Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2022 года гражданское дело по иску Тукова Павла Владимировича к Федеральному казенному учреждению Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о признании незаконными и недействительными результатов специальной оценки условий труда и понуждении
по кассационной жалобе Тукова Павла Владимировича
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-422/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31 августа года по гражданскому делу N 33-10198/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Туков П.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (далее по тексту - ФКУ Арзамасская ВК ГУ ФСИН России по Нижегородской области) о признании незаконными и недействительными результатов специальной оценки условий труда, понуждении к исчислению и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, перерасчете и выплате заработной платы.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года Тукову П.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 года решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Тукова П.В. удовлетворены: признаны незаконными и недействительными карта от 10 октября 2016 года N 2 специальной оценки условий труда слесаря - инструментальщика рабочего места Тукова П.В, а также результаты специальной оценки условий труда, проведенной ФКУ Арзамасская ВК ГУ ФСИН России по Нижегородской области, оформленные отчетом о проведении специальной оценки условий труда от 25 ноября 2016 года; на ответчика возложена обязанность начислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу за особые условия труда в пользу Тукова П.В. и предоставить необходимые сведения в Управление Пенсионного фонда в Арзамасском районе (межрайонное) для коррекции индивидуального лицевого счета Тукова П.В.; предоставить Тукову П.В. гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, согласно условиям его труда с учетом отмены результатов специальной оценки условий труда, утвержденных отчетом от 25 ноября 2016 года. С ФКУ Арзамасская ВК ГУ ФСИН России по Нижегородской области в доход соответствующего бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Нижегородский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31 августа 2021 года решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Туков П.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу решения Арзамасского городского суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31 августа 2021 года, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для предоставления работодателем гарантий и компенсаций за вредные условия труда по аттестации рабочих мест, проведенной в 2010 году, ввиду проведения с существенными нарушениями специальной оценки условий труда в 2016 году.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 1 июля 2004 года между Туковым П.В. и ФКУ Арзамасская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области заключен трудовой договор N 53, в соответствии с которым, истец принят на работу в должности слесаря-инструментальщика.
В 2010 году в ФКУ Арзамасская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ и в соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда N 6 слесаря - инструментальщика, протоколам измерений и оценки условий труда был установлен класс условий труда 3.1 "вредный".
24 августа 2016 года между ФКУ Арзамасская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области и ООО "ЭСГ "Охрана труда" заключен государственный контракт N133 на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест.
5 сентября 2016 года составлены заключения эксперта ООО "ЭСГ "Охрана труда" по результатам проведенной специальной оценки условий труда N 490 и идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов N 0004/490-и, испытательной лабораторией составлен протокол N 2/Т0004/490 от 10 октября 2016 года.
Согласно материалам дела, 10 октября 2016 года составлена карта N 2 специальной оценки условий труда слесаря - инструментальщика, согласно которому класс условий труда относится по тяжести трудового процесса - 2 "допустимый".
По обращению Тукова П.В. Министерством социальной политики Нижегородской области выполнена государственная экспертиза условий труда (далее - ГЭУТ) в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда на рабочем месте слесаря-инструментальщика ФКФУ Арзамасская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области.
Согласно заключениям ГЭУТ от 15 июня 2020 года N 24, от 16 июня 2020 года N 25, от 17 июня 2020 N 26, качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте N 2 слесаря-инструментальщика ФКУ Арзамасская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, т.к. оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса в 2016 году выполнена только по вредному производственному фактору - тяжесть трудового процесса, а в 2010 году - шум, микроклимат, освещение, тяжесть труда, напряженность труда. При условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, являющихся основанием для назначения компенсационных мер за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены.
Государственной инспекцией труда в Нижегородской области 24 августа 2020 года ФКУ Арзамасская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области выдано предписание о проведении в срок до 1 марта 2021 года внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте N 2 слесаря-инструментальщика в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с картой N 2 специальной оценки условий труда слесаря-инструментальщика 18452 от 18 ноября 2020 года, составленной по результатам указанного предписания, итоговый класс опасности (подкласс) условий труда по вредным (опасным) факторам - 2, т.е. "допустимый".
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Согласно требованиям части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушением требований настоящего Федерального закона (пункт 7).
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований Тукова П.В, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений ответчиком прав истца на безопасные условия труда и получение гарантий и компенсаций, связанных с работой в тяжелых условиях труда, поскольку в ходе исполнения ФКУ Арзамасская ВК ГУ ФСИН России по Нижегородской области предписания Государственной инспекцией труда в Нижегородской области от 24 августа 2020 года по проведению внеплановой специальной оценки условий труда и утверждению отчета о внеплановой специальной оценки условий труда, подтвержден допустимый класс опасности рабочего места Тукова П.В, т.е. отсутствие оснований для предоставления работнику гарантий и компенсаций, предусмотренных за работу во вредных и (или) опасных условиях.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 21, 22, 212, 216.1, 392 Трудового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные истцом в жалобе доводы о наличии оснований для начисления и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, перерасчета и выплаты заработной платы, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы истца о наличии оснований для предоставления работодателем гарантий и компенсаций за вредные условия труда по аттестации рабочих мест, проведенной в 2010 году, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку специальной оценкой условий труда от 2020 года подтвержден допустимый класс опасности рабочего места Тукова П.В.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в указанной части в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31 августа 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Тукова Павла Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.