Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника АО "Автоспецбаза" Осиной Е.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 01 февраля 2021 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 20 мая 2021 г., вынесенные в отношении АО "Автоспецбаза" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 01 февраля 2021 г. АО "Автоспецбаза" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Красноярского краевого суда от 20 мая 2021 г. постановление изменено, путем исключения выводов о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления вследствие превышения концентрации метана и бензола в пробах атмосферного воздуха относительно фоновых показателей; в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе защитник АО "Автоспецбаза" Осина Е.Н. просит вынесенные по делу судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной должностными лицами Енисейского межрегионального управления Роспотребнадзора в период с 01 по 28 октября 2020 г, установлено, что АО "Автоспецбаза", осуществляя эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: "адрес" в нарушение п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39, ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", допустило превышение фоновых значений в пробах природной подземной воды по гидрокарбонат-иону, аммоний-иону, сульфат-иону, хлорид-иону, железу, кальцию, магнию, хрому, чем оказало негативное воздействие на состояние компонентов природной среды, что может повлечь причинение вреда окружающей среде.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что АО "Автоспецбаза" на рабочих картах полигона, в нарушение п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", осуществило размещение отходов "Шины пневматические автомобильные отработанные" код ФККО 92111001504, захоронение которых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. N 1589-р с 01 января 2019 г. запрещено.
Своими действиями АО "Автоспецбаза" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2 КоАП.
Факт имевшего место события данного административного правонарушения и виновность АО "Автоспецбаза" подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копиями акта проверки от 28 октября 2020 г, акта обследования территории от 16 октября 2020 г, Отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, утвержденного генеральным директором АО "Автоспецбаза", актов отбора проб воды природной, протоколов результатов измерений (исследований) воды, фототаблицами и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Обоснованность выводов судебных инстанций о виновности АО "Автоспецбаза" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Деяние, совершенное АО "Автоспецбаза", квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что АО "Автоспецбаза" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время отсутствуют нормативы качества окружающей среды для подземных вод, используемых или потенциально пригодных к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных вод, и для полигона такие нормативы не установлены, являются несостоятельными, поскольку в силу п. 5 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 467, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния, предусмотрено применение фоновых значений соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Как следует из представленных материалов, АО "Автоспецбаза" допустило превышение фоновых значений в пробах природной подземной воды, оказав негативное воздействие на состояние компонентов природной среды, при этом превышение нормативов качества окружающей среды для подземных вод обществу не вменялось.
Доводы жалобы о недоказанности факта превышения фоновых показателей ввиду несоблюдения порядка отбора проб подземных вод, состоятельными признать нельзя, поскольку отбор проб воды, анализ которых показал превышение фоновых значений, был осуществлен в соответствии с Программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, утвержденной генеральным директором АО "Автоспецбаза". Результаты анализа проб подземных вод отражены в соответствующем отчете, составленном ведущим инженером общества в соответствии с Приказом Минприроды России от 04 марта 2016 г. N 66.
В данный отчет включен раздел "Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду", в котором содержатся выводы о превышении содержания загрязняющих веществ в подземных водах наблюдательных скважин относительно фоновой скважины по железу, хлорид-иону, гидрокарбонат-иону, магнию, кальцию, хрому (том N 1 л.д. 62).
Таким образом, обоснованность выводов судебных инстанций о несоблюдении АО "Автоспецбаза" требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов, сомнений не вызывает.
Утверждение заявителя о том, что полигон расположен на месте преобладания суглинистых почв, снижающих негативное воздействие на окружающую среду, не ставит под сомнение результаты исследований о превышении фоновых значений в пробах природной подземной воды.
Кроме того, доводы заявителя о недоказанности факта превышения фоновых показателей подземных вод не влекут освобождение АО "Автоспецбаза" от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося также в размещении отходов, захоронение которых с 01 января 2019 г. запрещено.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях АО "Автоспецбаза" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей краевого суда в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 01 февраля 2021 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 20 мая 2021 г, вынесенные в отношении АО "Автоспецбаза" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника АО "Автоспецбаза" Осиной Е.Н. - без удовлетворения.
Судья. Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.