Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-474/2021 (УИД N) по административному исковому заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края об оспаривании решений по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений по Ставропольскому краю
по апелляционной жалобе комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 30 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
1) решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений по Ставропольскому краю от 15 сентября 2020 года N 30 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1035 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала N, промышленная зона, с разрешенным использованием - для производственной деятельности, по состоянию на 1 января 2019 года;
2) решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений по Ставропольскому краю от 15 сентября 2020 года N 27 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10994 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" с разрешенным использованием - земли под промышленными объектами, и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 8731 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" с разрешенным использованием - для производственной деятельности, по состоянию на 1 января 2019 года. Ссылаясь на то, что
Указанными решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений по Ставропольскому краю от 15 сентября 2020 года N 30 и от 15 сентября 2020 года N 27 кадастровая стоимость спорных земельных участков определена равной их рыночной стоимости на основании данных отчетов об оценке рыночной стоимости, с которыми административный истец не согласен, поскольку отчеты не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям Федеральных стандартов оценки.
Решением Ставропольского краевого суда от 30 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований административного истца отказано.
Не согласившись с решением суда, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, ссылаясь на то, что рыночная стоимость объектов недвижимости существенно занижена, что нарушает право муниципального образования на получение арендных платежей.
Представитель заинтересованного лица - ООО "МБС" в своих возражениях на поданную апелляционную жалобу указал, что решение суда является законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска ФИО5 поддержала апелляционную жалобу, просила отменить решение Ставропольского краевого суда от 30 августа 2021 года как незаконное и необоснованное.
Представитель заинтересованного лица ООО "МБС" ФИО6 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение Ставропольского краевого суда от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2).
Порядок создания комиссии устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (часть 21).
В "адрес" на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2019 года N 1312 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Ставропольского края. Этим же приказом утвержден Порядок работы данной Комиссии, который регулирует процедурные вопросы, а также численный состав Комиссии в количестве 10 человек.
Впоследствии приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 8 апреля 2020 года N 352 в состав Комиссии внесены изменения относительно ее персонального и численного состава с увеличением количества членов Комиссии до 12 человек.
В соответствии с пунктом 7 вышеуказанного Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Комиссия рассматривает заявления об оспаривании в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, а также прилагаемые к заявлению об оспаривании документы, предусмотренные статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
При поступлении заявления об оспаривании секретарь комиссии проверяет приложенные к заявлению об оспаривании документы на предмет соблюдения требований части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке (пункт 9 Порядка).
В силу части 22 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" решение комиссии может быть оспорено в суде.
Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде, в том числе, органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет (часть 22.1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заинтересованное лицо ООО "МБС" является арендатором:
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1035 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала N, промышленная зона;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10994 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли под промышленными объектами, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" (литер А);
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8731 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"
28 августа 2020 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений по Ставропольскому краю поступили заявления ООО "МБС" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами N.
К заявлениям приложены отчеты об оценке от 19 августа 2020 года N/К-2020 и N/К-2020, составленные оценщиком ООО "ТАИС" - ФИО7, в соответствии с которыми рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года составила: с кадастровым номером N в размере 868 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 8 313 000 рублей и с кадастровым номером N в размере 6 957 000 рублей.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений по Ставропольскому краю от 15 сентября 2020 года N 30 установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N от его кадастровой стоимости, определенной в размере 1 315 081, 35 рублей по состоянию на 1 января 2019 года, отраженной в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, на 33, 9965 %. Оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки. По результатам рассмотрения заявления комиссия решилаудовлетворить заявление.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений по Ставропольскому краю от 15 сентября 2020 года N 27 установлено отличие рыночной стоимости объектов недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N от его кадастровой стоимости, определенной в размере 11 811 384, 11 рублей по состоянию на 1 января 2019 года, отраженной в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, на 41, 0992 %; земельного участка с кадастровым номером N от его кадастровой стоимости, определенной в размере 14 987 680, 44 рублей по состоянию на 1 января 2019 года, отраженной в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, на 44, 5344 %. Оформление и содержание отчетов об оценке соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки. По результатам рассмотрения заявления комиссия решилаудовлетворить заявление.
Судом первой инстанции верно установлено, что заинтересованным лицом при обращении в Комиссию с заявлениями об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков был предоставлен полный пакет документов, установленный действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 3-5 вышеуказанного Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2019 года N 1312, заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Заседание комиссии является открытым. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии. Голосование по всем вопросам проводится открыто в присутствии лиц, принимавших участие в заседании комиссии.
При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решение комиссии считается принятым в пользу заявителя.
Голосование проводится (решение принимается) по каждому объекту недвижимости отдельно. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
Из приложения к приказу Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2019 года N 1312 следует, что численный состав комиссии изначально установлен из 10 человек.
Впоследствии, приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 8 апреля 2020 года N 352 в состав Комиссии внесены изменения относительно ее персонального и численного состава с увеличением количества членов Комиссии до 12 человек.
Из предоставленных административным ответчиком доказательств, в частности протокола N 17 заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений по Ставропольскому краю от 15 сентября 2020 года, следует, что при рассмотрении заявлений ООО "МБС" принимали участие 6 членов комиссии - заместитель председателя комиссии ФИО8 (заместитель начальника отдела регистрации долевого участия в строительстве и регистрации ипотеки Управления Росреестра по Ставропольскому краю), члены комиссии: ФИО9 (уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае), ФИО10 (вице-президент Регионаьного Союза работодателей Ставропольского края "Конргесс деловых кругов Ставрополья"), ФИО11 (член комитета по оценке, кадастру и экспертизе Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России"), ФИО3 И.В. (член некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков"), ФИО12 (юрисконсульт юридического отдела Союза "Торгово-промышленная палата Ставропольского края"). Следовательно, заседание комиссии являлось правомочным, поскольку в работе комиссии приняли участие половина ее членов. Все члены комиссии проголосовали "за". Таким образом, оспариваемые решения Комиссии от 15 сентября 2020 года N 27 и N 30 приняты единогласно.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ административный иск, заявленный в порядке главы 22 данного Кодекса, может быть подан в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии регламентирован статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в силу части 13 которой Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.
