Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3094/2021 (УИД 42RS0009-01-2021-005207-06) по иску Кухарчука Юрия Федоровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кухарчук Юрий Федорович (далее по тексту - Кухарчук Ю.Ф, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 25 июня 2020 г. он обратился в Клиентскую службу Пенсионного фонда (на правах отдела) в "адрес" с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
25 сентября 2020 г. по данному заявлению принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что у него отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ по Списку N и отсутствует требуемый страховой стаж.
При этом пенсионным фондом не включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж периоды работы: с 4 ноября 1991 г. по 22 августа 1994 г. (2 года 9 месяцев 19 дней) - в качестве горнорабочего, подземного горнорабочего, подземного проходчика в Шахтостроительном управлении N 7 треста "Карагандауглестрой" в "адрес"; с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (2 месяца 17 дней) - в качестве подземного проходчика в шахте им. Кузембаева Угольного департамента ОАО "Испат Кармет" в "адрес"; с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2019 г. (17 лет 9 месяцев) - в качестве подземного проходчика в шахте им. Кузембаева АО "АрселорМиттал Темиртау" в "адрес".
Кроме того, в страховой стаж ему не зачтен период службы в армии с 15 июня 1989 г. по 30 апреля 1991 г. (1 год 10 месяцев 16 дней).
С принятым решением пенсионного органа истец не согласен. Периоды работы в качестве горнорабочего, подземного горного рабочего, подземного проходчика подтверждаются записями в трудовой книжке и архивными справками. Перечисление работодателем обязательных пенсионных взносов в период его работы с 13 августа 2001 г. по 23 октября 2019 г. подтверждается справкой от 29 апреля 2021 г. N N.
Ссылается на то, что в качестве дополнительного доказательства имеется справка, уточняющая особый характер работ и постоянную занятость в особых условиях труда в период с 15 октября 2001 г. по 30 сентября 2019 г. в качестве подземного проходчика.
Также, указывает, что период прохождения военной службы подтверждается военным билетом и записью в трудовой книжке.
Просил суд признать незаконным отказ УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать зачесть ему в страховой и льготный стаж периоды работы: с 4 ноября 1991 г. по 22 августа 1994 г. (2 года 9 месяцев 19 дней) - в качестве горнорабочего, подземного горнорабочего, подземного проходчика в Шахтостроительном управлении N 7 треста "Карагандауглестрой" в "адрес", с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (2 месяца 17 дней) - в качестве подземного проходчика в шахте имени Кузембаева Угольного департамента ОАО "Испат Кармет" в "адрес", с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2019 г. (17 лет 9 месяцев) - в качестве подземного проходчика в шахте имени Кузембаева АО "АрселорМиттал Темиртау" в "адрес", обязать ответчика также зачесть в его страховой стаж период службы в Советской армии с 15 июня 1989 г. по 30 апреля 1991 г. (1 год 10 месяцев 16 дней) и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 июня 2020 г, взыскать в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 20 июля 2021 г. заявленные Кухарчуком Ю.Ф. исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от 25 сентября 2020 г. N, на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Кухарчуку Ю.Ф. по Списку N 1 периоды работы: с 4 ноября 1991 г. по 22 августа 1994 г. (2 года 9 месяцев 19 дней) - в качестве горнорабочего, подземного горнорабочего, подземного проходчика в Шахтостроительном управлении N 7 треста "Карагандауглестрой" в "адрес", с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (2 месяца 17 дней) - в качестве подземного проходчика в шахте имени Кузембаева Угольного департамента ОАО "Испат Кармет" в "адрес", с 1 января 2002 по 30 сентября 2019 г. (17 лет 09 мес.) - в качестве подземного проходчика в шахте имени Кузембаева АО "АрселорМиттал Темиртау" в "адрес", также обязанность назначить Кухарчуку Ю.Ф. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 июня 2020 г, кроме того с УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в пользу Кухарчука Ю.Ф. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 ноября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 июля 2021 г. отменено в части возложения на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) обязанности включить Кухарчуку Ю.Ф. в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующих периодов: с 4 ноября 1991 г. по 11 ноября 1991 г. в качестве поверхностного горнорабочего 3 разряда на участке N 1 Шахтоугольного управления N 7 треста "Карагандауглестрой"; с 30 марта 1992 г. по 5 июня 1992 г. прохождение курса проходчиков при Саранском филиале УКК. В указанной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 ноября 2021 г. как незаконные и необоснованные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Кроме того, вместе с кассационной жалобой в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство от представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о процессуальном правопреемстве по настоящему делу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 мая 2021 г. N 168п "О реорганизации некоторых территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе" Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) путем реорганизации присоединено к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса.
