Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Военного прокурора Уссурийского гарнизона, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене в части, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Уссурийского районного суда Приморского края от 13 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 августа 2021 года, частично удовлетворено исковое заявление Военного прокурора Уссурийского гарнизона, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление"). На Минобороны России возложены обязанности:
- в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктов 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённому приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" от 21 февраля 2018 года N 35 в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания овощехранилища (инв. N 721), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, д. 51В;
- при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания овощехранилища (инв. N 721), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, д. 51В, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированной организации, оснащённой необходимым оборудованием и имеющей в своем штате соответствующих специалистов;
- провести капитальный ремонт здания овощехранилища (инв. N 721), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, д. 51В, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
Судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
13 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная 5 октября 2021 года через Уссурийский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения в связи несоответствием выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а также о принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2021 года кассационная жалоба вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Представители Минобороны России и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит выводу о необходимости отмены обжалуемых судебных актов в части возложения на Минобороны России обязанности провести капитальный ремонт здания овощехранилища (инв. N 721), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, д. 51В, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра, с вынесением в данной части нового решения.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, здание овощехранилища (инв. N 721), расположенное в военном городке N 21 по ул. Ленинградская, 51В в г. Уссурийске Приморского края (войсковая часть N 24776) (далее - здание овощехранилища), находится в собственности Российской Федерации.
Согласно акту осмотра от 15 июня 2020 года, составленному по результатам проверки, проведённой сотрудниками Военной прокуратуры Уссурийского гарнизона с привлечением представителей войсковой части N 24776 и жилищно-коммунальной службы N 4 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Восточному военному округу, техническое состояние здания овощехранилища имеет следующие недостатки: частично разрушена бетонная отмостка фундамента здания; нарушена система водоотвода фундамента; стены здания имеют деформации и неисправности водоотводящих устройств; имеются протечки кровли, деформации и повреждения кровельных конструкций и водоотводящих устройств; нарушена сплошность и герметичность наружных водостоков фасада здания. По мнению Военного прокурора Уссурийского гарнизона такое техническое состояние здания овощехранилища создаёт угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ).
Из положений статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса; такая безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу пункта 44 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 (далее - Руководство), контроль за техническим состоянием материально-технической базы Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется путём проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров. Осмотры проводятся комиссией, назначаемой приказом командира воинской части.
Правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений изложены в "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который был введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Так, пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3 ГОСТ 31937-2011).
В силу пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Возлагая на Минобороны России обязанность по проведению внепланового (внеочередного) осмотра здания овощехранилища, а также по обеспечению участия в проводимом осмотре специализированной организации, оснащённой необходимым оборудованием и имеющей в своём штате соответствующих специалистов (с учётом требований главы 4 ГОСТ 31937-2011), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что, согласно представленным в материалы дела доказательствам, здание овощехранилища находится в неудовлетворительном техническом состоянии, которое не позволяет использовать его по назначению без угрозы жизни и здоровью неопределённого круга лиц. Оценку состояния здания овощехранилища, его нуждаемость в проведении капитального и текущего ремонтов необходимо определить по результатам его внепланового (внеочередного) осмотра, который следует провести с привлечением специализированной организации (пункт 4.1 ГОСТ 31937-2011).
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, установленные по делу фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства, которые были оценены нижестоящими судебными инстанциями применительно к указанным выше положениям действующего гражданского законодательства, законодательства об обороне и о безопасности зданий и сооружений, подтверждают правомерность вывода о необходимости удовлетворения соответствующей части административных исковых требований военного прокурора.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что Минобороны России является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства. Сам по себе факт передачи здания овощехранилища в оперативное управление ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" не освобождает Минобороны России от обязанности осуществлять контроль за состоянием и возможностью безопасной эксплуатации данного недвижимого имущества.
В силу пункта 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). В свою очередь, пункт 6 Руководства к числу коммунально-эксплуатационных органов (организаций) Минобороны России относит, в том числе, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление". Общее руководство коммунально-эксплуатационным обеспечением возложено на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России (пункт 7 Руководства).
В данном случае, Минобороны России в рамках осуществления правомочий собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации имеет возможность принять властные организационные и распорядительные меры для организации и проведения внепланового (внеочередного) осмотра здания овощехранилища и для обеспечения участия в таком осмотре специализированных организаций, на что обоснованно указано в обжалуемых судебных актах.
Вместе с тем судебная коллегия суда кассационной инстанции считает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы Минобороны России о том, что возложение на него обязанности провести капитальных ремонт здания овощехранилища согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра является преждевременным, поскольку такой внеплановый (внеочередной) осмотр здания овощехранилища ещё не проведён, а его результаты могут являться основанием как для проведения капитального ремонта объекта недвижимости, так и для решения собственником вопроса (в случае, если проведение капитального ремонта здания овощехранилища ввиду его технического состояния будет признано нецелесообразным) о его перестройке, реконструкции или сносе.
Учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которым суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти и принимать конкретное решение по вопросу, который относится к компетенции такого органа, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в той части, в которой они возлагают на Минобороны России обязанность по результатам внепланового (внеочередного) осмотра здания овощехранилища в любом случае провести его капитальный ремонт, с вынесением по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 августа 2021 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания овощехранилища (инв. N 721), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, д. 51В, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
Принять в данной части по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Военного прокурора Уссурийского гарнизона о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания овощехранилища (инв. N 721), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, д. 51В, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра - отказать.
В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.