Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Громовой М.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" на решение Симоновского районного суда города Москвы от 03 сентября 2021 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично, взыскать с АО "Специализированный застройщик "Ипотечная корпорация Чувашской Республики" в пользу Сидоркина Альберта Викторовича невыплаченную премиальную часть оплаты труда за 2019 г. в размере сумма, пени в размере сумма, расходы по оплате юридических услуг в размере сумма, в остальной части иска отказать, УСТАНОВИЛА:
Сидоркин А.В. 23.09.2020 направил в суд иск к АО "Специализированный застройщик "Ипотечная корпорация Чувашской Республики" (далее - АО "Специализированный застройщик "ИКЧР") о взыскании невыплаченной переменной части оплаты труда в виде премии за 2019 год в размере сумма, денежной компенсации за задержку ее выплаты по ст. 236 Трудового кодекса РФ и возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в размере сумма, мотивируя обращение тем, что с 27.04.2017 по 25.05.2020 работал у ответчика в должности генерального директора, в период работы, а также при увольнении ему не была выплачена переменная часть заработной платы в виде премии за 2019 год, что истец считает незаконным, нарушающим его трудовые права.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
03.09.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" по доводам апелляционной жалобы, подписанной генеральным директором Антоновым А.В.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" по доверенности Гашимов Э.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, истец Сидоркин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 170-171, 178-179).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27.04.2017 между Сидоркиным А.В, паспортные данные, и АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" в лице председателя наблюдательного совета общества фио заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец назначен на должность единоличного исполнительного органа общества - генерального директора на срок с 27.04.2017 по 26.04.2020 (л.д. 9-18).
В разделе 3 "Оплата труда, компенсации и гарантии генерального директора" трудового договора предусмотрено, что из фонда оплаты труда генеральному директору устанавливаются: - оклад в размере сумма, - годовая премия, которая состоит из вознаграждения по результатам выполнения утвержденных величин показателей экономической эффективности деятельности общества и вознаграждения за достижение установленных ключевых показателей эффективности деятельности согласно приложениям NN 1 и 2, а также предусмотрено, что размер годовой премии генеральному директору определяется наблюдательным советом общества в соответствии с Положением о вознаграждении генерального директора и выплачивается один раз в год, - материальная помощь (п. 3.1); 05.02.2018 сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому должностной оклад истцу установлен в размере сумма (л.д. 19).
В соответствии с Положением о вознаграждении генерального директора, утвержденного Наблюдательным советом АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" 18.12.2015, вознаграждением генерального директора является оплата его труда, состоящая из постоянной и переменой частей; постоянная часть - вознаграждение, которое не зависит от результатов работы генерального директора и организации в целом, а переменная часть - вознаграждение, зависящее от результатов работы генерального директора и организации в целом (п. 1.3) (л.д. 20-29).
Согласно п. 2.2. Положения постоянная часть оплаты труда генерального директора состоит из должностного оклада и дополнительных выплат и надбавок, устанавливающихся в соответствии с законодательством РФ, а также дополнительных выплат, предусмотренных в Коллективном договоре, в виде материальной помощи, а в соответствии с п.п. 2.3, 2.5. Положения переменная часть оплаты труда генерального директора состоит из премии по итогам года, выплата которой осуществляется в течение 1 месяца после утверждения наблюдательным советом общества размера годовой премии, но не ранее чем через 10 дней после утверждения общим собранием акционеров годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по итогам работы общества за отчетный год.
Из п. 3.1 Положения о вознаграждении генерального директора следует, что годовая премия генеральному директору выплачивается на основе оценки результатов деятельности общества за отчетный год, под которыми понимается достижение плановых значений показателей, установленных наблюдательным советом общества, а согласно п. 3.4 указанного Положения независимо от результатов выполнения установленных годовых показателей наблюдательный совет общества вправе принять решение о невыплате годовой премии генеральному директору в случае выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности общества, искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных внутренними и внешними органами контроля за деятельностью общества.
22.04.2020 Сидоркин А.В. уведомлен о прекращении 26.04.2020 с ним трудового договора в связи с истечением срока его действия (л.д. 37), 24.04.2020 истцом издан приказ N 40 о назначении себя временно исполняющим обязанности генерального директора общества с 27.04.2020 до избрания генерального директора (л.д. 36).
Согласно протоколу заочного голосования наблюдательного совета АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" от 22.05.2020 по вопросу повестки дня о премировании руководителя общества за 2019 год голосование не осуществлялось, а по вопросу о единоличном исполнительном органе общества принято решение о прекращении полномочий фиоВ, 25.05.2020 на основании его заявления об увольнении по собственному желанию от 27.04.2020 (л.д. 30-31), на основании чего истец издал приказ N 74-лс от 25.05.2020 о своем увольнении из АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" 25.05.2020 по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника) (л.д. 38).