Принимая во внимание, что Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу является правопреемником Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с 1 октября 2021 г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает подлежащим удовлетворению ходатайство о процессуальном правопреемстве, в связи с чем произвести замену ответчика по делу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 25 июня 2020 г. Кухарчук Ю.Ф. обратился в клиентскую службу пенсионного фонда (на правах отдела) в "адрес" с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
25 сентября 2020 г. по заявлению истца УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) принято решение N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 и отсутствует требуемый страховой стаж.
При этом ответчиком не включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж следующие периоды работы: с 4 ноября 1991 г. по 22 августа 1994 г.(2 года 9 месяцев 19 дней) - в качестве горнорабочего, подземного горнорабочего, подземного проходчика в Шахтостроительном управлении N 7 треста "Карагандауглестрой" в "адрес", так как стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж документально не подтвержден; с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (2 месяца 17 дней) - в качестве подземного проходчика в шахте имени Кузембаева Угольного департамента ОАО "Испат Кармет" в "адрес", так как страховой стаж документально не подтвержден и в "адрес" с 1 января 1998 г. назначение досрочной пенсии за работу с вредными условиями труда отменено, а периоды такой работы до указанной даты с 1 января 2000 г. включаются в стаж для государственного специального пособия в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. N 414-I "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда"; с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2019 г. (17 лет 9 месяцев) - в качестве подземного проходчика в шахте имени Кузембаева АО "АрселорМиттал Темиртау" в "адрес", так как страховой стаж документально не подтвержден и в "адрес" с 1 января 1998 г. назначение досрочной пенсии за работу с вредными условиями труда отменено, а периоды такой работы до указанной даты с 1 января 2000 г. включаются в стаж для государственного специального пособия в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. N 414-I "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда", отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в страховой стаж Кухарчука Ю.Ф. не зачтен период с 15 июня 1989 г. по 30 апреля 1991 г. (1 год 10 месяцев 16 дней) - служба в армии, поскольку данному периоду не предшествовала и (или) за ним не следовала работа и иная деятельность (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Факт осуществления трудовой деятельности истцом в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке.
Согласно архивной справке от 25 июня 2002 г. N N, государственный архив "адрес" по документам Шахтостроительного управления N 7 треста "Карагандауглестрой" подтверждает, что Кухарчук Ю.Ф. действительно работал с 4 ноября 1991 г. - поверхностным горнорабочим 3 разряда на участке N 1 (приказ N N от 4 ноября 1991 г.), с 30 марта 1992 г. - направлен в Саранский филиал УКК на курсы проходчиков на 33 рабочих дня для теоретического обучения с отрывом от производства и 25 дней практического обучения без отрыва от производства (приказ N N от 27 марта 1992 г.), с 5 июня 1992 г. - в связи с окончанием полного курса проходчиков при Саранском филиале УКК направлен подземным проходчиком 4 разряда на участок N 1 (приказ N N от 5 июня 1992 г.), с 22 августа 1994 г. - подземный проходчик 4 разряда уволен по собственному желанию, статья 32 КЗОТ РК (приказ N N от 18 августа 1994 г.).
