Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Хасановой В.С.
с участием прокурора Никитиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1460/2021 по иску Шарисламова Рифката Шарафисламовича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании незаконным решения комиссии, о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации, о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации, по кассационной жалобе Шарисламова Рифката Шарафисламовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 сентября 2021 года, по кассационному представлению прокурора Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, кассационного представления, выслушав пояснения Шарисламова Р.Ш, поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и согласившегося с доводами кассационного представления, пояснения прокурора Никитиной Н.В, поддержавшей доводы кассационного представления и возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, возражения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Антошиной Н.А. относительно доводов кассационной жалобы истца и кассационного представления прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шарисламов Р.Ш, обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по Свердловской области), окончательно настаивал на требованиях, в которых просил:
- признать незаконным решение комиссии по социальным выплатам личному составу ГУ МЧС России по Свердловской области, оформленное протоколом от 10 августа 2020 года N 29;
- признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 20 октября 2015 года;
- возложить на ГУ МЧС России по Свердловской области обязанность производить ему ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в сумме 41 662 руб. 22 коп. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- взыскать с ГУ МЧС России по Свердловской области в его пользу ежемесячную денежную компенсацию за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в сумме 2 569 618 руб. 16 коп.
В обоснование исковых требований указал, что при прохождении службы в органах внутренних дел получил заболевание - "данные изъяты", которое послужило причиной его увольнения с должности инженера штаба 4 регионального специализированного отряда по проведению первоочередных аварийно- спасательных работ Противопожарной аварийно-спасательной службы Управления внутренних дел Свердловской области 01 октября 1993 года досрочно по пункту "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по болезни. 20 октября 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о принятии на рассмотрение комиссии по социальным выплатам документов с целью назначения ему ежемесячной денежной выплаты в счет возмещения вреда здоровью, которое 18 ноября 2015 года оставлено без удовлетворения.
При этом указано, что вопрос о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью может быть рассмотрен на комиссии только в случае вступления в законную силу решения Верх-Исетского суда г..Екатеринбурга от 02 ноября 2015 года, которым полученное истцом заболевание "профессиональная бронхиальная астма, обусловленная воздействием высокотоксичных веществ" признано соответствующим формулировке "военная травма". В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2016 года его заболевание в формулировке "военная травма" было подтверждено, при этом на ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Свердловской области" была возложена обязанность указать причинную связь его заболевания с первоначальным клинико-экспертным диагнозом "данные изъяты" Соответствующее заключение он смог получить только 17 февраля 2017 года на основании постановления о возбуждении исполнительного производства от 07 февраля 2017 года. 17 февраля 2017 года заключением Бюро N 18-филиал Федерального казенного учреждения "Медико-социальной экспертизы по Свердловской области" (далее ФКУ "Медико-социальной экспертизы по Свердловской области") истцу установлена "данные изъяты" по причине "данные изъяты" "военная травма". Заявлением на имя ответчика от 27 февраля 2017 года к документам, поданным им с заявлением от 20 октября 2015 года и 10 октября 2016 года о назначении ежемесячной выплаты, истец просил приобщить заверенные копии заключения военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД по Свердловской области" от 13 февраля 2017 года и справку серии МСЭ-2014 от 17 февраля 2017 года N 1021814 с изменением причины "данные изъяты" на "военная травма".
Решение о назначении спорных выплат ответчик не принял. 03 августа 2020 года он был вынужден вновь обратиться к ответчику с заявлением о рассмотрении на комиссии по социальным выплатам по ранее представленным документам, его права на получение ежемесячной денежной компенсации. 25 сентября 2020 года он получил копию протокола заседания комиссии по социальным выплатам от 10 августа 2020 года об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области (далее - Исправительная колония -2), Федеральная служба исполнения наказания (далее - ФСИН России), Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области (далее - ГУ ФСИН России по Свердловской области).
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2021 года исковые требования Шарисламова Р.Ш. удовлетворены:
- решение комиссии по социальным выплатам личному составу ГУ МЧС России по Свердловской области, оформленное протоколом N 29 от 10 августа 2020 года признано незаконным;
- за Шарисламовым Р.Ш. признано право на получение ежемесячной денежной компенсации на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 20 октября 2015 года;
- на ГУ МЧС России по Свердловской области возложена обязанность производить Шарисламову Р.Ш. ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в сумме 41 662, 22 руб. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- с ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу Шарисламова Р.Ш. взыскана ежемесячная денежная компенсация за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в сумме 2 569 618, 16 руб..
