Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
судьи судебной коллегии по административным делам Корпачевой Е.С, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N 3а-761/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости
по частной жалобе публичного акционерного общества "Ростелеком" на определение Брянского областного суда от 29 ноября 2021 года об отказе во взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее также - административный истец, Общество), являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Общества удовлетворено, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1 321 000 рублей на основании отчета об оценке ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N, представленного административным истцом.
Общество обратилось в Брянский областной суд с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением данного административного дела в размере 15 037 рублей 87 копеек, из которых: по оплате услуг оценщика - 13 037 рублей 87 копеек, по оплате государственной пошлины - 2 000 рублей.
Определением Брянского областного суда от 29 ноября 2021 года в удовлетворении заявления административного истца о взыскании судебных расходов отказано.
В частной жалобе Общество просит постановленное определение об отказе во взыскании судебных расходов отменить ввиду его незаконности и необоснованности и принять по делу новое определение.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба на определение суда по вопросам, связанным с распределением судебных расходов, рассматривается единолично судьей без проведения судебного заседания.
Изучив доводы частной жалобы, исследовав представленное административное дело, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе расходы на оплату услуг эксперта.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в пункте 31 разъяснено, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости (абзац второй).
Вместе с тем, в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов (абзац третий).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", вопрос о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должен рассматриваться с учетом того, укладывается ли допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, что в противном случае свидетельствует об ошибке, приводящей вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Расхождение между установленной решением Брянского областного суда кадастровой стоимостью принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером N (1 321 000 рублей) отличается от определенной в результате государственной кадастровой оценки (2 218 117 рублей 50 копеек) составляет 40, 44 %, при этом размер налоговой выгоды за два налоговых периода составит 35 884 рубля 70 копеек, что превышает размер понесенных по административному делу судебных расходов (15 037 рублей 87 копеек).
В такой ситуации исходя из того, что отклонение рыночной стоимости нежилого здания находится в пределах погрешности от его кадастровой стоимости, а при возложении на административного истца (юридическое лицо, основной целью которого является извлечение прибыли путем оказания услуг связи) судебных расходов как на лицо, чьи права не были нарушены в результате утверждения административным ответчиком кадастровой стоимости объекта недвижимости, вынесенное по делу судом первой инстанции решение не будет финансово обесценено с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемой административным истцом налоговой выгодой.
Вопреки доводам частной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для взыскания судебных расходов в пользу административного истца не имеется.
Правовых оснований, установленных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения частной жалобы и отмены судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Брянского областного суда от 29 ноября 2021 года об отказе во взыскании судебных расходов оставить без изменения, частную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья подпись Е.С. Корпачева
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.