Аналогичное положение закреплено в пункте 12 вышеуказанного Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2019 года N 1312 "О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при министерстве имущественных отношений Ставропольского края".
Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края, утвержденному решением Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 26 июля 2017 года N 161-16, Комитет является органом администрации города Невинномысска, осуществляющим на территории города в пределах собственной компетенции функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, а также объектами земельных отношений, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования городского округа - города Невинномысска Ставропольского края, а также осуществляющим деятельность по обеспечению эффективного управления и координации деятельности в области градостроительства (пункт 1).
На основании пункта 12.4 вышеуказанного Положения в функции Комитета в сфере земельных отношений входит, в том числе, то, что он выступает арендодателем по договорам аренды земельных участков, заключаемым по результатам торгов.
Судом первой инстанции верно установлено, что о состоявшихся оспариваемых решениях Комиссии от 15 сентября 2020 года N 30 и N 27 административному истцу стало известно 2 ноября 2020 года из ответа ООО "МБС" на претензию комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края о погашении задолженности по арендной плате по соответствующим договорам аренды названных земельных участков (том 1 л. д. 15-16).
Доказательств обратного суду ни административным ответчиком, ни заинтересованными лицами не представлено, как и не представлено доказательств подтверждающих, что административному истцу стало известно о нарушении его прав ранее указанной даты.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положения части 1 статьи 219 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости" решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости может быть оспорено в трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Настоящий административный иск о признании незаконными решений Комиссии от 15 сентября 2020 года N 30 и N 27, оспариваемых административным истцом, был направлен в суд посредством услуг почтовой связи 2 февраля 2021 года, что подтверждается почтовым штампом на конверте.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что административным истцом не пропущен процессуальный срок на оспаривание решений Комиссии, поскольку административный иск подан в установленный законом трехмесячный срок со дня, когда комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края стало известно о состоявшихся решениях Комиссии от 15 сентября 2020 года N 30 и N 27.
Исходя из положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", а также вышеуказанного Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, Комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке (отчет), который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2014 N 611 утвержден федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", в соответствии которым оценщик при применении сравнительного подхода должен учитывать изложенные в п. 22 положения, в том числе при применении корректировок. Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Для разрешения вопроса о соответствии отчетов об оценке рыночной стоимости от 19 августа 2020 года N/К-2020 и N/К-2020, составленных ООО "ТАИС" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N N, определением суда от 21 июня 2021 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Кавказский федеральный университет".
Согласно заключению эксперта Лукьянец А.В. N-Э-21 от 30 июля 2021 года:
- отчет N/К-2020 от 19 августа 2020 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2019 года и земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2019 года, выполненный ООО "ТАИС", соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки (ФСО), действующему оценочному законодательству, в том числе, по содержанию и структуре, в части выбранных оценщиком подходов и методов оценочной деятельности, проведенных расчетов, по объему изложения методической основы оценки рыночной стоимости объекта оценки;
- отчет N/К-2020 от 19 августа 2020 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:16:020201:21, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала N промышленная зона, по состоянию на 1 января 2019 года, выполненный ООО "ТАИС", соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки (ФСО), действующему оценочному законодательству, в том числе, по содержанию и структуре, в части выбранных оценщиком подходов и методов оценочной деятельности, проведенных расчетов, по объему изложения методической основы оценки рыночной стоимости объекта оценки.
Оценив указанное заключение эксперта по правилам статей 82, 84 КАС РФ, суд первой инстанции обоснованно признал его доказательством достоверным, надлежащим и достаточным для разрешения спора по существу.
При этом суд исходил из того, что заключение судебной экспертизы N-Э-21 от 30 июля 2021 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной оценочной экспертизы N-Э-21 от 30 июля 2021 года сторонами, заинтересованными лицами суду не представлено, в заключении эксперт ответила на поставленные вопросы.
Представленное заключение эксперта N-Э-21 от 30 июля 2021 года составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", противоречий которому не установлено.
Судебная коллегия соглашается в указанной части с судом первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Суждения эксперта ФИО13 основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных ею выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего опытом и знаниями в данной области, суд не находит.
По доводам апелляционной жалобы экспертом ФИО13 представлены письменные пояснения, которые исследованы судебной коллегией и приобщены в материалы дела.
По мнению судебной коллегии, пояснения эксперта ФИО13 содержат обоснованные контраргументы по всем доводам апелляционной жалобы и исключают необходимость назначения по делу повторной судебной экспертизы, в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 83 КАС РФ.
Учитывая изложенное, в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы сомнений в достоверности у суда апелляционной инстанции не вызывает.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований к признанию оспариваемых решений Комиссии незаконными и о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных в административном исковом заявлении требований.
Судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, суд правильно отнес на административного истца на основании статей 103, 106, 111 КАС РФ.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определен6ие суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в теечение шести месяцев с момента вынесения определения.
Председательствующий Д.И. Гылкэ
Судьи А.С. Катанаева
Ю.А. Печурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.