Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Филатовой В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудачева Владимира Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N16 по г. Москве и Московской области о назначении и выплате пенсии по инвалидности
по кассационной жалобе представителя Рудачева Владимира Викторовича - Бабылина Александра Сергеевича
на решение Пушкинского городского суда Московской области N2-1186/2021 от 1 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда N33-22991/2021 от 28 июля 2021 года, которыми в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, судебная коллегия
установила:
Рудачев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N16 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ - УПФ России N16 по г. Москве и Московской области) о назначении и выплате пенсии по инвалидности.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 1 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Рудачеву В.В. отказано.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Рудачева В.В. - Бабылиным А.С. ставится вопрос об отмене решения Пушкинского городского суда Московской области от 1 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 июля 2021 коллегии, как незаконных, ввиду допущенных судами нарушений норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии решения об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого рода нарушения норм материального права и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Рудачев В.В. с 29 апреля 2002 года являлся получателем пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, по инвалидности "данные изъяты" группы.
С 1 мая 2004 года по 30 апреля 2005 года - по инвалидности "данные изъяты" ограничения трудоспособности, поскольку с 1 января 2004 года введены 1, 2 и 3 степени.
С 1 мая 2005 года по 30 апреля 2006 года - по инвалидности "данные изъяты" ограничения трудоспособности.
С 1 мая 2006 года Рудачеву В.В. установлена "данные изъяты" ограничения трудоспособности и выплата в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ прекращена.
В связи с вступлением в силу 01.01.2010 года Федерального закона от 24.07.2009 года N213-ФЗ инвалидам "данные изъяты" ограничения трудоспособности устанавливается пенсия по инвалидности "данные изъяты" независимо от степени ограничения трудоспособности.
Рудачев В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по инвалидности 10 сентября 2020 года, которая назначена истцу с указанного дня. Ранее обращений в управление не зарегистрировано.
Разрешая спор и отказывая Рудачеву В.В. в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходили из того, что пенсия по инвалидности назначена истцу с момента волеизъявления, с даты обращения в сентябре 2020 года, в соответствии с требованиями действующего законодательства, доказательств, свидетельствующих, что Рудачев В.В. обращался ранее с заявлением о начислении пенсии не предоставлено, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истца и выплате недополученной страховой пенсии по инвалидности за период с 1 января 2010 года по 1 сентября 2020 год.
Судебная коллегия находит выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Аналогичные положения изложены в части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом трудовая пенсия по инвалидности, как и до 1 января 2010 г, устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, когда у инвалида полностью отсутствует страховой стаж и когда инвалидность наступила вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке; в таких случаях будет назначаться социальная пенсия по инвалидности), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Поскольку с 1 января 2004 г. до 1 января 2010 г. назначение трудовых пенсий по инвалидности производилось по степени ограничения способности к трудовой деятельности и в справках медико-социальной экспертизы указывалась и группа инвалидности, и степень, законодатель в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения граждан из числа инвалидов установилправила перехода с 1 января 2010 г. на новый (он же старый) порядок установления таких пенсий.
Так, согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ гражданам, признанным в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами, установление размеров пенсий должно осуществляться без проведения дополнительного переосвидетельствования в органах медико-социальной экспертизы в следующем порядке:
по I группе инвалидности - инвалидам I группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам I группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам II и III групп, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени;
по II группе инвалидности - инвалидам II группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности II или I степени, инвалидам II группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности II степени;
по III группе инвалидности - инвалидам III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности I степени, и инвалидам III группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Суды изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и правила социального обеспечения отдельных категорий граждан, в их взаимосвязи к спорным отношениям не применил.
Судами было установлено, что Рудачев В.В. является инвалидом "данные изъяты" и до 2006 года получал пенсию по инвалидности.
Кроме пенсии по инвалидности Рудачев В.В. с 01.01.2005 года получал ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), в том числе и на основании п.1 ст. 28.1, п.п.2 п.2 ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Выплата ЕДВ осуществлялась Рудачеву В.В. на дому по месту регистрации истца. 19.08.2010 года Рудачевым В.В. было подано заявление о смене способа выплаты, а именно, о выплате ЕДВ через кредитно-финансовое учреждение и с 01.09.2010 года указанная выплата стала производиться истцу на счет в банке.
Таким образом, пенсионный орган при обращении Рудачева В.В. с заявлением о выплате ЕДВ через кредитно-финансовое учреждение должен был разъяснить истцу об изменении пенсионного законодательства и вступлении в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", право на получение пенсии по инвалидности, порядок ее получения и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для её назначения в целях своевременной реализации права на нее.
Между тем пенсионный орган свои обязанности по разъяснению Рудачеву В.В. являющемуся инвалидом, которому была прекращена выплата пенсии в связи с изменениями в законодательстве, не исполнил, действия по разъяснению прав истцу на получение пенсии с 01.01.2010 года независимо от степени ограничения трудоспособности, не предпринял.
Данные обстоятельства и требования закона судами учтены не были, правовой оценки не получили.
При указанных обстоятельствах, выводы судов об отказе Рудачеву В.В. в перерасчете страховой пенсии по инвалидности являются необоснованными и противоречат действующему пенсионному законодательству.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил, не дал оценку доводам апелляционной жалобы истца в указанной части, а повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 июля 2021 года нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 июля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.