Согласно архивной справке от 16 февраля 2021 г. N N, государственный архив "адрес" по документам Шахтостроительного управления N 7 треста "Карагандауглестрой" сообщает, что Кухарчук Ю.Ф. на основании приказа N N от 4 ноября 1991 г. принят на работу с 4 ноября 1991 г. на участок N 1 горнорабочим поверхностным 3 разряда, с 11 ноября 1991 г. - переведен с его согласия горнорабочим подземным 3 разряда, с 5 июня 1992 г. - в связи с окончанием полного курса проходчиков при Саранском филиале УКК (письмо УКК от 5 июня 1992 г.) направлен подземным проходчиком 4 разряда на участок N 1 (приказ N N от 5 июня 1992 г.), с 22 августа 1994 г. - уволен по собственному желанию, статья 32 КЗОТ РК (приказ N N от 18 августа 1994 г.).
Из справки АО "АрселорМиттал Темиртау" от 26 февраля 2021 г. N N о подтверждении подземного стажа работы следует, что по документам шахты имени Т. Кузембаева Угольного департамента ОАО "Испат Кармет" Кухарчук Ю.Ф. работал с 15 октября 2001 г. - подземным проходчиком 4 разряда участка капитальных работ N 1 (приказ N N от 15 октября 2001 г.), с 1 декабря 2001 г. - подземным проходчиком 5 разряда участка подготовительных работ N 1 (приказ N N от 3 декабря 2001 г.), с 1 марта 2002 г. - подземным проходчиком 4 разряда участка капитальных работ (приказ N N от 1 марта 2002 г.), с 1 сентября 2005 г. по 31 декабря 2011 г. - подземным проходчиком 5 разряда участка подготовительных работ N 1 (приказ N N от 23 августа 2005 г.), за проработанное время учебными и отпусками без сохранения заработной платы не пользовался.
В соответствии со справкой шахты имени Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" N от 15 марта 2021 г, Кухарчук Ю.Ф. работал на шахте имени Т. Кузембаева полный рабочий день при 5-дневной рабочей неделе с 15 октября 2001 г. (приказ N/к от 15 октября 2001 г.) по 30 сентября 2019 г. (приказ N-к от 11 сентября 2019 г.) в качестве подземного проходчика в подземных условиях на производстве подземной добычи угля на участке по проходке горных работок. Данная работа предусмотрена Списком N 1, разделом N 1, подразделом N 1а позицией 1010100а, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 210.
Представленной исторической справкой от 26 февраля 2021 г. N N также подтверждается реорганизация предприятия, на котором осуществлял трудовую деятельность истец.
Из справки N от 3 марта 2021 г. о подтверждении стажа работы следует, что по документам Центра единого сервиса АО "АрселорМиттал Темиртау" Кухарчук Ю.Ф. с 1 января 2012 г. продолжал работать проходчиком подземным 5 разряда участка подготовительных работ N 1 (приказ N N от 23 августа 2005 г.) по 30 сентября 2019 г, трудовой договор расторгнут по инициативе работника согласно пункту 5 статьи 49, пункта 1 статьи 56 Трудового кодекса Республики Казахстан (приказ N N от 11 сентября 2019 г.).
Из ответа Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 29 апреля 2021 г. N N, а также оборотов по транзитным счетам истца следует, что по имеющимся данным на Кухарчука Ю.Ф. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 13 августа 2001 г. по 23 октября 2019 г.
Из справки Отдела по делам обороны "адрес" от 3 октября 2019 г. N следует, что по призыву Саранского ГВК Карагандинской области Кухарчук Ю.Ф. в период с 15 июня 1989 г. по ноябрь 1989 г. проходил воинскую службу в войсковой части N в должности курсанта, с декабря 1989 по 8 января 1990 г. - проходил воинскую службу в войсковой части N в должности стрелка, с 8 января 1990 г. по 30 апреля 1991 г. - проходил воинскую службу в войсковой части N в должности командира машины военный билет НС N оставлен на хранение в ОДО "адрес".
