Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Белове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление экспертной организации ООО "Финансовый консалтинг "ФОРВАРД" о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы по административному делу N 3а-627/2021, УСТАНОВИЛ:
Решением Московского городского суда от 30 августа 2021 года удовлетворены административные исковые требования ООО "Марчёв" о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, установлена кадастровая стоимость:
- помещения с кадастровым номером --- в размере 7 107 000 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 977 000 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 1 077 000 рублей.
Решение вступило в законную силу 23 ноября 2021 года.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту --- Я.Г. в ООО "Финансовый консалтинг "ФОРВАРД". От указанной экспертной организации поступило заявление о взыскании судебных расходов в размере 90 000 рублей, калькуляция.
От представителя административного истца, представителя департамента городского имущества города Москвы поступили возражения на заявление о взыскании судебных расходов.
Рассмотрев заявление о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы в открытом судебном заседании, суд приходит к следующему.
В силу порядка распределения судебных издержек, понесенных при рассмотрении дела, урегулированного положениями статьи 111 КАС РФ, расходы на проведение судебной экспертизы наряду с иными понесенными по делу судебными расходами подлежат окончательному распределению между сторонами по итогам разрешения спора по существу с учетом специфики его предмета и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, независимо от того, по чьей инициативе она была назначена и кто предварительно внес денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, на депозитный счет суда.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относит, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
При разрешении настоящего заявления о возмещении судебных расходов суд учитывает указанную выше позицию Конституционного Суда Российской Федерации, оценивает существенность или несущественность превышения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости над рыночной на предмет ее соответствия допустимым отклонениям, принятым в государственной кадастровой оценке.
Из материалов дела усматривается, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью объектов недвижимости составляет:
- в отношении помещения с кадастровым номером --- - 29%;
- в отношении помещения с кадастровым номером --- - 47%;
- в отношении помещения с кадастровым номером --- - 40%.
Приведенная разница между рыночной и кадастровой стоимостью помещения, не превышающая 30%, не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. Подобная разница судом признается приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объектов недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки. Следовательно, расходы по оплате экспертизы в части объекта с кадастровым номером 77:01:0001078:2995 подлежат взысканию с административного истца. Согласно калькуляции эксперта размер данных расходов составит 25 000 рублей. Кроме того, согласно калькуляции эксперта 30 000 рублей составило проверка отчета об оценке трех нежилых помещений. С учетом того, что в отношении помещения с кадастровым номером --- имеется незначительная разница между его рыночной и кадастровой стоимостью, не превышающая 30%, расходы в части проверки отчета об оценке данного помещения подлежат взысканию с административного истца. Размер расходов составит 10 000 рублей (30 000/3). Таким образом, с административного истца подлежит взысканию 35 000 рублей.
Для определения стороны, на которую подлежит возложение судебных расходов в части экспертного исследования объектов с кадастровыми номерами ---, разница между рыночной и кадастровой стоимостью которых составила 47% и 40% соответственно, подлежит определению размер налоговой выгоды административного истца, учитывая, что при определении стороны, на которую подлежат отнесению судебные расходы по делу, в том числе расходы на производство экспертизы при данном расхождении подлежит выяснению вопрос соотношения понесенных по делу судебных издержек с полученной в результате оспаривания кадастровой стоимости экономической выгодой от сокращения расходов (экономии) на уплату соответствующего обязательства, поскольку обращение к данному способу защиты права не может обусловливаться возложением на заинтересованное лицо необоснованных и чрезмерных обременений, которые своей тяжестью могли бы обессмыслить достигнутые процессуальные результаты и тем самым обесценить саму возможность доступа к правосудию.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.
Приказом N 5 Департамента городского имущества города Москвы от 15.01.2020 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2020 году" предполагалось проведение в 2020 году государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, однако приказом Департамента городского имущества г. Москвы от 24.07.2020 N 166, срок проведения кадастровой оценки изменен на 2021 год. Таким образом, оспоренная кадастровая стоимость подлежит применению за период 2019 года, 2020 года, 2021 года, что следует из положений п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, согласно которым если кадастровая стоимость объекта меняется из-за установления его рыночной стоимости, сведения об этом, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах: 1, 6% в 2019 году, 1, 7% в 2020 году, 1, 8% в 2021 году.
Ожидаемая налоговая выгода административного истца в отношении помещения с кадастровым номером --- составит за все налоговые периоды 43 824 рублей (13 749 рублей за 2019 год, 14 608 рублей за 2020 год, 15 467 рублей за 2021 год). При этом стоимость экспертного исследования данного объекта согласно калькуляции эксперта составит 35 000 рублей (25 000 рублей оценка стоимости и 10 000 рублей проверка отчета об оценке).
Ожидаемая налоговая выгода административного истца в отношении помещения с кадастровым номером --- составит за все налоговые периоды 37 020 рублей (11 614 рублей за 2019 год, 12 340 рублей за 2020 год, 13 066 рублей за 2021 год).
При этом стоимость экспертного исследования данного объекта согласно калькуляции эксперта составит 20 000 рублей (10 000 рублей оценка стоимости и 10 000 рублей проверка отчета об оценке).
При этом, административным истцом также понесены расходы по оплате повторного экспертного исследования, выполненного экспертом АНО "Институт судебных экспертиз".
Таким образом, общий размер налоговой выгоды административного истца кратно не превышает судебные расходы, следовательно, при взыскании расходов на оплату судебной экспертизы с административного истца в отношении объектов недвижимости, разница между рыночной и кадастровой стоимостью которых находится в диапазоне от 40 % до 47%, для административного истца будут обессмыслены достигнутые процессуальные результаты. При указанных обстоятельствах, расходы по оплате судебной экспертизы в части объектов с кадастровыми номерами --- подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, то есть с Департамента городского имущества города Москвы.
Руководствуясь ст.ст.111, 114, 247, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Взыскать с ООО "Марчёв" в пользу ООО "Финансовый консалтинг "ФОРВАРД" расходы по оплате судебной экспертизы в размере 35 000 рублей.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Финансовый консалтинг "ФОРВАРД" расходы по оплате судебной экспертизы в размере 55 000 рублей.
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней с даты принятия определения.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное определение изготовлено 07 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.