Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Великановой А.В, Романова В.С, при секретаре Роговой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-10283/2021 по апелляционной жалобе представителя Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей" "данные изъяты" (далее - ГБОУ "Лицей "данные изъяты" - её исполняющего обязанности директора ФИО14 ФИО12 на решение 26 гарнизонного военного суда от 3 декабря 2021 г, которым удовлетворён иск прокурора "данные изъяты"" в защиту прав ФИО13 к ГБОУ "Лицей "данные изъяты" об обязании выплатить ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, судебная коллегия
установила:
прокурор "данные изъяты" обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что ФИО15 по трудовому договору работает учителем информатики в ГБОУ "Лицей "данные изъяты" и в период с сентября по декабрь 2020 года осуществляла классное руководство.
По итогам прокурорской проверки было установлено, что в нарушение трудового законодательства за указанный период ФИО16 не выплачено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство ввиду отсутствия финансирования.
Полагая нарушенными права ФИО17 на получение заработной платы в полном объёме, прокурор в исковом заявлении просил суд взыскать с ГБОУ "Лицей "данные изъяты" в пользу ФИО18 ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство за период с сентября по декабрь 2020 года в общей сумме 27 708 руб. 33 коп.
Решением гарнизонного военного суда иск прокурора удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель ГБОУ "Лицей "данные изъяты" ФИО19 просит решение суда отменить и принять новое решение, которым на ГБОУ "Лицей "данные изъяты" возложить обязанность по выплате ФИО20 спорных денежных средств после обеспечения финансирования из бюджета "данные изъяты"
В обоснование апелляционной жалобы представитель ответчика, не отрицая наличие у ФИО21 права на получение ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство за период с сентября по декабрь 2020 год в размере 27 708 руб. 33 коп, указывает, что спорное вознаграждение истец может получить лишь в случае выделения из федерального бюджета соответствующих денежных средств и поступления их на счёт образовательной организации.
По её мнению, ссылка суда в обжалуемом решении на положения постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 "О вознаграждении "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)" является незаконной, так как единовременное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации "данные изъяты" предоставляется и распределяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. N 448 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования".
Данным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат единовременного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций в размере 5 000 руб. в месяц. В связи с этим спорное вознаграждение может быть выплачено истцу лишь в случае выделения Министерством просвещения Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета администрации г. Байконура, которая после поступления указанных денежных средств распределяет их по государственным образовательным организациям, находящихся в её ведении. Лишь после соответствующего финансирования у ГБОУ "Лицей "данные изъяты" возникнет обязанность по выплате 27 708 руб. 33 коп. единовременного вознаграждения за классное руководство за оспариваемый период.
В апелляционной жалобе обращается внимание на то, что суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о порядке финансирования спорной выплаты во взаимодействии с нормами бюджетного законодательства и не определилвсех участников бюджетного процесса.
На апелляционную жалобу старшим помощником прокурора "данные изъяты" поданы письменные возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать представителю ответчика в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, приказом директора ГБОУ "Лицей "данные изъяты" от 1 сентября 2014 г. N ФИО22 принята на работу с указанной даты на должность учителя информатики.
Согласно трудовому договору от 1 сентября 2014 г. N и дополнительным соглашениям к нему между работодателем ГБОУ "Лицей "данные изъяты" и работником ФИО23 заключён трудовой договор.
В силу указанного трудового договора работодатель обязан выплачивать работнику в полном размере причитающуюся ему заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, трудовым договором.
Пунктами 6.2. дополнительного соглашения от 1 сентября 2017 г. N 1 и пунктом 4.1.5. дополнительного соглашения от 1 сентября 2019 г. N 3 к трудовому договору установлено, что заработная плата работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором, в состав которых определена ежемесячная надбавка за классное руководство. Работодатель обязуется выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки.
Согласно приказу директора ГБОУ "Лицей "данные изъяты" от 24 августа 2020 г. N ФИО24 назначена классным руководителем 2В класса на 2020-2021 учебный год.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно абзацам шестому и седьмому статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности и выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
На основании части 1 статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Абзацем пятым части 2 статьи 57 ТК РФ установлено, что обязательным для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
На основании части 1 статьи 129 того же Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьёй 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
На основании пункта 7 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утверждённому Президентом Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено в срок до 1 июня 2020 г. утвердить порядок и условия выплаты за счёт средств федерального бюджета ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 000 рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство, предусмотрев сохранение ранее установленных в субъектах Российской Федерации выплат на эти цели; обеспечить начиная с 1 сентября 2020 г. выплату такого вознаграждения.
Во исполнение указанного поручения Правительством Российской Федерации 4 апреля 2020 г. принято постановление N 448 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", которым внесены изменения в государственную программу "Развитие образования", позиция паспорта Программы дополнена Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы. При этом в пункте 2 этого постановления Правительства Российской Федерации установлено, что расчёт иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в 2020 году осуществляется с 1 сентября по 31 декабря 2020 г.
