Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-538/2021 (УИД 19RS0011-01-2021-000721-62) по иску Королева Данилы Алексеевича к автономному учреждению Республики Хакасия "Леса Хакасии" о взыскании заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Королева Данилы Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Королев Данила Алексеевич (далее по тексту - Королев Д.А.) обратился в Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к автономному учреждению Республики Хакасия "Леса Хакасии" (далее по тексту - АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии", учреждение) о взыскании задолженности по заработной плате в размере 104 942, 14 рублей, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 13 880, 29 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 31 мая 2021 г. исковые требования Королева Д.А. удовлетворены частично. С АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" в пользу Королева Д.А. взысканы проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 9 470, 89 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей и в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 700 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением от 12 августа 2021 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 сентября 2021 г. решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 31 мая 2021 г. отменено. Принято новое решение. Исковые требования Королева Д.А. удовлетворены частично. С АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" в пользу Королева Д.А. взысканы проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 6 836, 77 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей и в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 700 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Королев Д.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 сентября 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование кассационной жалобы Королев Д.А. указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Разрешая исковые требования о взыскании ежемесячных компенсационных выплат за работу вне постоянного места жительства в размере 16 000 рублей, установленной в соответствии с Положением об оплаты труда работников АУ РХ "Леса Хакасии" на 2020 г..судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции неверно сделан вывод о том, что работодателем для него (в должности директора АУ Республики Хакассии "Леса Хакасии") является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и именно оно должно издать соответствующие приказы либо должно было заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Именно он в лице директора АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" был наделен полномочиями издавать приказы и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения, за исключением: вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения. Действие приказов и внутренних документов также распространяется и на директора АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии", поскольку он являлся работником указанного учреждения. Приказ директора АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" от 5 марта 2020 г..N 3-к об установлении ежемесячной выплаты за работу вне места постоянного проживания в размере 16 000 рублей издан надлежащим уполномоченным в силу закона на то лицом, а именно им, как директором АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии", что в полной мере соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Данный приказ не отменен ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции. Судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка взыскиваемым выплатам за работу вне постоянного места жительства в размере 16 000 рублей.
Данные выплаты являются социальными выплатами и как вид компенсации разработан и применяется АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" в целях создания системы социально - трудовых отношений и способствовала бы стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально - трудовых гарантий прав и гарантий. Выплаты социального характера, произведенные учреждением своим работникам, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения работы. Порядок и размер компенсационной выплаты, при переезде работника на работу в другую местность указан в пункте 3.1 Положения об оплате труда работников АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" и установлен приказом АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" от 5 марта 2020 г..N 3-к. Довод суда апелляционной инстанции о заключении дополнительных соглашений к трудовому договору, может носить лишь рекомендательный, характер, так как суд не указал в своем определении норму права, обязывающую стороны совершать такие действия. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 5 марта 2020 г. между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и Королевым Д.А. был заключен трудовой договор N 10 об исполнении им обязанностей по должности директора АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии".
Пунктом 5.1 трудового договора предусмотрено, что заработная плата руководителя АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором и Положением об оплате труда руководителей автономных учреждений Республики Хакасия, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, по виду экономической деятельности "Лесоводство и лесозаготовки", утвержденным приказом Министерства от 30 марта 2018 г. N010-354-пр.
Должностной оклад руководителя АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" устанавливается в размере 11 884 рублей в месяц (пункт 5.2 трудового договора).
Руководителю в соответствии с законодательством Российской Федерации производятся выплаты компенсационного характера: районный коэффициент - 1, 3; процентная надбавка за стаж работы - 30%, а также устанавливаются выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы - до 50% должностного оклада; за качество выполняемых работ - до 50% должностного оклада; премиальные выплаты по итогам работы за месяц до 33, 3% должностного оклада; иные выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 июня 2012 г. N 419 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Республики Хакасия, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, по виду экономической деятельности "Лесоводство и лесозаготовки" (пункты 5.3, 5.4 трудового договора).
Руководителю могут выплачиваться премиальные выплаты по итогам работы за квартал в размере до 100% должностного оклада с учетом выполнения качественных и количественных показателей эффективности и результативности деятельности учреждения (пункт 5.5 трудового договора).
