Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Асатиани Д.В, судей Гольман С.В, Князькова М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Коврижкину В. О. о расторжении договора аренды участка лесного фонда
по кассационной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 18 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 августа 2021 г, заслушав доклад судьи Гольман С.В, выслушав возражения Коврижкина В.О,
УСТАНОВИЛА:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Коврижкину В.О. о расторжении договора аренды участка лесного фонда N, площадью 0, 06 га, местоположение: "адрес", - и возложении обязанности передать земельный участок по акту приёма-передачи.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 20 октября 2008 г. между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г.Москва и Коврижкиным В.О. заключён договор аренды лесного участка N. Приказом Комитета лесного хозяйства от 14 декабря 2018 г. N 26П-2994 утверждён лесохозяйственный регламент Звенигородского лесничества Московской области. Данный приказ вступил в силу 1 января 2019 г. В связи с этим срок действия проекта освоения лесов истёк 31 декабря 2018 г, до настоящего времени арендатор не представил новый проект освоения лесов, не исполнив свои обязательства по договору аренды.
29 октября 2019 г. ответчику направлялась претензия с требованием о досрочном расторжении договора аренды лесного участка в течение 30 дней с момента направления претензии, однако, до настоящего времени земельный участок Комитету по акту приёма-передачи не передан.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 18 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 августа 2021 г, в удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе истец Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных и необоснованных.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещёнными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами нижестоящих инстанций.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 20 октября 2008 г. между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва и Коврижкиным В.О. заключён договор аренды лесного участка N площадью 0, 06 га с кадастровым номером N, местоположение: "адрес"; вид разрешённого использования - осуществление рекреационной деятельности, категория земель - земли лесного фонда, - зарегистрированный 16 июля 2009 г.
Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации и до 26 марта 2053 г.
Подпунктом "в" пункта 11 данного договора установлено, что арендатор в течение года со дня заключения настоящего договора обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
В 2009 г. ответчиком был разработан проект освоения лесов, срок действия проекта составляет 10 лет, что не оспаривалось сторонами.
1 января 2019 г. вступил в силу приказ Комитета лесного хозяйства от 14 декабря 2018 г. N 26П-2994, которым утверждён новый лесохозяйственный регламент Звенигородского лесничества Московской области.
Срок действия проекта освоения лесов истёк 31 декабря 2018 г.
29 октября 2019 г. истцом в адрес Коврижкина В.О. была направлена претензия с предложением досрочно расторгнуть договор аренды земельного участка в течение 30 дней с момента её получения по мотиву непредставления нового проекта освоения лесов.
29 октября 2019 г. истцом ответчику направлена претензия о досрочном расторжении договора аренды земельного участка ввиду непредоставления нового проекта освоения лесов в течение 30 дней с момента направления претензии.
До настоящего время земельный участок Комитету лесного хозяйства Московской области не передан. Требования истца о расторжении договора оставлено ответчиком без удовлетворения.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 12, 24, 71, 72, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 310, 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 30 приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", учитывая, что ответчик предпринял необходимые меры к урегулированию спорного вопроса, подготовил проект освоения лесов и 19 февраля 2021 г. передал его в Комитет лесного хозяйства Московской области для прохождения государственной экспертизы, иных нарушений обязательств по договору аренды им не допущено, а также принимая во внимание длительный срок договора аренды, заинтересованность ответчика в использовании лесного участка и несоразмерность меры ответственности в виде расторжения договора аренды степени нарушенного обязательства, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных Комитетом лесного хозяйства Московской области требований.
Между тем, указанные выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. N 1-П и от 7 июня 2000 г. N 10-П; определения от 27 июня 2000 г. N 92-О, от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
По смыслу приведённых конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьёй 88 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды, так и в действующей редакции, предусмотрена обязанность арендатора лесного участка составить проект освоения лесов в соответствии со статьёй 12 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в современной редакции, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Указанные положения применительно к случаям невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, а также воспроизводства лесов содержатся в пункте 3 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьёй 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором.
При регулировании правоотношений сторон по договору аренды лесного участка приоритетными являются положения Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым установлена обязательность лесных регламентов и проектов освоения лесов.
Выполнение утверждённого в особой процедуре проекта освоения лесов является обязательным для арендатора при осуществлении деятельности. Осуществление действий с его нарушением либо в его отсутствие свидетельствует о противоправности поведения данного лица.
Вышеприведённые нормы права судами первой и апелляционной инстанций оставлены без внимания, как и тот факт, что ответчиком длительное время осуществлялась аренда и использование лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, и того, что факта дачи положительного заключения на представленный ответчиком 19 февраля 2021 г. проект освоения лесов в установленном статьёй 89 Лесного кодекса Российской Федерации и Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённым приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 513, не установлено.
Также судебными инстанциями не учтено, что по смыслу статей 25, 72 Лесного кодекса Российской Федерации главным существенным условием данного договора является условие о его предмете - лесном участке, и закон отнёс к числу существенных условий договора аренды лесного участка также и условия, определяющие целевое назначение лесных участков.
По смыслу статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, участки лесного фонда могут передаваться в аренду для осуществления следующих видов лесопользования: заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной, рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство, реконструкция и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов и иных видов, определённых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Указанные виды использования лесов отражаются в проекте освоения лесов и лесной декларации.
Проект освоения лесов составляется арендатором лесного участка, состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной декларацией называется заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, которое арендаторы ежегодно подают в органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правовое значение требований, содержащихся в указанных документах, для аренды лесных участков проявляется, в частности, в том, что к числу особых оснований досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, указанных в Лесном кодексе Российской Федерации.
При таком положении требования договора аренды о составлении проекта освоения лесов арендатором не только отражает императивную обязанность последнего, установленную законом, но и относится к существенным условиям договора аренды относительно условий, определяющих целевое назначение лесных участков.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
При таком положении, с учётом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 августа 2021 г. подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 августа 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подпись)
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.