Указанные периоды военной службы также подтверждаются военным билетом АН N, выданным 16 марта 2020 г. Кухарчуку Ю.Ф. в связи с принятием российского гражданства.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле письменные доказательства, пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований и признания решения ответчика от 25 сентября 2020 г. об отказе в установлении пенсии истцу незаконным в части невключения в специальный стаж периодов работы с 4 ноября 1991 г. по 22 августа 1994 г, с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2019 г. с возложением на ответчика обязанности учесть в подсчет стажа истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" данных периодов работы.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о включении в льготный стаж истца периодов его работы с 11 ноября 1991 г. по 30 марта 1992 г. в качестве горнорабочего подземного 3 разряда и с 5 июня 1992 г. по 22 августа 1994 г. в качестве проходчика подземного 4 разряда, и периодов его работы с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. и с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2019 г, при этом отменив решение суда первой инстанции в части возложения на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) обязанности включить Кухарчуку Ю.Ф. в специальный страховой стаж периодов работы с 4 ноября 1991 г. по 11 ноября 1991 г. в качестве поверхностного горнорабочего 3 разряда на участке N 1 Шахтоугольного управления N 7 треста "Карагандауглестрой", а также с 30 марта 1992 г. по 5 июня 1992 г. прохождение курса проходчиков при Саранском филиале УКК.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.
Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Указанное толкование пункта 2 статьи 6 Соглашения дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих подземные работы на территории Республики Казахстан не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665 от 16 июля 2014 г.).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 1 от 26 января 1991 г.);
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г (далее по тексту - Список N 1 от 22 августа 1956 г.).
Списком N 1 от 22 августа 1956 г, разделом I "Горные работы" подразделом 1 предусмотрено, что правом на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах ползуются все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.).
Подразделом I "Подземные работы" раздела I "Горные работы" позиция "а" Списка N 1 от 26 января 1991 г. установлено, что право на льготную пенсию по возрасту: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков (позиция 1010100а), имеют все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.
Таким образом, Список N 1 от 22 августа 1956 г. содержал требования о подтверждении занятости рабочих на подземных работах в течение полного рабочего дня.
Письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 22 марта 1979 г. N 1-52-И "О подтверждении права на льготное пенсионное обеспечение" приведен примерный перечень документов, содержащих необходимые данные, подтверждающие занятость на работе под землей полный рабочий день. Это следующие документы: приказ о приеме (переводе) на работу, увольнении; журнал (табель) спуска в шахту или рудник и подъема из них; штатное расписание (штатная расстановка); журнал закрепления аккумуляторных номеров за рабочими и ИТР; маркшейдерские документы (справки).
Как следует из архивной справки от 25 июня 2002 г. N N, Кухарчук Ю.Ф. с 4 ноября 1991 г. работал поверхностным горнорабочим 3 разряда на участке N 1 (приказ N N от 4 ноября 1991 г.), с 30 марта 1992 г. - направлен в Саранский филиал УКК на курсы проходчиков на 33 рабочих дня для теоретического обучения с отрывом от производства и 25 дней практического обучения без отрыва от производства (приказ N N от 27 марта 1992 г.), с 5 июня 1992 г. - в связи с окончанием полного курса проходчиков при Саранском филиале УКК направлен подземным проходчиком 4 разряда на участок N 1 (приказ N N от 5 июня 1992 г.).
Также из трудовой книжки истца Кухарчука Ю.Ф. следует, что 4 ноября 1991 г. он принят горнорабочим 3-го разряда, с 11 ноября 1991 г. переведен подземным горнорабочим 3-го разряда, с 6 июня 1992 г. переведен поземным проходчиком 4-го разряда, 22 августа 1994 г. уволен по собственному желанию.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 4 ноября 1991 г. по 11 ноября 1991 г, поскольку в данный период истец осуществлял работы на поверхности работая в должности поверхностного горнорабочего 3 разряда, что не подразумевает включения данного периода в качестве льготного по Списку N1, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в данной части решение с принятием решения об отказе во включении периода с 4 ноября 1991 г. по 11 ноября 1991 г. в льготный стаж истца.
