в органе местного самоуправления и выдана члену хозяйства по предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.
Имеющаяся в материалах дела копия документа, представленного заявителями Селиверстовым В.А, Селиверстовым Е.А. в регистрирующий орган, представляет собой выписку из похозяйственной книги, которая заверена руководителем аппарата Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани, содержит все необходимые сведения о лице, кому она выдана; сведения о правах конкретного лица на земельный участок с указанием его местоположения и площади; а также источник информации, то есть данные похозяйственной книги.
Указанная форма выписки из похозяйственной книги, исходя из содержания пункта 34 Порядка, имеет равную юридическую силу с выпиской в произвольной форме и формой выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.
Отсутствие в данной выписке из похозяйственной книги сведений о дате начала и окончания ведения похозяйственной книги, в которую вносилась запись о наличии у Андреяновой А.Ф. права на земельный участок, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о ничтожности данного документа, поскольку для целей государственной регистрации права на объект недвижимости по правилам статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ эти сведения правового значения не имеют, и не ставят под сомнение достоверность указанной в выписке из похозяйственной книги информации.
Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о том, что представленная заявителями выписка из похозяйственной книги не является документом - основанием для регистрации ранее возникшего права на земельный участок, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", равно как и суждения этой судебной инстанции о правомерности оспариваемого решения Управления Росреестра по Республике Татарстан, являются ошибочными и противоречат вышеприведенным требованиям законодательства, регулирующим спорные отношения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия для целей устранения допущенной судом апелляционной инстанции судебной ошибки считает необходимым отметить апелляционное определение от 30 июля 2021 года и оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2021 года отменить, оставить в силе решение Приволжского районного суда города Казани от 20 апреля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.