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 сентября 2021 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2021 года изменено в части размера ежемесячной денежной компенсации, задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации: на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области возложена обязанность производить Шарисламову Р.Ш. ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в сумме 16 855 руб. 76 коп. с последующим перерасчетом с учетом изменения окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в пользу Шарисламова Р.Ш. взыскана ежемесячная денежная компенсация за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в сумме 1 063 782 руб. 09 коп. В остальной части решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ МЧС России по Свердловской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Шарисламов Р.Ш. просит отменить апелляционное определение от 03 сентября 2021 года в части определения размера ежемесячной денежной компенсации и размера задолженности по её выплате, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права при определении размера ежемесячной денежной компенсации, который должен был производиться с учетом повышающего коэффициента 1, 55.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение от 03 сентября 2021 года, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права при определении размера ежемесячной денежной компенсации, который должен был исчисляться с учетом порядка, предусмотренного частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (в редакции, действующей с 12 мая 2016 года). Прокурором указано на то, что в нарушение положений статьи 2 Федерального закона от 01 мая 2016 года N125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наиболее выгодный для истца вариант расчета ежемесячной денежной компенсации после 12 мая 2016 года судами не установлен, что привело к нарушению прав заявителя на получение ежемесячной денежной компенсации, в установленном законом размере.
Обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены апелляционного определения.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Шарисламов Р.Ш. проходил службу в органах внутренних дел, последняя замещаемая должность инженер штаба 4 регионального специализированного отряда по проведению первоочередных аварийно- спасательных работ Противопожарной аварийно-спасательной службы Управления внутренних дел Свердловской области.
По результатам военно-врачебной комиссии УВД Свердловского облисполкома, оформленных свидетельством о болезни от 24 августа 1993 года N 7416, Шарисламову Р.Ш. установлен диагноз: " "данные изъяты" На основании статей "данные изъяты" (Приказ МВД СССР N 115 от 25 мая 1998 года), Шарисламов Р.Ш. признан негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным второй степени в военное время; определено, что заболевание получено в период прохождения службы.
01 октября 1993 года Шарисламов Р.Ш. уволен из органов внутренних, дел на основании пункта "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, - по болезни.
29 октября 1993 года Шарисламову Р.Ш. впервые установлена "данные изъяты" по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
07 октября 1994 года истцу установлена "данные изъяты" по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
21 августа 2001 года заключением медико-социальной экспертизы Шарисламову Р.Ш. установлена "данные изъяты" по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, бессрочно.
На основании заключения от 25 мая 2005 года N 3121 формулировка заключения о причинной связи заболевания по свидетельству о болезни от 24 августа 1993 года N7416 приведена в соответствии с требованиями пункта 41-б Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123), указано на то, что заболевание получено в период военной службы.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 28 ноября 2011 года, вступившим в законную силу, установлен факт причинения Шарисламову Р.Ш. вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей по вине Исправительно - трудовой колонии N 2 УИН УВД Свердловской области.
20 октября 2015 года Шарисламов Р.Ш. обратился в ГУ МЧС России по Свердловской области с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью.
В ответе от 18 ноября 2015 года истцу было указано, что вопрос о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью будет рассмотрен на комиссии только после вступления в законную силу решения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 ноября 2015 года.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 ноября 2015 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2016 года, изменена формулировка причинной связи заболевания, полученного Шарисламовым Р.Ш. при исполнении служебных обязанностей, на "военную травму"; на ФКУЗ "Медико-санитарная часть ГУ МВД России по Свердловской области" возложена обязанность указать в заключение военно-врачебной комиссии от 24 августа 1993 года причинную связь заболевания " "данные изъяты" в формулировке "военная травма".
13 февраля 2017 года во исполнение вышеуказанного решения суда военно-врачебной комиссией ФКУЗ "Медико-санитарная часть ГУ МВД России по Свердловской области" вынесено заключение, которым причинная связь заболевания Шарисламова Р.Ш. " "данные изъяты" указана в формулировке "военная травма".
Заключением медико-социальной экспертизы от 17 февраля 2017 года причина "данные изъяты" Шарисламова Р.Ш. установлена в формулировке "военная травма".
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 июля 2020 года, с ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу Шарисламова Р.Ш. взыскано единовременное пособие в связи с причинением вреда здоровью.
С заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации истец обращался 20 октября 2015 года, 10 октября 2016 года, 03 августа 2020 года, 23 сентября 2020 года.
