Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Салтыкова Е.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-8/2021 по административному исковому заявлению Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "НИВА" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 июня 2021 г, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, судебная коллегия
установила:
сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив "НИВА" (далее - СПОК "НИВА", административный истец) обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, указав в обоснование на превышение установленной кадастровой стоимости их рыночной стоимости, влекущее нарушение прав административного истца как арендатора указанных земельных участков, арендная плата за которые рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Обжалуемым решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 9 июня 2021 г. заявленные требования административного истца удовлетворены. По состоянию на 1 января 2018 г. установлена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 4 684 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 94 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 432 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 152 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 12 364 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 11 085 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 21 350 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 22 510 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 11 197 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 18 953 000 руб. Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости определено считать 21 августа 2020 г.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия - Алания просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве аренды принадлежат вышеуказанные земельные участки, арендная плата за которые рассчитывается из их кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2018 г. N 371 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 января 2018 г. Средний уровень кадастровой стоимости земельных участков по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания утвержден по состоянию на 1 января 2018 г. в приложении N 6 к вышеуказанному постановлению.
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г. определена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 12 613 160, 39 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 253 694, 15 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 162 672, 5 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 349 717, 6 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 19 709 944, 5 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 29 852 546, 99 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 34 629 557, 94 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 60 620 434, 33 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 30 153 382, 8 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 43 713 990 руб.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, административным истцом был представлен отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ выполненный оценщиком ООО "Строитель" ФИО11
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке объектов недвижимости, на основании ходатайства представителя административного истца определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту индивидуальному предпринимателю ФИО12.
Согласно заключению эксперта индивидуального предпринимателя ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ г. N по состоянию на 1 января 2018 г. рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 5 258 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 106 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 485 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 170 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 7 857 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 12 445 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 13 631 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 25 272 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 12 571 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 21 270 000 руб.
Согласно части 2 статьи 83 КАС РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности выводов вышеуказанного экспертного заключения, по ходатайству представителя административного истца определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ г. была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту индивидуальному предпринимателю ФИО14
Назначая по административному делу повторную экспертизу, суд первой инстанции исходил из невозможности устранения в полном объеме возникших сомнений в обоснованности представленного экспертного заключения ДД.ММ.ГГГГ N
Судебная коллегия, изучив экспертное заключение и письменные пояснения эксперта ФИО15 учитывая необоснованный отказ эксперта от использования сравнительного подхода, использование характеристик почв, к которым относятся не все объекты экспертизы, необоснованное использование структуры посевов, с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
По результатам повторной судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. N выполненной экспертом ФИО16 по состоянию на 1 января 2018 г. определена рыночная стоимость земельных участков, которая составляет: с кадастровым номером "данные изъяты" - 4 684 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" 94 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 432 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 152 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 12 364 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 11 085 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 21 350 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 22 510 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 11 197 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" 18 953 000 руб.
Согласно вышеуказанному экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ N при определении рыночной стоимости спорного земельного участка им был использован доходный подход.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8 Закона N 73-ФЗ).
В силу статьи 25 названного Федерального закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований, указаны примененные методы, приведена оценка результатов исследований, обоснованы выводы по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов) (часть 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В своей апелляционной жалобе Правительство Республики Северная Осетия-Алания указывает следующие нарушения, допущенные в экспертном заключении. Так административный ответчик указывает, что в экспертном заключении отсутствуют ссылки на источники информации, позволяющие ее проверить, в том числе о структуре земельного фонда и почвенно-климатических характеристик Республики Северная Осетия-Алания. Приведенная в экспертном заключении ссылка на таблицу 1.1 (страница 37 экспертного заключения) отсутствует. Также на страницах 37-38 экспертного заключения отсутствует таблица с перечнем групп ценообразующих факторов и элементов сравнения из данных групп. На странице 57 экспертного заключения отсутствуют указанные приложения NN 1-3, в том числе типичные сроки экспозиции земельных участков и выкопировки из книги "Определение рыночной стоимости сельскохозяйственных земель". В экспертном заключении не приведены эксплуатационные и экономические характеристики земельных участков. Вырежет несогласие с тем, что экспертом не был осуществлен выезд на объекты исследования. Полагает, что эксперт необоснованно применил показатель нормативной урожайности.
