Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Военного прокурора Уссурийского гарнизона, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене в части, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Уссурийского районного суда Приморского края от 6 апреля 2021 года удовлетворено исковое заявление Военного прокурора Уссурийского гарнизона, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление"):
- на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Восточному военному округу возложена обязанность в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктами 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны России от 30 декабря 2017 года N 86, и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" от 21 февраля 2018 года N 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр лечебного здания федерального государственного казённого учреждения "439 Военный госпиталь" Минобороны России (далее - ФГКУ "439 Военный госпиталь") (инв. N 38), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7, в рамках которого установить объёмы работ по капитальному ремонту;
- на Минобороны России возложены обязанности при проведении внепланового (внеочередного) осмотра лечебного здания ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны России (инв. N 38), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния"; а также провести капитальный ремонт лечебного здания ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны России (инв. N 38), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 июля 2021 года решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 апреля 2021 года в части возложения на Минобороны России обязанности обеспечить при проведении внепланового (внеочередного) осмотра лечебного здания ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны России (инв. N 38), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7, участие специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" отменено; в указанной части принято новое решение, которым требования Военного прокурора Уссурийского гарнизона о возложении на Минобороны России данной обязанности оставлены без удовлетворения. Кроме того, апелляционным определением из абзаца первого резолютивной части решения суда первой инстанции исключены слова "в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление".
Судами первой и апелляционной инстанций настоящее дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
13 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная 27 сентября 2021 года через Уссурийский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части возложения на Минобороны России обязанности провести капитальный ремонт лечебного здания ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны России (инв. N 38), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра в связи с неправильным применением судами норм материального права и неправильным установлением имеющих значение для дела обстоятельств, а также о принятии в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2021 года кассационная жалоба Минобороны России вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации переданы в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Представители Минобороны России и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит выводу о необходимости отмены обжалуемых судебных актов в части возложения на Минобороны России обязанности провести капитальный ремонт лечебного здания ФГКУ "439 Военный госпиталь" (инв. N 38), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра, с вынесением в данной части нового решения.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, лечебное здание ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны России (инв. N 38), расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7 (далее - лечебное здание), находится в собственности Российской Федерации и передано 1 июня 2017 года в эксплуатацию ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление".
Согласно акту осмотра от 27 августа 2020 года, составленному по результатам проверки, проведённой сотрудниками Военной прокуратуры Уссурийского гарнизона с привлечением представителей жилищно-коммунальной службы N 4 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Восточному военному округу, техническое состояние лечебного здания имеет следующие недостатки: стены здания имеют деформации и неисправности водоотводящих устройств; имеется отслоение выравнивающего слоя в заделке швов; имеются протечки кровли, деформации и повреждения несущих кровельных конструкций и водоотводящих устройств; имеется деформация и повреждения несущих конструкций и креплений ограждений лестниц; частично разрушен пол; нарушена целостность оконных и дверных заполнений, отсутствует плотность притворов окон и дверей помещений, нарушена прочность и работоспособность фурнитуры; имеется неисправность элементов внутренней канализации. По мнению Военного прокурора Уссурийского гарнизона, такое техническое состояние лечебного здания создаёт угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ).
Из положений статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса; такая безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу пункта 44 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 (далее - Руководство), контроль за техническим состоянием материально-технической базы Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется путём проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров. Осмотры проводятся комиссией, назначаемой приказом командира воинской части.
Правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений изложены в "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который был введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Так, пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3 ГОСТ 31937-2011).
В силу пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Возлагая на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" обязанность по проведению внепланового (внеочередного) осмотра лечебного здания в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями главы 4 ГОСТ 31937-2011, пунктов 44, 45 Руководства и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" от 21 февраля 2018 года N 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, Уссурийский районный суд Приморского края, с выводами которого в этой части согласилась судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда, проанализировав приведённые выше положения гражданского законодательства, законодательства об обороне и о безопасности зданий и сооружений, указал в решении, что, согласно представленным в материалы дела доказательствам, лечебное здание находится в таком техническом состоянии, которое не позволяет использовать его по назначению без угрозы жизни и здоровью неопределённого круга лиц. В свою очередь, объём работ по ремонту знания хранилища необходимо определить по результатам его внепланового (внеочередного) обследования, которое должно быть проведено ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" с учётом требований действующего законодательства.
В то же время, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части возложения на Минобороны России обязанности обеспечить при проведении внепланового (внеочередного) осмотра лечебного здания участие специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в соответствии с требованиями главы 4 ГОСТ 31937-2011, указав, что бюджетное учреждение, обслуживающее соответствующий объект недвижимости (ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление"), при исполнении возложенной на него судом обязанности по проведению внепланового (внеочередного) осмотра лечебного здания должно самостоятельно осуществить весь комплекс необходимых действий, предусмотренных действующим законодательством.
Поскольку кассационная жалоба Минобороны России не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административного ответчика с обжалуемыми решением и апелляционным определением в указанных выше частях, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности соответствующих частей решения и апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Между тем судебная коллегия суда кассационной инстанции считает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы Минобороны России о том, что возложение на него обязанности провести капитальный ремонт лечебного здания согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра является необоснованным.
Исполнение решения суда в данной части зависит от результатов внепланового (внеочередного) осмотра, то есть его исполнение поставлено под условие того, что внеплановый (внеочередной) осмотр объекта недвижимости укажет характер и объём работ по его капитальному ремонту. Однако такой внеплановый (внеочередной) осмотр лечебного здания ещё не проведён, а его результаты могут являться основанием как для проведения капитального ремонта лечебного здания, так и для принятия собственником объекта недвижимости решения о его перестройке, реконструкции или сносе (в случае, если проведение капитального ремонта лечебного здания ввиду его технического состояния будет признано нецелесообразным).
Учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которым суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти и принимать конкретное решение по вопросу, который относится к компетенции такого органа, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в той части, в которой они возлагают на Минобороны России обязанность по результатам внепланового (внеочередного) осмотра лечебного здания в любом случае провести его капитальный ремонт, с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 июля 2021 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт лечебного здания ФГКУ "439 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (инв. N 38), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административным исковых требований Военного прокурора Уссурийского гарнизона о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт лечебного здания ФГКУ "439 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (инв. N 38), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 7, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра - отказать.
В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 июля 2021 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.