Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний(далее - ФСИН России), Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, (далее - ГУФСИН России по Нижегородской области), федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области) на решение Балашихинского городского суда Московской области от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Дудниченко А.В. к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Романовой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Дудниченко А.В. - Петрова Р.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дудниченко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по его содержанию в названном учреждении с 12 сентября 2011 года по 26 июня 2018 года с нарушением минимальных норм жилой площади, материально-бытового обеспечения; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 900 000 рублей.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Дудниченко А.В. осужден приговором "данные изъяты". С 12 сентября 2011 года по 26 июня 2018 года административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания: не были созданы бытовые условия, соответствующие требованиям гигиены и санитарии; не обеспечено соблюдение нормы жилой площади в расчете на одного осужденного; комната воспитательной работы, бытовая комната, горячая вода отсутствовали; комнаты приема пищи и хранения вещей осужденных имели недостаточную площадь; отсутствовало необходимое количество рукомойников, в туалетах - унитазов (напольных чаш); организация питания в столовой крайне неудовлетворительная, питание плохое, пища низкого качества; вещевое обеспечение являлось недостаточным, постельное белье, предметы первой необходимости и средства личной гигиены выдавались нерегулярно в минимальном количестве; условия для прогулки на свежем воздухе неудовлетворительные.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 22 декабря 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Дудниченко А.В. в период с 12 сентября 2011 года по 26 июня 2018 года в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Дудниченко А.В. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 250 000 рублей, расходы на представителя в размере 15 000 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 мая 2021 года решение Балашихинского городского суда Московской области от 22 декабря 2020 года изменено в части компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, увеличена сумма с 250 000 рублей до 450 000 рублей.
В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 22 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 10 декабря 2021 года через Балашихинский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 декабря 2021 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить апелляционное определение, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагают, что доказательств нарушения неимущественных прав и нематериальных благ административного истца, получения им нравственных страданий, связанных с ненадлежащими условиями его содержания, не представлено. Действия администрации Учреждения направлены на создание благоприятных условий для осужденных: во всех отрядах имеется минимальный необходимый набор бытовых помещений; Дудниченко А.В. содержался в условиях, допускающих перелимит в отрядах, но нарушение нормы площади на одного человека допускалось в размере не более 0, 16 кв.м.
На кассационную жалобу Дудниченко А.В. поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции установилфакты нарушения условий содержания Дудниченко А.В. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в частности, необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания; необеспечение по норме санитарно-техническими устройствами (умывальники, унитазы), мебелью; превышение численности осужденных при недостаточной площади помещения; необеспечение по норме вещевым довольствием; неудовлетворительная организация питания в столовой крайне, питание плохое, пища низкого качества.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части размера компенсации, исходил из практики Европейского суда по правам человека, физических и психологических последствий вследствие нахождения в ненадлежащих условиях и пришел к выводу, что взысканный размер компенсации является заниженным. При определении размера компенсации учитывался характер и продолжительность нарушений, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, отсутствие каких-либо последствий для административного истца. Вывод суда первой инстанции относительно периода бездействия является ошибочным, поскольку доказательств, подтверждающих, что с 12 сентября 2011 года по 26 июня 2018 года административным ответчиком было допущено бездействие по обеспечению надлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Из материалов дела следует, что Дудниченко А.В. в период с 12 сентября 2011 года по 26 июня 2018 года, отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 14 июня 2018 года на основании статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации освобожден условно-досрочно.
По прибытии в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области Дудниченко А.В. распределен для проживания в отряд N, затем переводился в другие отряды: в сентябре 2012 года - в отряд N, в октябре 2012 года - в отряд N, в феврале 2013 года (на две недели) в отряд N, в конце февраля 2013 года - в отряд N, в июне 2017 года - в отряд N, в котором Дудниченко А.В. непрерывно проживал до освобождения из колонии.
Нижегородским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области вносились представления от 5 мая 2012 года N, от 23 апреля 2014 года и 30 декабря 2014 года N, от 17 июня 2016 года N, от 27 февраля 2017 года N и другие, также прокурором Нижегородской области вносились представления начальнику ГУФСИН России по Нижегородской области от 18 октября 2012 года N, от 14 декабря 2015 года N, от 29 августа 2018 года N и другие.
По результатам рассмотрения представлений приказами руководства ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В период отбывания наказания Дудниченко А.В. в колонии численность осужденных составляла: в отрядах N N по 120-140 человек в каждом отряде, в отрядах N N - по 120 человек, в отряде N - 15-160 человек. При этом общая площадь всех помещений в отряде 285 кв.м, из них жилая площадь - 160 кв.м; отряд N располагался над отрядом N (на два этажа выше), отряд N - под ним (этажом ниже). В конце 2014 года, когда численность отряда N достигла 140 человек, отряду было передано дополнительное помещение площадью 55 кв.м, общая площадь помещений отряда N составляла 325 кв.м, из них жилая площадь- 240 кв.м, в отряде N кв.м, из них жилая площадь - 115 кв.м.
В каждом отряде имелись помещения: спальные секции, предназначенные для сна; комната воспитательной работы (в отряде N её не было, а в остальных отрядах из-за нехватки жилого пространства она использовалась в качестве дополнительной спальной секции; комната приёма пищи; умывальник; туалет; раздевалка; комната хранения личных вещей; кабинет начальника отряда.
Количество и размеры спальных секций в отрядах разные, но во всех отрядах они были переполнены, по всей площади в большом количестве и с высокой плотностью попарно были расставлены металлические двухъярусные кровати (размером 1, 9x0, 65 м), тумбочки (размером 0, 4x0, 4x0, 75 м) и табуреты (размером 0, 35x0, 35x0, 45 м).
Комнаты, предназначенные для приема пищи, во всех отрядах были площадью около 18 кв.м, что составляло 0, 1 кв.м на одного заключенного.
Площадь умывальников в отрядах N N составляла -12, 5 кв.м (5x2, 5 м), а в отрядах N не превышала 9 кв.м. Рукомойников (раковин) не хватало: в отрядах N их было по 7 единиц, в отряде N единиц, а в отрядах N N по 6 раковин. Подача горячей воды в отрядах N N носила эпизодический характер, так как давление в гидросистеме было недостаточным, а до отряда N (пятый этаж) горячая вода не доходила. Санитарно-гигиенические условия плохие.
Туалеты в отрядах N N размером 5x2, 5 м, в отрядах N N меньше. Унитазов (напольных чаш) не хватало - в отряде N их было 5 единиц (3 унитаза и две напольные чаши), в отрядах N N - по 6 единиц, а в отряде N штук.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со статьёй 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3).
В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), которой установлено, что количество умывальников и ножных ванн в учреждениях должно соответствовать расчету 1 единица на 15 осужденных, а унитазов - 1 единица на 10 человек.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Дудниченко А.В, которые выразились в необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания; необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники, табуреты, тумбочки), превышение численности осужденных, в постоянной нехватке личного пространства, невозможности пребывать в безопасных, нормальных санитарно-гигиенических условиях, принимать пищу, приготовленную с соблюдением санитарных норм и правил.
Определяя размер компенсации, апелляционная инстанция учитывала длительность отбывания наказания административным истцом в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, соизмеримость с выплатами, присуждаемыми Европейским Судом по правам человека в сопоставимых обстоятельствах, приближенность к суммам, которые предлагают власти России в схожих обстоятельствах в рамках односторонней декларации.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к изменению оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.