Письмом от 21 августа 2020 г. N Министерство просвещения Российской Федерации просит взять под личный контроль полное и своевременное доведение федеральной выплаты до получателей, а также с учётом высокой социальной значимости федеральной выплаты организовать её раздельное начисление и выплату получателям в порядке, предусмотренном прилагаемыми рекомендациями.
Постановлением главы администрации "данные изъяты" от 17 ноября 2020 г. N 574 "О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации г. Байконур, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы", установлено к выплате ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администрации "данные изъяты" в размере 5 000 рублей и утверждено Положение об условиях и порядке его выплаты.
Согласно пункту 2 указанного Положения право на получение денежного вознаграждения имеют педагогические работники общеобразовательных организаций, на которых приказом руководителя общеобразовательной организации возложены обязанности классного руководителя с их письменного согласия.
В соответствии со статьями 1, 6, 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан "О статусе города Байконур, порядке и статусе исполнительной власти" от 23 декабря 1995 г, город Байконур является административно - территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Администрация города "данные изъяты" - орган исполнительной власти, действующий под непосредственным руководством главы этой администрации. Глава городской администрации назначается совместно Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан по представлению Российской стороны. На период действия Договора аренды городскую администрацию формирует Правительство Российской Федерации по представлению главы этой администрации.
Доходы городского бюджета состоят из поступлений средств из федерального бюджета Российской Федерации на содержание "данные изъяты" и иных доходов.
Из сведений Единого государственного реестра юридического лица и пунктов 1.5, 3.1. Устава ГБОУ "Лицей "данные изъяты" следует, что учредителем ГБОУ "данные изъяты" является администрация "данные изъяты", а всё имущество образовательного учреждения находится в собственности администрации "данные изъяты"
Изложенное свидетельствует о том, что поскольку ФИО25 по трудовому договору работает учителем информатики в ГБОУ "Лицей "данные изъяты" в соответствии с которым работодатель, заключив его, обязался обеспечивать истца заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации, и данное образовательное учреждение является работодателем по отношению к истцу ФИО26 то, вопреки мнению представителя ответчика в апелляционной жалобе, ГБОУ "данные изъяты" как работодатель на основании приведённых положений Трудового кодекса Российской Федерации обязано выплачивать заработную плату истцу, в том числе ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, установленное к выплате с 1 сентября 2020 г.
Отсутствие бюджетного финансирования на выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство, в силу указанных требований Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов не может являться основанием для нарушения права работника на получение заработной платы в полном объёме, в том числе на получение спорного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 руб, начиная с 1 сентября 2020 г.
В силу изложенного, несостоятельно утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что восстановление нарушенного права ФИО27 на получение ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство за период с сентября по декабрь 2020 года возможно лишь при условии поступления на эти цели средств федерального бюджета из Министерства просвещения Российской Федерации в бюджет администрации ФИО28 и в ГБОУ "Лицей "данные изъяты"
Доводы представителя ответчика в апелляционной жалобе фактически сводятся к несогласию с решением гарнизонного военного суда в части его исполнения в связи с возникшими разногласиями государственных органов по направлению средств федерального бюджета бюджету г. Байконура, что не может повлечь его отмену или изменение.
Кроме того, в силу того, что ФИО29 не состояла и не состоит в трудовых отношениях с Министерством просвещения Российской Федерации и администрацией "данные изъяты" которые по отношению к ней не являются работодателями, то возложение на них обязанности по восстановлению нарушенных прав истца на получение заработной платы в полном объёме, являлось бы незаконным.
Судебная коллегия отмечает, что отношения между Министерством просвещения Российской Федерации, администрацией "данные изъяты" и ГБОУ "Лицей "данные изъяты" в части осуществления бюджетного финансирования на выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство учителям ГБОУ "Лицей "данные изъяты" не затрагивают права истца ФИО30 в защиту прав которой прокурором "данные изъяты" подан иск в суд.
Согласно расчёту ежемесячного денежного вознаграждения ГБОУ "Лицей "данные изъяты" ей к выплате причитается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство за период с сентября по декабрь 2020 года в сумме 27 708 руб. 33 коп.
Данный расчёт судом первой инстанции проверен и сторонами не оспорен. Не оспаривается размер ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, причитающегося к выплате ФИО31 за период с сентября по декабрь 2020 года, и в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Таким образом, вывод гарнизонного военного суда об удовлетворении иска прокурора комплекса "Байконур" в защиту прав ФИО32 и взыскании с ответчика - ГБОУ "Лицей "данные изъяты" в пользу истца ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство за период с сентября по декабрь 2020 года в сумме 27 708 руб. 33 коп, является верным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г.), с 1 сентября 2020 г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 5 000 руб.
Поскольку учредителем этого ГБОУ "Лицей "данные изъяты" и собственником его имущества является администрация "данные изъяты" и оно не относится к федеральным общеобразовательным учреждениям, то положения указанного постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 судом первой инстанции применены ошибочно.
Однако данное обстоятельство в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ не является основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции по одним только формальным соображениям.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 3 декабря 2021 г. по иску прокурора "данные изъяты" в защиту прав ФИО33 к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению "Лицей" "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО34 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 марта 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.