Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 20 января 2022 года кассационную жалобу Тимофеева Д.А. на решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 сентября 2021 года по административному делу N 2а-1728/2021 по административному исковому заявлению Тимофеева Д.А. о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы Войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республики от 1 сентября 2020 года N 3/569/02-Т-1 об отказе в продлении разрешения на хранение оружия.
Заслушав доклад судьи Тимохина И.В, объяснения административного истца Тимофеева Д.А, возражения представителя административного ответчика Козловой И.И, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тимофеев Д.А, с 5 ноября 2008 года имеющий регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес" (л.д. 20), с 29 июля 2020 года по 1 августа 2022 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д. 14, том 1).
25 июня 2015 года Тимофееву Д.А. уполномоченным органом в сфере оборота оружия по Всеволжскому району Ленинградской области выданы разрешения на хранение и ношение оружия - ружье МР-153 (12/76) и пистолет ПБ-4-1МЛ "ОСА", действительные до 25 июня 2020 года (далее - разрешения, л.д. 11, том 1).
В связи с истечением срока действия разрешений, 29 июля 2020 года Тимофеев Д.А, находясь в городе Чебоксары, обратился с заявлениями о продлении срока действия разрешений через Единый портал государственных услуг (л.д. 24-26).
По результатам рассмотрения заявлений 29 августа 2020 года инспектором Отделения лицензионно-разрешительной работы (по городам Чебоксары и Новочебоксарск) города Чебоксары Управления Росгвардии по Чувашской Республике принято заключение об отказе в продлении срока действия разрешений, ссылаясь на предоставление Тимофеевым Д.А. недостоверных сведений о регистрации по месту жительства (далее - заключение от 29 августа 2020 года, л.д. 32).
В связи с отказом в предоставлении государственной услуги Тимофеев Д.А. обратился с жалобой вышестоящему должностному лицу Управления Росгвардии по Чувашской Республике.
По результатам рассмотрения жалобы 1 сентября 2020 года заместителем начальника Управления Росгвардии по Чувашской Республике Красновым В.П. дан ответ, согласно которому заявление о продлении срока действия разрешения подается в орган внутренних дела по месту учета оружия. Кроме того, указано, что государственная услуга не предоставляется по экстерриториальному принципу (далее - решение от 1 сентября 2020 года, л.д. 8).
Усматривая нарушение своих прав, Тимофеев Д.А. обжаловал ответ от 1 сентября 2020 года в судебном порядке, приводя доводы о его незаконности.
Решением Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 сентября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Тимофеев Д.А. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Указывает, что при обращении с заявлением о предоставлении государственной услуги предоставил сведения о регистрации как по основному месту жительства, так и по месту пребывания, в связи с чем правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имелось. Кроме того, по мнению заявителя, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения права административного истца на получение соответствующего разрешения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Отношения, возникающие при обороте оружия, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), положения которого направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия (преамбула).
Указанный Федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия - устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (часть первая статьи 1), в частности предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также чтобы обеспечить строго целевое использование оружия (статья 13).
В соответствии с частью четырнадцатая статьи 13 Закона об оружии гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно.
Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона, которая предусматривает порядок лицензирования, приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему.
В соответствии с пунктом 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814" не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что выводы, содержащиеся в оспариваемом решении должностного лица Управления Росгвардии по Чувашской Республике от 1 сентября 2020 года, принятого по жалобе Тимофеева Д.А, соответствуют положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку заявление о продлении срока действия разрешения должно быть подано административным истцом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия в Ленинградской области - по месту учета оружия, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 02 июня 2011 года N 11-П, от 30 июня 2011 года N 13-П, определениях от 06 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и других, регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен законодателем в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, в связи с чем, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу вышеизложенных правовых норм и позиций, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства.
Законом об оружии предусмотрено, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не имеющим постоянного места жительства (статья 13), поскольку данный закон устанавливает особый режим оборота оружия - устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (часть 1 статьи 1), предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также чтобы обеспечить строго целевое использование оружия (статья 13).
Следовательно, наличие постоянного места жительства является условием для реализации права гражданина на приобретение и хранение оружия.
Аргументы автора кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тимофеева Д.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 25 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.