Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2022 года гражданское дело по иску Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Брянский клинико-диагностический центр" о признании незаконным бездействия, обязании предоставить санаторно-курортную путевку, взыскании убытков и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Макаренкова Владимира Семеновича
на решение Советского районного суда г. Брянска от 20 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-2324/2021 и апелляционное определение Брянского областного суда от 31 августа 2021 года по гражданскому делу N 33-2346/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Макаренков В.С. обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Брянский клинико-диагностический центр" (далее по тексту - ГАУЗ "Брянский клинико-диагностический центр") о признании незаконным бездействия, обязании предоставить санаторно-курортную путевку, взыскании убытков и компенсации морального вреда.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 21 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 февраля 2020 года, в удовлетворении исковых требований Макаренкова В.С. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2020 года вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 19 февраля 2021 года отменено решение Советского районного суда г. Брянска от 21 октября 2019 года, в связи с новыми обстоятельствами, ввиду признания решением Верховного суда Российской Федерации от 14 сентября 2020 года по делу NАКПИ 20-466 недействующими положений пункта 13 раздела VIII, пункта 15 раздела X, пункта 12 раздела XII перечня медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями системы кровообращения, болезнями органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года N 321н, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не допускают санаторно-курортное лечение взрослого населения в санаторно-курортных организациях за пределами климатической зоны проживания пациента. А также признания не действующим со дня принятия письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года N 14-6/10/2-5307.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 20 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 августа 2021 года, в удовлетворении иска Макаренкова В.С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Макаренков В.С. ставит вопрос об отмене решения Советского районного суда г. Брянска от 20 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 августа 2021 года, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на незаконность бездействия ответчика, лишившего истца права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, как участника ликвидации Чернобыльской АЭС, не направившего заявку в санаторно-курортные учреждения Кавказских Минеральных вод, рекомендованных лечащим врачом.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, ГАУЗ "Брянский клинико-диагностический центр" в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года N 138н осуществляет деятельность по направлению участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, приравненных по льготам, на лечение в санаторно-курортные учреждения.
Макаренков В.С. является получателем пенсии по выслуге лет по линии МВД России, инвалидом II группы бессрочно по заболеванию, полученному при исполнении служебных обязанностей, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Из материалов дела следует, что основным диагнозом Макаренкова В.С, приведшим к инвалидности, является "Энцефалопатия II степени, смешанного генеза (атеросклероз, гипертензия, воздействие Rg-фактора), прогрессирующее, кризовое течение. Ликвро-динамические нарушения с гипертензионными цефалгическими нарушениями. ХНМК и ВББ с ТИА в виде синкопальных состояний до 2-3 раз в неделю, эпиактивность на ЭЭГ. Вегетативно-венозная дисфункция. Выраженный стойкий церебрастенический синдром с мнестическими нарушениями".
Согласно справкам ГБУЗ "Дубровская центральная районная больница" N 32 от 7 марта 2019 года и ГБУЗ "Брянская городская поликлиника N 1" N 106 от 2 апреля 2019 года у Макаренкова В.С. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Как следует из материалов дела, 7 марта 2019 года Макаренков В.С. обратился в ГАУЗ "Брянский клинико-диагностический центр" с заявлением о предоставление путевки на курорт "Кавказские минеральные воды" г.Ессентуки, предоставив справку N32 формы 070/у для получения путевки на санаторно-курортное лечение от 7 марта 2019 года, выданную ГБУЗ "Дубровская ЦРБ" с диагнозом: "Энцефалопатия II степени, смешенного генеза" (код по МКБ -10 I 67.8).
Согласно материалам дела, заявление Макаренкова В.С. на санаторно-курортное лечение рассмотрено 18 марта 2019 года на заседании врачебной комиссии ГАУЗ "Брянский клинико-диагностический центр", по результатам которого на основании приказа N 321 Минздрава России об утверждении перечней показаний и противопоказаний к санаторно-курортному лечению принято решение о том, что Макаренкову В.С. показано санаторно-курортное лечение в санаториях климатической зоны проживания. Макаренкову В.С. предложено направить заявку на получение путевки в подмосковный санаторий "им. Горького".
10 апреля 2019 года на заседании врачебной комиссии ГАУЗ "Брянский клинико-диагностический центр" рассмотрено повторное заявление Макаренкова В.С. о предоставлении путевки в санатории курорта "Кавказские Минеральные воды" г. Ессентуки, по результатам которого принято решение о невозможности оформления заявки на санаторно-курортное лечение в указанный регион, поскольку в представленной справке N106 от 2 апреля 2019 года, выданной ГБУЗ "Брянская городская поликлиника N 1", указан диагноз сопутствующего заболевания (ЖКБ), в то время, как граждане-получатели набора социальных услуг на санаторно-курортное лечение направляются на этот вид реабилитации по основному заболеванию, приведшему к инвалидности. Также повторно предложено оформить заявку на прохождение лечения по основному заболеванию в санаторно-курортной организации к климатической зоне проживания либо предъявить справку для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме 070/у в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, который также является органом, уполномоченным на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение инвалидам.