В выплате ежемесячной денежной компенсации истцу было отказано на основании протокола заседания комиссии по социальным вопросам личного состава Главного управления МЧС России по Свердловской области от 10 августа 2020 года N 29.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным решения комиссии по социальным выплатам личному составу ГУ МЧС России по Свердловской области, оформленного протоколом от 10 августа 2020 года N 29, о признании за Шарисламовым Р.Ш. права на назначение ежемесячной денежной компенсации на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на получение соответствующей выплаты в виду его относимости к категории лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и получивших повреждение здоровья при осуществлении служебной деятельности, невозможностью в связи с этим продолжать службу. Признавая за Шарисламовым Р.Ш. право на назначение соответствующей компенсации, суд указал на соблюдение им заявительного порядка обращения за назначением спорной выплаты.
Определяя размер компенсации, подлежащей выплате Шарисламову Р.Ш, суд согласился с расчетом, представленным истцом, признав, что правильность расчета не опровергнута ответчиком, возложил на ответчика обязанность производить Шарисламову Р.Ш. ежемесячно денежную компенсацию в сумме 41622, 22 руб. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также взыскал в пользу Шарисламова Р.Ш. ежемесячную денежную компенсацию за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в сумме 2 569 618, 16 руб.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности решения комиссии по социальным выплатам личному составу ГУ МЧС России по Свердловской области, оформленного протоколом N 29 от 10 августа 2020 года, о наличии у Шарисламова Р.Ш. права на получение ежемесячной денежной компенсации, о возникшей у Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области обязанности производить такие выплаты, в том числе произвести выплаты за прошедший период в пределах заявленных требований, указал на соответствие выводов суда первой инстанции в указанной части фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Изменяя решение суда в части размера ежемесячной денежной компенсации, подлежащей взысканию в пользу Шарисламова Р.Ш, размера её задолженности, суд апелляционной инстанции, применил механизм расчета ежемесячной денежной компенсации, действовавший до 12 мая 2016 года, принял во внимание размер денежного содержания, установленного на день обращения истца (20 октября 2015 года) за назначением ежемесячной денежной компенсации (оклад по должности, оклад по званию), размер ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), применил районный коэффициент 1, 15, исключил размер назначенной истцу пенсии по "данные изъяты", не принял к расчету повышающий коэффициент 1, 55 (о применении которого просил истец). По итогам произведенного расчета определилразмер ежемесячной компенсации, подлежащей взысканию в пользу Шарисламова Р.Ш. - 16 855, 76 руб, размер денежной компенсации за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в размере 1 063 782, 09 руб.
Изучив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Шарисламова Р.Ш. права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Вместе с тем расчет ежемесячной денежной компенсации произведен судами первой и апелляционной инстанций с нарушением норм материального права.
Статьей 8 Федерального закона от 18 ноября 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, предусматривалось, что сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространялись установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
В силу приведенной нормы Федерального закона от 18 ноября 1994 года N 69-ФЗ право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей у Шарисламова Р.Ш. возникло на основании статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", частью 4 которой предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью был определен Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 года N 805 (действовавшей до 25 августа 2012 года).
Пунктом 21 названной Инструкции устанавливалось, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Согласно пункту 24 этой Инструкции в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда здоровью сотрудника подлежал соответствующему перерасчету.
С 1 января 2013 года статья 8 Федерального закона от 18 ноября 1994 года N 69-ФЗ изложена в новой редакции, в соответствии с которой гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также, 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в частности, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Пунктом 5 статьи 12 названного федерального закона (в редакции, действовавшей с 01 января 2013 года) предусматривалось, что в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2013 года выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы законодатель поставил в зависимость от исключения возможности дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ).
Осуществление выплат, производимых с 01 января 2013 года стало регулироваться Правилами осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам и работникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 года N 280 года (далее Правила).
Так, согласно пункту 2 вышеуказанных Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Тем самым, Правила, определяя порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, установили новое правовое регулирование таких выплат, одним из условий которого является наличие стойкой утраты трудоспособности.
На момент обращения истца к ответчику с заявлением об установлении и выплате соответствующих сумм в возмещение вреда, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 672 были утверждены "Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
Настоящие Правила устанавливают порядок определения федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
С учетом вышеприведенного правового регулирования процент утраты стойкой утраты трудоспособности, должен учитываться при установлении ежемесячных сумм возмещения вреда.
