Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Тураевой Т.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абзалутдиновой Р.А. на решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 декабря 2021 года по гражданскому делу N 2-7031/2021 по иску Абзалутдиновой Р.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан" об изменении основания для установления статуса ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Абзалутдиновой Р.А, ее представителя Федорова Р.В, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Абзалутдинова Р.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан" об изменении основания для установления статуса ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение. В обоснование требований указывается, что в период с 1 августа 1975 года по 16 мая 1985 года она осуществляла трудовую деятельность в магазине N 422 г.Казани на различных должностях, откуда была уволена в связи с убытием в длительную заграничную командировку в Демократическую Республику Афганистан для осуществления трудовой деятельности в зоне вооруженного конфликта (боевых действий) в составе 656 отделения торговли (войсковая часть полевая почта 84641-ВТ) Министерства обороны СССР, где проработала на различных должностях период времени с 1 июня 1985 года по 10 июня 1988 года и в дальнейшем уволена по пункту 2 статьи 29 КЗОТ РСФСР по истечении срока трудового договора.
Согласно выданного ей удостоверения от 11 ноября 1991 года она имела право на льготы и преимущества, установленные для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Республику Афганистан.
Имеющимися у нее документами подтверждается, что в период с 1 июня 1985 года по 10 июня 1988 года по направлению Министерства обороны СССР она находилась в заграничной командировке в Республике Афганистан в качестве служащей Советского Армии при в/ч п.п.43151 на должности продавца и вместе с военнослужащими ставилась на котловое довольствие, имеет право на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 4 сентября 1990 года N 892. Ее военная часть, а также 656 отделение торговли с 12 марта 1980 года по 31 января 1989 года принимало участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Таким образом, она непосредственно проходила службу в Советской армии, была направлена на работу военным комиссариатом, состояла в штате войсковой части и принимала участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан, в связи с чем относится к категории ветеранов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании вышеизложенного, истец просила суд признать за ней статус ветерана боевых действий в соответствии подпунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"; возложить на ответчиков обязанность изменить ее статус с подпункта 6 части 1 статьи 3 на подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и выдать соответствующее измененному законному основанию удостоверение ветерана боевых действий о правах на льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Решением Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 декабря 2021 года, в удовлетворении исковых требований Абзалутдиновой Р.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан" об изменении основания для установления статуса ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение, отказано.
В кассационной жалобе Абзалутдинова Р.А. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение судами норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Выслушав объяснения Абзалутдиновой Р.А, ее представителя Федорова Р.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Абзалутдинова Р.А. 16 мая 1985 года уволена с должности товароведа магазина N 422 Кировского райпищеторга в связи с убытием в длительную заграничную командировку.
Приказом N от 4 июня 1985 года истец назначена на должность продавца магазина N 18 отделения торговли 656 (войсковая часть полевая почта 84641-ВТ) Министерства обороны СССР, где проработала на различных должностях период времени с 1 июня 1985 года по 10 июня 1988 года и приказом N от 5 мая 1988 года уволена по пункту 2 статьи 29 КЗОТ РСФСР по истечении срока трудового договора.
Согласно архивной справке Центрального архива Минобороны Российской Федерации N от 9 сентября 2005 года войсковая часть п/п 43151 с 1 ноября 1981 года по 15 февраля 1989 года принимала участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
В соответствии со справкой Военного комиссариата Кировского и Московского районов г.Казани Республики Татарстан N от 31 октября 2007 года Абзалутдинова Р.А. в период с 1 июня 1985 года по 10 июня 1988 года выполняла интернациональный долг в Республике Афганистан в качестве служащей Советской Армии (работала в/ч п.п.43151 на должности продавца).
Между тем, документов о наличии статуса военнослужащей и о непосредственном участии Абзалутдиновой Р.А. в боевых действиях на территории Республики Афганистан в период с 1985 года по 1988 год в материалы дела не представлено.
Решением Кировского районного суда города Казани от 24 апреля 2018 года по иску Абзалутдиновой Р.А. к Военному комиссариату Кировского и Московского районов города Казани Республики Татарстан, Министерству обороны Российской Федерации, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июня 2018 года, Абзалутдиновой Р.А. было отказано в признании факта работы на территории Демократической Республики Афганистан в период с 1985 года по 1988 год в составе 40-ой армии, относившейся к ведению Министерства Обороны, признании права на присвоение звания "Ветеран боевых действий" в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", и возложении обязанности выдать удостоверение "Ветеран боевых действий" в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", поскольку ею не доказано, что она относится к указанной категории ветеранов боевых действий.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, ссылаясь на имеющиеся у нее вышеуказанные документы, истец указывает, что 656 отделение торговли принимало участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, соответственно, и она, обслуживая воинские части, в том числе в составе служащих, участвовала в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия для этого соответствующих правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам, относятся к ветеранам боевых действий.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III указанного перечня к периодам ведения боевых действий в Афганистане отнесен период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 приведенного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в пункте 1 статьи 16, а ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 - установленные в пункте 3 статьи 16 Закона (при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона; использование ежегодного отпуска в удобное для них время).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным. в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Поскольку в материалах дела не содержится документов о наличии статуса военнослужащей и о непосредственном участии Абзалутдиновой Р.А. в боевых действиях на территории Республики Афганистан в период с 1985 года по 1988 год, выводы судов об отказе в удовлетворении требований истца являются обоснованными.
Кроме того, истцу было выдано удостоверение ветерана боевых действий как рабочему и служащему, направляемому на работу в Республику Афганистан, а не как лицу, непосредственно участвовавшему в боевых действиях по заданию Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрена градация категорий граждан приведенной выше нормой осуществляется с учетом непосредственной профессиональной деятельности лиц в момент нахождения их на территории Республики Афганистан (то есть, исходя из их функционального назначения), также исходя из обстоятельств непосредственного участия в боевых действия и получения (либо не получения) по этому поводу ранений, контузий и награждения знаками отличия.
В связи с чем выводы судов об отсутствии правовых оснований для отнесения истца к категории ветеранов боевых действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", являются правильными.
Судебная коллегия соглашается с правовым обоснованием и примененными нормами права, приведенными судами первой и апелляционной инстанции.
Доводы жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Абзалутдиновой Р.А.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абзалутдиновой Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
Т.Е.Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.