Из письма ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области" следует, что Макаренкову В.С. в 2019 году предоставлена льготная санаторно-курортная путевка в соответствии с Приказом МВД России от 24 апреля 2019 года N275 на основании заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и справки ГБУЗ "Дубровская центральная районная больница" N 32 от 7 марта 2019 года.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (пункт 8).
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 указанного Федерального закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, перечень которых утвержден распоряжением правительства Российской Федерации. При этом санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов и является одним из основных мероприятий данного перечня.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, пунктом 3.1 которого предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение определены Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 (далее - Порядок N256), согласно которому медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения (амбулаторно-поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание). Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства, которые определяют медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, учитывается наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах. Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации необходимого профиля.
Согласно пункту 3.6 Порядка N 328 граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256.
При наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации (пункты 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года N 321н утвержден перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения (далее - Перечень N321), который включает медицинские показания для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями системы кровообращения (класс IX по МКБ-10), с болезнями органов пищеварения (класс XI по МКБ-10), с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (класс XIII по МКБ-10), предусматривает избрание санаторно-курортных организаций в климатической зоне проживания пациента.
20 мая 2012 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принято и направлено информационное письмо N 14-6/10/2-5307 с разъяснениями к изменениям, внесенным Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 345-ФЗ в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в части направления по основному заболеванию, приведшему к инвалидности, граждан-получателей набора социальных услуг на санаторно-курортное лечение
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2020 года N АКПИ20-466 удовлетворено заявление Макаренкова В.С, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения пунктов: 13 раздела VIII перечня медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями системы кровообращения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года N 321н, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не допускают санаторно-курортное лечение взрослого населения при наличии заболевания - церебральный атеросклероз, гипертензионная энцефалопатия, другие уточненные поражения сосудов мозга в следующих формах, стадиях, фазах, степени тяжести заболевания: 1-я (компенсированная, легкая) и 2-я (субкомпенсированная, умеренная) стадии сосудистой мозговой недостаточности без выраженных интеллектуально-мнестических, аффективных, поведенческих и двигательных нарушений в санаторно-курортных организациях за пределами климатической зоны проживания пациента; 15 раздела X перечня медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями органов пищеварения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года N 321н, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не допускают санаторно-курортное лечение взрослого населения при наличии заболевания - камни желчного пузыря без холецистита в следующих формах, стадиях, фазах, степени тяжести заболевания: желчнокаменная болезнь без приступов колики желчного пузыря, за исключением форм, осложненных инфекцией, а также требующих хирургического вмешательства (множественные или крупные единичные конкременты, закупорка желчных путей), фаза ремиссии в санаторно-курортных организациях за пределами климатической зоны проживания пациента; 12 раздела XII перечня медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения с
болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года 321н, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не допускают санаторно-курортное лечение взрослого населения при наличии заболевания - юношеский остеохондроз позвоночника, остеохондроз позвоночника у взрослых в следующих формах, стадиях, фазах, степени тяжести заболевания: остеохондроз шейный, грудной, поясничный, распространенный, юношеский остеохондроз позвоночника без неврологических проявлений и выраженного болевого синдрома в санаторно-курортных организациях за пределами климатической зоны проживания пациента.
Признано недействующим со дня принятия письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года N 14/6/10/2-5307.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Макаренковым В.С. требований, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований признания противоправными действий (бездействия) ответчика, для возложения на ответчика обязанности по направлению заявки на санаторно-курортное лечение за 2019 год в район Кавказских Минеральных вод, поскольку заявление истца о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий г. Ессентуки рассмотрено врачебной комиссией в установленном порядке, с учетом перечня медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения, действующего в период возникновения спорных правоотношений, предусматривавшего по заболеваниям Макаренкова В.С. лечение в санаторно-курортных организациях в пределах климатической зоны проживания пациента.
Кроме того, суды верно исходили из того, что в 2019 году Макаренков В.С. использовал свое право на санаторно-курортное лечение, воспользовавшись льготами, предоставленными ему, как уволенному со службы в органах внутренних дел и ставшему инвалидом вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, на основании Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В связи с чем, суды правомерно отказали истцу в удовлетворении иска о компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и компенсации морального вреда.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные истцом в жалобе доводы о нарушении права на санаторно-курортное лечение в 2019 году, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут.
Ссылки Макаренкова В.С. в жалобе на наличие права использования меры социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения одновременно по различным основаниям, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку противоречит нормам действующего законодательства.
Так, статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 20 апреля 2021 года и апелляционное определение Брянского областного суда от 31 августа 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Макаренкова Владимира Семеновича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.