В обоснование требований истцом представлен протокол заседания балансовой комиссии Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по рассмотрению итогов работы хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики более 50% за 2019 год, корректировке программ и показателей экономической эффективности деятельности на 2020 год от 08.05.2020 N 3, из которого следует, что работа АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" и реализация программы отчуждения непрофильных активов в 2019 году признана удовлетворительной, показатели экономической эффективности выполнены и рекомендовано премировать руководителя предприятия в соответствии с условиями трудового договора с учетом выполнения показателей экономической эффективности деятельности предприятия (л.д. 39-40).
Также из материалов дела следует, что Сидоркин А.В. обратился в наблюдательный совет АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" по вопросу размера годовой премии генерального директора за 2019 год, исчислив ее в сумме сумма (л.д. 41-42), а также из материалов дела следует, что наблюдательным советом общества от 13.11.2018 и от 19.06.2019 принимались решения о премировании фио по результатам работы соответственно за 2017 год в сумме сумма и за 2018 год в сумме сумма (л.д. 141-145).
Возражая против удовлетворения требований, АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" ссылалось на представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 23.09.2019 N 62, согласно которому по результатам плановой проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, и результатов финансово-хозяйственной деятельности АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" Минстроя Чувашской Республики за 2017-2018 годы установлены отдельные недостатки и нарушения действующего законодательства в деятельности общества.
Так, в бухгалтерской отчетности за 2018 год допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской отчетности за 2017 год о наличии и движении основных средств по строке 5210 "Основные средства", а также искажение отчетных данных по показателю "Чистая прибыль" в связи с нарушением установленного порядке отражения в бухгалтерском учете операций по созданию резерва по сомнительным долгам, командировочных расходов, расходов, связанных с оказанием услуг по перевозке и разгрузке, а также оказанием услуг на общую сумму сумма тыс. руб. и по указанной причине плановый показатель экономической эффективности "Чистая прибыль", установленный на 2017 год Минстроем Чувашии по итогам 2017 года не достигнут и основания для выплаты генеральному директору вознаграждения в сумме сумма отсутствовали (л.д. 81-84).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст. 22, 140 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований фио и исходил из того, что утверждение годового отчета и баланса по итогам работы общества за 2019 год прошло 16.07.2020, однако от голосования о премировании фио по итогам работы за 2019 год наблюдательный совет уклонился, при этом решение наблюдательного совета о невыплате премии (в случае выявления соответствующих нарушений) является его правом, а не обязанностью и на момент увольнения истца наблюдательный совет решения о невыплате ему премии не принимал.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела, условиях трудового договора сторон, положениях трудового законодательства и локальных нормативных актах работодателя.
Так, в силу ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), при этом окладом (должностным окладом) является фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, и по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Таким образом, выплата включенных в систему оплаты труда стимулирующих сумм производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных трудовым договором и локальными нормативными актами работодателя.
Как следует из условий трудового договора сторон размер годовой премии, являющейся переменной частью вознаграждения генерального директора, определяется наблюдательным советом общества в соответствии с Положением о вознаграждении генерального директора, и этим Положением предусмотрено, что независимо от результатов выполнения установленных годовых показателей наблюдательный совет общества вправе принять решение о невыплате годовой премии генеральному директору в случае выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности общества, искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных внутренними и внешними органами контроля за деятельностью общества.
Учитывая, что Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики по результатам плановой проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, и результатов финансово-хозяйственной деятельности АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" Минстроя Чувашской Республики установлены нарушения в финансово-хозяйственной деятельности общества и искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, о чем указано в представлении от 23.09.2019 N 62, то невыплата генеральному директору общества годовой премии независимо от результатов выполнения установленных годовых показателей основано на положениях его трудового договора и локальных нормативных актов работодателя.
Ссылки истца на то, что такие нарушения имели место не в 2019 году, а в 2017 года, несостоятельны, поскольку искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности выявлено органами контроля за деятельностью общества именно в 2019 году, в связи с чем вопрос премирования истца по итогам работы за 2019 года правомерно решался с учетом имеющегося представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 23.09.2019 N 62.
При этом отсутствие решения наблюдательного совета общества о невыплате Сидоркину А.В. премии само по себе не влечет ее безусловную выплату и не свидетельствует о нарушении трудовых прав истца, поскольку предусмотренный трудовым договором оклад (должностной оклад) как фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц истцу выплачивался.
С учетом вышеизложенного, решение Симоновского районного суда города Москвы от 03.09.2021 в части взыскания с АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" в пользу фио годовой премии за 2019 год не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Учитывая, что условий для взыскания с ответчика в пользу истца годовой премии не установлено, то оснований для возложения на ответчика материальной ответственности за нарушение трудовых прав истца ввиду ее невыплаты по ст. 236 Трудового кодекса РФ, а также для возмещения ему судебных расходов на основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 03 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований фио к АО "Специализированный застройщик "ИКЧР" о взыскании премии, денежной компенсации за задержку выплаты и возмещении судебных расходов отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.