В ходе судебного разбирательства по административному делу в суде апелляционной инстанции, исходя из анализа экспертного заключения, положенного судом первой инстанции в основу обжалуемого решения, доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 7 статьи 82КАС РФ, в адрес эксперта была направлена апелляционная жалоба. Однако представленные экспертом пояснения не указывают на возможность устранения в полном объеме возникших сомнений в обоснованности экспертного заключения. При этом доводы апелляционной жалобы относительно несоблюдения экспертом требований Закона N 73-ФЗ в части ошибочного применения методов доходного подхода, неправильности и непроверяемости произведенных расчетов подлежат проверке с учётом необходимости применения специальных познаний в оценочной деятельности, осмотра объекта оценки и повторного исследования рынка.
При данных обстоятельствах, при возникших сомнениях в обоснованности заключении эксперта, судом апелляционной инстанции определением от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу было назначено проведение повторной судебной оценочной экспертизы, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью ООО "Экспертное бюро оценки и консалтинга" ФИО17
Согласно заключению эксперта ФИО18 N от ДД.ММ.ГГГГ г. по состоянию на 1 января 2018 г. рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 8 390 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 169 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 491 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 276 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 14 779 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 19 856 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 25 967 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 40 321 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 20 056 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 30 878 000 руб.
Возражений на данное экспертное заключение от сторон не поступило.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" экспертом составлено точное описание объектов оценки, с указанием достаточной информации о количественных и качественных характеристиках, а также окружения земельных участков.
Экспертом проведен анализ рынка земельных участков сельскохозяйственного назначения в Республике Северная Осетия-Алания.
Для исследования рынка предложений, экспертом была использована информация из открытых источников - доски объявлений из сети Интернет, периодических изданий, а также собственный архив отчетов об оценке за период с 1 января 2016 г. по 1 января 2018 г.
Экспертом в ходе исследования рынка земельных участков сельскохозяйственного назначения выявлена специфика рынка земель сельскохозяйственного назначения: администрация местного самоуправления продает прав на заключение договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, арендаторы, приобретая право аренды, платят ежегодные арендные платежи от кадастровой стоимости земельного участка. Право аренды земель сельскохозяйственного назначения является объектом сделок купли-продажи, право аренды передается в субаренду. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется через переуступку права аренды, покупку права аренды с торгов или субаренду земельных участков.
Согласно заключению повторной судебной экспертизы выводы эксперта основаны на использовании доходного и сравнительного подходов, за исключением расчета рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", представляющего озеро, и "данные изъяты" с расположением на нем теплицы, в отношении которых был использован только сравнительный подход.
Экспертом в заключении приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Всем приведенным корректировкам экспертом дано обоснование с приложением соответствующих копий страниц справочника оценщика недвижимости.
Эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела; в заключении эксперт ответил на поставленные вопросы.
Доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость, лицами, участвующими в деле не представлено, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления размера кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы.
От общества с ограниченной ответственностью "Экспертное бюро оценки и консалтинга" поступило заявление о взыскании судебных расходов по проведению судебной экспертизы в размере 150 000 руб.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Главой 25 КАС РФ, пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по оплате судебной оценочной экспертизы, основываясь, в том числе, на документах, подтверждающих действительную стоимость судебной экспертизы, объем произведенных экспертной организацией работ, их расчет и финансово-экономическое обоснование, суд апелляционной инстанции исходит из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и приходит к выводу о том, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в отношении одного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (57 %) не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и может являться свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
В отношении остальных земельных участков расхождение с их рыночной стоимостью укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и свобод административного истца.
Данные выводы в полной мере согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
При указанных обстоятельствах судебные расходы в пользу ООО "Экспертное бюро оценки и консалтинга" подлежат взысканию в размере 135 000 руб. с административного истца, из расчета 150 000 руб./10 земельных участков х 9; и в размере 15 000 руб. - с административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
В связи с отсутствием у административного ответчика лицевых счетов в органах Федерального казначейства, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля", взыскание судебных расходов с Правительства Республики Северная Осетия-Алания исполняется Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет казны Республики Северная Осетия-Алания.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 июня 2021 г. изменить в части установления размера кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 8 390 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 169 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 491 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 276 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 14 779 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 19 856 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 25 967 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 40 321 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 20 056 000 руб.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 30 878 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "НИВА" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экспертное бюро оценки и консалтинга" (ИНН N, юридический адрес: "адрес") судебные расходы за проведение повторной судебной экспертизы в размере 135 000 руб.
Взыскать с Правительства Республики Северная Осетия-Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экспертное бюро оценки и консалтинга" (ИНН N, юридический адрес: "адрес") судебные расходы за проведение повторной судебной экспертизы в размере 15 000 руб. Взыскание судебных расходов с Правительства Республики Северная Осетия-Алания исполняется Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет казны Республики Северная Осетия-Алания.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.