Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-58/2021 по иску Дубровских Татьяны Юрьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Пермскому краю, Управления Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Пермскому краю, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Пермскому краю на решение Очерского районного суда Пермского края от 08 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Пермскому краю Дерябину М.С, поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дубровских Т.Ю. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС N 1 по Пермскому краю), с учетом уточнений, о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков в размере 77 280, 71 руб, компенсации четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемого при увольнении, в размере 102 527, 22 руб, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 10 635, 49 руб, компенсации за несвоевременное производство выплат в размере 14 891, 98 руб, компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.
В обоснование заявленных требований Дубровских Т.Ю. сослалась на то, что приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пермскому краю (далее по тексту - Межрайонной ИФНС N 3 по Пермскому краю) N 02-07/194 от 28 декабря 2020 года с ней расторгнут служебный контракт в связи с сокращением занимаемой должности. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, однако в денежное содержания для исчисления указанных сумм работодателем необоснованно не включены суммы материального стимулирования. Кроме того, суммы материального стимулирования не были включены работодателем при расчете ежегодных отпусков за период 2018-2020 года, в результате чего денежные средства выплачены не в полном объеме.
Определением Очерского районного суда Пермского края от 09 марта 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление федеральной налоговой службы Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту - УФНС России по Пермскому краю).
Решением Очерского районного суда Пермского края от 08 апреля 2021 года с Межрайонной ИФНС N 1 по Пермскому краю в пользу Дубровских Т.Ю. взыскана задолженность по компенсация при увольнении в размере 97 839, 84 руб, по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 10 625, 48 руб, по оплате ежегодных отпусков в размере 48 795, 03 руб, проценты (денежная компенсация) за нарушение сроков выплат денежного содержания в размере 2 933, 26 руб, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 02 февраля 2021 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России, компенсация морального вреда в размере 3 000 руб, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 августа 2021 года решение Очерского районного суда Пермского края от 08 апреля 2021 года изменено в части: с Межрайонной ИФНС N 1 по Пермскому краю в пользу Дубровских Т.Ю. взыскана задолженность по компенсации при увольнении в размере 102 527, 22 руб, денежная компенсация за задержку выплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации при увольнении в размере 6 151, 51 руб, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная со 02 февраля 2021 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представители Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю, УФНС России по Пермскому краю ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Истец Дубровских Т.Ю, представитель УФНС России по Пермскому краю в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 06 сентября 2017 года Дубровских Т.Ю. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю в должности государственного налогового инспектора отдела выездных проверок на основании служебного контракта от 06 сентября 2017 года N 316.
В соответствии с условиями служебного контракта, заключенного между Дубровских Т.Ю. и Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю, разделом IV пунктом 9 ей установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4 036 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 60 процентов этого оклада; районного коэффициента к денежному содержанию в размере 15 процентов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения в размере 4 036 руб. в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю Дубровских Т.Ю. за период 2017 года начислены средства материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования за 2017 год - 32 000 руб, за 2018 год - 160 575 руб.; за 2019 год - 360 348, 70 руб. и за 2020 год в сумме 257 609, 50 руб. за счет дополнительных бюджетных ассигнований выплачивалось материальное стимулирование.
Приказом УФНС России по Пермскому краю от 21 августа 2020 года N 02-04/116@ в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю.
Приказом от 28 декабря 2020 года N 02-07/194 Дубровских Т.Ю. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы.
При увольнении по данному основанию Дубровских Т.Ю. выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 123 705, 40 руб, выплаченные суммы рассчитаны без учета средств материального стимулирования.
Кроме того, судами установлено и из материалов дела следует, что в период с 2018 года по 2020 год Дубровских Т.Ю. предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, при расчете оплаты отпуска суммы материального стимулирования также не учитывались.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которые необходимо учитывать при расчете сумм ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем признал обоснованными требования Дубровских Т.Ю. о взыскании в её пользу задолженности по компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках.
Разрешая ходатайство представителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю о пропуске срока обращения в суд по требованиям о взыскания недоначисленных выплат за время очередного оплачиваемого отпуска, суд принял во внимание дату подачи истцом искового заявления - 31 декабря 2020 года, отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока по требованиям о взыскании недоначисленных выплат за 2018 год и 2019 год, и пришел к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд, установленного положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по указанным требованиям, отказав в их удовлетворении, указывая на наличие оснований для разрешения заявленных истцом требований о взыскании недоплаты денежного содержания за ежегодный оплачиваемый отпуск за 2020 год.