Положениями абзаца 2 пункта 23 Правил от 23 апреля 2013 года N 280 года урегулирован новый порядок расчета и размера выплат в возмещение вреда сотрудникам, уволенным со службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года включительно.
В соответствии с абзацем 2 пункта 23 Правил (введенным приказом МЧС России от 02 апреля 2014 года N 161), было предусмотрено, что размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года, с коэффициентом 1, 55.
При этом пунктом 25 Правил было установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной в соответствии с настоящими Правилами, будет меньше размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее, до приобретения гражданином Российской Федерации права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, ежемесячная денежная компенсация выплачивается ему в прежнем размере.
На основании Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 февраля 2013 года N 128, которым установлены размеры окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. В соответствии с пунктом 2 приведенного выше постановления, оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Федеральным законом от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступившим в силу 12 мая 2016 года) часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой: "При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0, 5; в отношении инвалида III группы - 0, 3".
В связи с вступившими в законную силу изменениями части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, соответствующие изменения были внесены и в Правила, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 года N 280 (Приказ МЧС России от 12 июля 2017 года N 292).
Пунктом 2 Правил (в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292) предусмотрено, что в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному из ФПС ГПС, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС сотруднику выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 22 Правил (в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292) установлен размер ежемесячной денежной компенсации, который исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0, 5;
3) в отношении инвалида III группы - 0, 3.
Положениями пункта 23 Правил (в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292) предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенному в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Определяя размер ежемесячной денежной компенсации до 12 мая 2016 года, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание размер денежного довольствия, установленного на день обращения истца за назначением ежемесячной денежной компенсации, с применением районного коэффициента 1, 15 (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237), без учета повышающего коэффициента 1, 55, который применялся к выплатам, производимым до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, определяя размер ежемесячной денежной компенсации до 12 мая 2016 года, суды не применили к возникшим правоотношениям "Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 672, не определили в качестве юридически значимого обстоятельства факт утраты истцом стойкой утраты трудоспособности, не учли указанное обстоятельство при расчете ежемесячной денежной компенсации за период с 20 октября 2015 года до 12 мая 2016 года.
Определяя размер ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате истцу после 12 мая 2016 года, и применяя порядок расчета ежемесячной денежной компенсации, действовавший до указанного времени, судами не учтено, что с 12 мая 2016 года механизм расчета ежемесячной денежной компенсации был изменен.
Расчет размера ежемесячной денежной компенсации в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (в редакции, действующей с 12 мая 2016 года) судами первой и апелляционной инстанции не производился. В нарушение положений статьи 2 Федерального закона от 01 мая 2016 года N125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наиболее выгодный для истца вариант расчета ежемесячной денежной компенсации после 12 мая 2016 года судами не установлен, что привело к нарушению прав заявителя на получение ежемесячной денежной компенсации, в установленном законом размере.
С учетом изложенного, при решении вопроса о праве Шарисламова Р.Ш. на получение ежемесячной денежной компенсации судам следовало установить в качестве юридически значимых обстоятельств: факт получения истцом травмы (увечья), иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей; наличие стойкой утраты трудоспособности; факт увольнения со службы ввиду неспособности прохождения службы по состоянию здоровья, при отсутствии возможности перемещения по службе; размер выплачиваемой истцу пенсии по "данные изъяты" в период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года, который подлежал учету при определении размера ежемесячной денежной компенсации (с учетом изменения причины заболевания "военная травма", установить производился ли перерасчет ранее назначенной пенсии вследствие изменения причины "данные изъяты", учесть указанное обстоятельство применительно к соответствующему механизму расчета ежемесячной денежной компенсации), установленная истцу группа "данные изъяты".
Между тем в нарушение приведенных норм материального права, судом первой инстанции при разрешении настоящего спора указанные выше юридически значимые обстоятельства в полной мере не были установлены.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, допущенные судом первой инстанции нарушения в полном объеме не устранил, произвел расчет размера ежемесячной денежной компенсации с нарушением вышеприведенных норм материального права без учета всех юридических значимых обстоятельств.
При таких обстоятельствах, нельзя признать правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о размере ежемесячной денежной компенсации, подлежащей установлению истцу, поскольку он сделан с нарушением норм материального права и без учета и надлежащей оценки всей совокупности обстоятельств, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 сентября 2021 года и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, и разрешить исковые требования Шарисламова Р.Ш. в соответствии с законом, подлежащим применению к спорным отношениям, и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 сентября 2021 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Свердловский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.