Также суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что не подлежит включению в специальный стаж истца по Списку N1 период обучения истца в Саранском филиале учебного учреждения - УКК на курсах проходчиков с 30 марта 1992 г. по 5 июня 1992 г.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что деятельность, осуществляемая гражданами в период прохождения курсов проходчиков с 30 марта 1992 г. по 5 июня 1992 г. по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии, поскольку исходя из архивной справки К-76-6/4 истец проходил курсы проходчиков в течении 33 рабочих дней для теоретического обучения и 25 дней практического обучения, что нельзя признать в полной мере доказывающим прохождение в данный период обучения идентичному особым условиям труда.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку, действующим Списком N от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение установлено горнорабочим подземным, проходчикам (раздел I. "Горные работы", подраздел 2а "Подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений", коды 1010300а-11717, 1010300а-17491), судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о включении в льготный стаж истца периодов его работы с 11 ноября 1991 г. по 30 марта 1992 г. в качестве горнорабочего подземного 3 разряда и с 5 июня 1992 г. по 22 августа 1994 г. в качестве проходчика подземного 4 разряда.
Кроме, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части включения в специальный стаж истца периодов его работы с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. и с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2019 г.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 г. N 39 Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий" реорганизовано путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Юридически значимыми обстоятельствами по конкретному делу являются также сведения о подтверждении уполномоченными органами Республики Казахстан документов о стаже и заработке, документов, свидетельствующих об уплате за заявителя в указанный период страховых взносов на пенсионное обеспечение.
В подтверждение специального стажа Кухарчука Ю.Ф. с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве подземного проходчика в шахте имени Кузембаева Угольного департамента ОАО "Испат Кармет" в Республике Казахстан, и с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2019 г. в качестве подземного проходчика в шахте имени Кузембаева АО "АрселорМиттал Темиртау" в "адрес" в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: трудовая книжка истца с указанием данных периодов работы истца в качестве проходчика, информация о перечисленных обязательных пенсионных взносов на истца за период с 13 августа 2001 г. по 23 октября 2019 г. со справкой об оборотах по транзитным счетам вкладчика, справка о подтверждении стажа работы N от 3 марта 2021 г, N N от 26 февраля 2021 г, справка уточняющая особый характер работы и условий труда N от 15 марта 2021 г. подтверждающая работу истца с 15 октября 2001 г. по 30 сентября 2019 г. полный рабочий день при пятидневной рабочей недели.
Проанализировав представленные документы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что данными документами подтверждается характер производства, полная занятость истца в периоды его работы с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. и с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2019 г, в связи с чем, данные периоды работы истца верно включены судами первой и апелляционной инстанций как периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом исключения судом апелляционной инстанции периодов работы истца с 4 ноября 1991 г. по 11 ноября 1991 г. (8 дней) в качестве поверхностного горнорабочего 3 разряда на участке N1 и с 30 марта 1992 г. по 5 июня 1992 г. (2 месяца 6 дней) прохождение истцом курсов проходчиков при Саранском филиале УКК, на дату обращения в Пенсионный фонд за назначением досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 25 июня 2020 г. Кухарчук Ю.Ф. имел необходимый страховой стаж на соответствующих видах работ (20 лет 6 месяцев 23 дня), дающих право на назначение досрочной страховой пенсии.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что в "адрес" с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах отменено, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения истца разрешаются с учетом вышеуказанного Соглашения от 13 марта 1992 г. по законодательству Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу, поэтому доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в решении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судами первой и апелляционной инстанций и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
ходатайство Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену ответчика по настоящему делу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 июля 2021 г. в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 ноября 2021 г, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.