Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Трапезниковой И.И, Ермолаевой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 года по административному делу N3а-42/2021 по административному исковому заявлению Козлова Андрея Олеговича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козлов А.О. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере рыночной стоимости, равном 12 912 000 рублей по состоянию на 28.10.2019 года.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов была определена в размере 14 239 380 рублей 88 копеек; вид разрешенного использования земельного участка был изменен в соответствии с постановлением администрации МО г. Ноябрьск, с учетом чего государственным бюджетным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" произведен перерасчет размера кадастровой стоимости, который составил по состоянию на 02.10.2019 года 54 620 016, 72 рублей, и который административный истец полагает завышенным.
Определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, по результатам которой экспертом ООО "ЭКО-Н" Буженко И.В. определена рыночная стоимость указанного земельного участка в размере 27 036 000 рублей по состоянию на 28 октября 2019 года.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2021 года установлена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося во владении Козлова А.О, в размере 27 036 000 рублей по состоянию на 28 октября 2019 года. Датой обращения административного истца с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости определено считать 07 сентября 2020 года.
Кроме того решением суда с государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" в пользу ООО "ЭКО-Н" взысканы расходы на производство судебной экспертизы в размере 40 000 рублей.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" - без удовлетворения.
В поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 02 ноября 2021 года кассационной жалобе, директор ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка" Апсаликова М.Е, выражает несогласие с судебными решениями в части взыскания с учреждения расходов на производство экспертизы, считая их незаконными, просит отменить в данной части и принять по делу новое решение.
В суд кассационной инстанции участники процесса не явились, извещены надлежащим образом. От ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела и рассмотрев кассационную жалобу в пределах указанных в ней доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности лиц.
При рассмотрении дела установлено, что Козлов А.О. на основании договора аренды от 22.10.2019 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 23 528 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого утверждена Приказом Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 ноября 2019 года N 3-О "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов и земель водного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" по состоянию на 1 января 2019 года по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в размере 14 239 380 рублей 88 копеек.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования города Ноябрьск от 27 сентября 2019 года NП-726 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" изменен с "предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на "служебные гаражи, код 4.9", информация о чем внесена в ЕГРН 28 октября 2019 года.
На основании сведений об изменившихся характеристиках земельного участка ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка" произведен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты которого отражены в акте об определении кадастровой стоимости от 10 апреля 2020 года N4-2020/24; кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на 28 октября 2019 года составила 54 620 016 рублей 72 копейки.
В суд административным истцом представлен отчет N 20070601 от 11.08.2020 года, выполненный оценщиком ООО НЭУ "ЭСКОНС" Бузановой Е.В, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена оценщиком в размере 12 912 000 рублей по состоянию на 28.10.2019 года.
В связи с сомнениями в достоверности представленного отчета и возражением административных ответчиков относительно установленного в отчете размера стоимости земельного участка, судом назначена экспертиза, по результатам которой экспертом ООО "ЭКО-Н" дано заключение, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 28.10.2019 года составила 27 036 000 рублей.
По результатам рассмотрения дела судом кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка установлена в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по итогам проведения судебной экспертизы.
В части установленного судом размера кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости и даты обращения судебные акты не оспариваются в рассматриваемой кассационным судом жалобе.
Распределяя судебные расходы и взыскивая расходы на производство экспертизы с ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка", суд первой инстанции исходил из того, что расходы по установлению кадастровой стоимости объектов должны быть отнесены на ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка", непосредственно определившее кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости путем оформления акта N4-2020/24 от 10 апреля 2020 года, ввиду существенного расхождения между кадастровой и установленной рыночной стоимостью объекта.
Эти выводы признаны правильными и обоснованными апелляционным судом при рассмотрении апелляционной жалобы ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка".
В жалобе административным ответчиком приведены доводы о необоснованности взыскания судебных расходов именно с ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка", со ссылками на то, что выводы судов о существенности расхождения кадастровой стоимости земельного участка и определенной по результатам судебной экспертизы его рыночной стоимости, не соответствуют обстоятельствам дела, указывая на то, что ранее по заявленным административным истцом требованиям судом было вынесено решение от 10.01.2020 года и установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости - 16 281 000 по состоянию на 08.10.2013 год, Приказом департамента имущественных отношений кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 14 239 380, 88 рублей по состоянию на 01.01.2019 года, и затем, в связи с изменением характеристик земельного участка - вида разрешенного использования, ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка" был проведен перерасчет кадастровой стоимости, с учетом чего кассатор считает, что однозначные выводы о наличии ошибок в методике определения кадастровой стоимости сделать невозможно, ссылаясь также на то, что установленная ранее кадастровая стоимость земельного участка не была оспорена, вопросы о несоответствии отчета, подготовленного учреждением, требованиям законодательства, не разрешались. Также кассатор настаивает на том, что ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка" не утверждало результаты определения кадастровой стоимости, с учетом чего взыскание судебных расходов с учреждения незаконно.
Между тем эти доводы не являются основанием для принятия иного решения, они были предметом обсуждения судебной коллегии апелляционного суда, и им дана верная правовая оценка, оснований для несогласия с которой не имеется.
Обсуждая вопрос о распределении судебных расходов по данному административному делу, правильно применив положения статей 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", а также в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", приняв во внимание правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 20-П от 11 июля 2017 года, суды обоснованно указали на то, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка является существенной и выходит за пределы диапазона допустимых отклонений. Данное обстоятельство очевидно с учетом результатов сравнения двух величин определенной государственным органом и экспертом стоимости земельного участка. Указанное свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца, как верно указал апелляционный суд, независимо от того, что такая ошибка не была выявлена на этапе установления кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в рамках основного тура. С учетом чего суды пришли к выводам о наличии оснований для взыскания расходов на производство экспертизы именно с ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка", как органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке и определившего оспоренную кадастровую стоимость объекта недвижимости в рамках реализации своих полномочий.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы правильными, соответствующими нормам процессуального и материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Несогласие кассатора с выводами судов об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела и толкованием норм права, не является основанием для кассационного пересмотра судебных актов.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 17 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.