При определении размера недоплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, денежного содержания для оплаты отпуска за 2020 год, судом принят во внимание расчет ответчика, который признан судом верным, в связи с чем взыскал с Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю в пользу Дубровских Т.Ю. задолженность по компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 97 839, 84 руб, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 10 625, 48 руб, задолженности по оплате за ежегодный отпуск за 2020 года в сумме 48 795, 03 руб.
При разрешении требований о взыскании процентов за задержку выплаты компенсации суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из нарушения ответчиком обязанности по выплате Дубровских Т.Ю. компенсации при увольнении 01 января 2021 года, по выплате отпускных со следующего дня начала отпусков, связи с чем взыскал проценты за просрочку выплаты за период с 17 января 2020 года по 01 февраля 2021 года в размере 2 933, 27 руб, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 02 февраля 2021 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
Удовлетворяя требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив факт нарушения прав истца на своевременное получение денежного содержания в полном объеме, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных нравственных или физических страданий, степень вины работодателя, принципы разумности и справедливости, пришел к выводу, что компенсация в размере 3 000 руб. является достаточной.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о необходимости включения сумм материального стимулирования при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках и их правовым обоснованием, однако не согласилась с размером взысканной компенсации при увольнении и денежной компенсации за задержку выплат. Изменяя решение и принимая по делу новое, суд апелляционной инстанции исходил из того, согласно расчетному листку за январь 2020 года Дубровских Т.Ю. выплачена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 14 062, 20 руб.; расчет взысканной суммы задолженности по компенсации при увольнении истца 31 декабря 2020 года, судом произведён без учета указанной суммы не правомерно, в связи с чем пришел к выводу, что сумма подлежащая взысканию с ответчика должна быть определена в размере 102 527, 22 руб.
Также суд апелляционной инстанции, изменяя размер, взысканной компенсации за задержку выплат, в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, произведя собственный расчет компенсации, пришел к выводу, что ее размер составляет 6 151, 51 руб.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В кассационных жалобах представители Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю, УФНС России по Пермскому краю указывают на то, что материальное стимулирование является самостоятельным видом выплат и не относится к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского слушающего; дополнительные выплаты материального стимулирования не являются гарантированной выплатой обязательного характера, так как осуществляется в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации и производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральными государственными органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачиваются для стимулирования качества исполнения обязанностей государственных служащих, решение о стимулировании является правом работодателя, а не его обязанностью. Суд отнес средства материального стимулирования к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", то есть к выплатам входящим в состав денежного содержания, необоснованно. Спорные выплаты выплачивались как иные выплаты, в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности в зависимости от достигнутых результатов, а не за выполнение особо важных и сложных заданий, которые включались в расчет при начислении денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562).
В силу с частями 1-3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, как об этом верно указано судами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Доводы кассационных жалоб на необоснованные ссылки суда первой инстанции на постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, от 31 марта 2015 года N 302-12, от 23 апреля 2016 года N 347-7, от 23 февраля 2017 года N 228-7, поскольку в свободном доступе данные акты отсутствуют, а судом в нарушении статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации они не запрашивались, не свидетельствует о незаконности судебных актов.
Вопреки доводам кассационных жалоб, судом не могли быть учтены разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 27 апреля 2021 года N 14-03-03/32289, поскольку не были приняты на момент расторжения служебного контракта с истцом и осуществления расчета и выплаты всех сумм при увольнении, а также расчета оплаты отпуска, предоставленного в 2020 года.
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года N 18-4/10/В-2197, на которое содержится ссылка в кассационной жалобе, не регулирует вопросы включения материального стимулирования в состав довольствия при расчете среднемесячного дохода гражданских служащих.
Довод кассационных жалоб о необоснованном взыскании компенсации за нарушение срока выплаты сумм не может являться основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку денежные суммы, причитающиеся при увольнении, не были своевременно выплачены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение срока выплаты невыплаченных сумм, что соответствует требованиям статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылки в кассационных жалобах на необоснованное взыскание компенсации морального вреда, поскольку не установлено какими действиями ответчика Дубровских Т.Ю. причинен вред и в чем он выразился, в действиях работодателя отсутствует вина, поскольку он действовал в соответствии с нормами действующего законодательства являются необоснованными, поскольку в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом установлен факт нарушения прав истца на своевременное получение денежного содержания в полном объеме, требование о взыскании компенсации морального вреда является производным требованием от требования о взыскании денежных средств, которые судом удовлетворены, соответственно, суд пришел к правильному выводу, что требование истца о взыскании компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению.
Ссылки представителей ответчиков в кассационных жалобах на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.
Вопреки доводам кассационных жалоб выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Очерского районного суда Пермского края от 08 апреля 2021 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Пермскому краю, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Очерского районного суда Пермского края от 08 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.