Приказом директора АУ РХ "Леса Хакасии" Королева Д.А. от 5 марта 2020 г. N 3-к, директору АУ РХ "Леса Хакасии" Королеву Д.А. была установлена ежемесячная выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно за работу вне места постоянного проживания, в размере 16 000 рублей.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 8 октября 2020 г. N 301-к трудовой договор с Королевым Д.А. расторгнут по инициативе работника, по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Королев Д.А, указав, что в период с 5 марта 2020 г. по 8 октября 2020 г. он работал в должности директора АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии", за весь период заработная плата ему выплачивалась не в полном объеме и с нарушением установленных сроков, задолженность составляет 104 942, 14 рублей, обратился в суд настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 16, частью 1 статьи 21, статьями 135, 136, 394 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 9 Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", разъяснениями, изложенными в пунктах 55, 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что общая сумма доходов Королева Д.А. в АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" составила 236 733, 89 рублей, сумма налога удержания - 30 776 рублей, общая сумма начисленной ему заработной платы с учетом удержанного налога составила 205 957, 89 рублей, которая в полном объеме была выплачена, что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсационной выплаты в размере 16 000 рублей, суд указал, что работодателем директора АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" Королева Д.А. являлось Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и именно оно определяет в трудовом договоре условия и размер выплаты заработной платы, в том числе компенсационных и стимулирующих выплат. Установление Королевым Д.А. самому себе на основании приказа от 5 марта 2020 г. N 3-к ежемесячной выплаты за работу вне места постоянного проживания в размере 16 000 рублей не соответствует требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
Отклоняя довод истца о том, что оценка законности начисления ему заработной платы, в том числе компенсационной выплаты в размере 16 000 рублей, дана была Министерством финансов Республики Хакасия при проведении контрольного мероприятия, суд первой инстанции указал, что результаты данной проверки не имеют значения для рассмотрения настоящего дела. Из акта проверки от 11 сентября 2020 г. N 22 не следует, что Министерством финансов Республики Хакасия давалась оценка приказу от 5 марта 2020 г. N 3-к, которым директор автономного учреждения самостоятельно установилсебе ежемесячную выплату за работу вне места постоянного проживания в размере 16 000 рублей.
Установив, что выплата заработной платы Королеву Д.А. производилась с нарушением сроков, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, суд в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в пользу Королева Д.А. денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в период с апреля 2020 г. по октябрь 2020 г, за каждый день задержки выплаты заработной платы начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, в размере 9 470, 89 рублей, а также компенсацию морального вреда на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, размер которой с учетом требований разумности и справедливости, определилв сумме 5 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, установив, что суд первой инстанции не привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Разрешая спор по правилам суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами материального права, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе представленные ответчиком расчетные листки за период с марта 2020 г. по октябрь 2020 г, платежные поручения о выплате истцу заработной платы, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате.
Ссылаясь на пункт 6 статьи 9 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", пункты 1.2, 6.2 Устава АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии", Постановление Правительства Республики Хакасия от 26 июня 2012 г. N 419, приказ Министерства от 30 марта 2018 г. N 010-354-пр, которым утверждено Положение о материальном стимулировании руководителей автономных учреждений Республики Хакасия, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, по виду экономической деятельности "Лесоводство и лесозаготовки", определяющее порядок выплат стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы, суд апелляционной инстанции указал, что заработная плата руководителю автономного учреждения устанавливается трудовым договором и состоит из должностного оклада, повышающих коэффициентов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, трудовым договором, заключенным между истцом и Министерством, установлен должностной оклад, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты. Поскольку начисление иных компенсационных выплат, не предусмотренных условиями трудового договора, в отсутствие дополнительного соглашения с Министерством, противоречит вышеприведенным нормам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате в размере начисленной компенсационной выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно за работу вне места постоянного проживания, не подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что начисление спорной выплаты в ходе проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии" Министерством финансов Республики Хакасия нарушением не признано, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует об обоснованности исковых требований в указанной части.
Установив, что начисленная истцу заработная плата выплачивалась несвоевременно, расчет денежной компенсации произведен истцом, исходя из размера задолженности по заработной плате с учетом компенсационной выплаты за работу вне места постоянного проживания, во взыскании которой отказано, суд апелляционной инстанции произвел свой расчет денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, размер которой составил 6 836, 77 рублей, и в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, фактические обстоятельства дела, характер допущенного нарушения, длительность такого нарушения, а также то обстоятельство, что задолженность по заработной плате образовалась в период осуществления истцом обязанностей директора АУ Республики Хакасия "Леса Хакасии", принципы разумности и справедливости, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.
Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности по заработной плате, поскольку она выплачена в соответствии с тем размером, который установлен в трудовом договоре, ежемесячная выплата истцу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно за работу вне места постоянного проживания, в размере 16 000 рублей, которую истец назначил себе сам, трудовым договором заключенным с работодателем (Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия), а также локальными нормативными актами работодателя не была предусмотрена, в систему оплаты труда не входила. Приказ истца как директора АУ РХ "Леса Хакасии" от 5 марта 2020 г. N 3-к, об установлении самому себе ежемесячной выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно за работу вне места постоянного проживания, в размере 16 000 рублей, не является локальным нормативным актом, устанавливающим систему оплаты труда.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции были исследованы и оценены все доказательства в совокупности, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка доказательств приведена в судебном постановлении.
По существу доводы кассационной жалобы Королева Д.А. о наличии оснований для взыскания в его пользу ежемесячной выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно за работу вне места постоянного проживания, в размере 16 000 рублей, выражают исключительно несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Королева Данилы Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.