Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 ноября 2021 года кассационную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на решение Железнодорожного районного суда города Самары от 24 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 18 мая 2021 года по административному делу N 2а-3145/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала акционерного общества "ФПК" к Федеральной службе по труду и занятости в лице Государственной инспекции труда в Самарской области о признании предписания незаконным и подлежащим отмене.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала по доверенности Князевой Е.Н, представителя Государственной инспекции труда в Самарской области Чулковой Е.Ю, государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Новиковой О.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала (далее - административный истец, АО "ФПК") обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Самарской области, главному государственному инспектору труда в Самарской области Новиковой А.В. о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений трудового законодательства.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Государственной инспекцией труда в Самарской области (далее по тексту - ГИТ в Самарской области), в связи с обращением работника АО "ФПК" Букановой Л.Г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении Пассажирского вагонного депо Самара - структурного подразделения Куйбышевского филиала АО "ФПК" на основании распоряжения от 22 сентября 2020 года N 63/6-2069-20-ПВ/468.
По результатам проверки составлен акт N 63/6-2069-20-ПВ/468/1 от 30 октября 2020 года о выявлении нарушений требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации и в адрес АО "ФПК" в лице начальника Пассажирского вагонного депо Самара-структурного подразделения Куйбышевского филиала АО "ФПК" Субботина М.П. внесено предписание от 30 октября 2020 года N 63/6-2069-20-ПВ/468/2, в соответствии с которым на АО "ФПК" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Букановой Л.Г. за 2018, 2019 годы по правилам части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации не менее чем в двойном размере, с учетом предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсации.
По мнению административного истца, предписание является незаконным, поскольку оснований для проведения внеплановой проверки в отношении АО "ФПК" у административного ответчика не имелось. Ранее внесенное ГИТ в Самарской области предписание административным истцом было исполнено, сведения о чем были направлены в Государственную инспекцию труда в Самарской области.
Оспариваемое предписание, как утверждал административный истец, нарушает его право и возлагает незаконные и необоснованные обязанности.
Решением Железнодорожного районного суда города Самары от 24 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 18 мая 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" отказано.
В кассационной жалобе административный истец акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы АО "ФПК" не соглашаясь с выводами судов о правомерности оспариваемого предписания, повторно утверждает о несоблюдении ГИТ в Самарской области порядка проведения внеплановой проверки, отсутствии к тому законных оснований; оспаривает содержание предписания государственного инспектора о допущенных нарушений трудового законодательства, считает, что выплата заработной платы работнику произведены в полном объёме. Считает, что судами не истребованы надлежащие доказательства правильности произведённых административным ответчиком расчетов, свидетельствующих о невыплате работнику Букановой Л.Г. заработной платы в полном объеме.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Буканова Л.Г. принята на должность проводника пассажирского вагона 3 разряда в АО "ФПК" по совместительству постоянно на основании трудового договора от 7 мая 2013 года N 528 и приказа о приеме работника на работу.
На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Макаровой О.Ф. от 21 февраля 2020 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области Новиковой О.В. в связи с обращением работника АО "ФПК" Букановой Л.Г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении Пассажирского вагонного депо Самара - структурного подразделения Куйбышевского филиала АО "Федеральная пассажирская компания" на предмет нарушений, допущенных работодателем при оплате сверхурочной работы за период 2018, 2019 годы.
21 февраля 2020 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской Новиковой О.В. в адрес АО "ФПК" внесено предписание N 63/7-83-20-ОБ/12/122-И/53-468 о возложении обязанности в срок до 23 марта 2020 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - произвести перерасчет и оплату сверхурочной работы Букановой Л.Г. за 2018, 2019 годы, в том числе которая квалифицируется АО "ФПК" как работа "в особом режиме" по правилам части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации: за первые 2 часа в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере с учетом предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсации.
22 сентября 2020 года главным государственным инспектором труда в Самарской области издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Пассажирского вагонного депо Самара - структурного подразделения Куйбышевского филиала "ФПК" с целью проверки исполнения ранее внесенного предписания от 21 февраля 2020 года.
По результатам проведенной внеплановой проверки государственным инспектором труда составлен акт от 30 октября 2020 года N 63/6-2069-20-ПВ/468/1 о выявлении нарушений требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации и в адрес АО "ФПК" в лице начальника Пассажирского вагонного депо Самара-структурного подразделения Куйбышевского филиала АО "ФПК" Субботина М.П. вновь внесено предписание от 30 октября 2020 года N 63/6-2069-20-ПВ/468/2, в соответствии которым на АО "ФПК" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Букановой Л.Г. за 2018, 2019 годы по правилам части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации не менее чем в двойном размере, с учетом предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсации.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемое предписание выдано компетентным должностным лицом, в пределах предоставленных законом полномочий, является правомерным, принятым по результатам выявления явных нарушений трудового законодательства, допущенных работодателем, и не свидетельствует о разрешении индивидуального трудового спора. Сроки вынесения предписания должностным лицом - государственным инспектором труда соблюдены.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу АО "ФПК" - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Так, подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, могут быть проведены внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 упомянутого кодекса государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Как правильно установлено и указано судебными инстанциями, нарушения трудового законодательства, выразившиеся в неисполнении АО "ФПК" предписания о перерасчете сверхурочной работы Букановой Л.Г. за 2018, 2019 годы, могут повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работника ввиду того, что последняя будет лишена возможности в полном объеме удовлетворять свои потребности, связанные с расходами на продукты питания, на содержание жилья, коммунальных услуг, лекарственных препаратов, ограничивая себя в их приобретении. Следовательно, указанные в распоряжении о проведении внеплановой документарной проверки факты, относятся к основаниям, приведенным в пункте 1 Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438, и позволяли государственному инспектору труда в Самарской области осуществить повторную внеплановую проверку в отношении Пассажирского вагонного депо Самара - структурного подразделения Куйбышевского филиала "ФПК". Проведение данной проверки было согласовано с Приволжской транспортной прокуратурой.
Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
Таким образом, при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, государственный инспектор труда был вправе требовать устранения нарушений, допущенных в отношении работника, посредством внесения обязательного для работодателя предписания.
Следовательно, административным ответчиком установленная нормативными правовыми актами процедура проведения внеплановой документарной проверки в отношении административного истца нарушена не была. Внесенное АО "ФПК" предписание являлось способом реализации возложенных на государственного инспектора труда надзорных функций.
Оценивая содержание оспариваемого предписания и отклоняя доводы административного истца о его необоснованности, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались применимыми положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации, определено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из содержания статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа - это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В силу статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Как установлено в ходе проведенных 21 февраля 2020 года и 22 сентября 2020 года государственным инспектором труда внеплановых документарных проверок, АО "ФПК" работнику Букановой Л.Г, привлеченной к сверхурочному труду в 2018 и 2019 годах, не произвела оплату труда по правилам части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации. Доказательств, опровергающих выводы государственного инспектора ни в материалы проверки, ни в материалы административного дела АО "ФПК" не представлены.
Выявленные государственным инспектором нарушения трудового законодательства в силу приведенного выше законодательства позволяли ему внести АО "ФПК" предписание об устранении допущенных нарушений Трудового кодекса Российской Федерации. Какого-либо необоснованного вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность организации, в том числе по разрешению индивидуального трудового спора, судами в действиях государственного инспектора не установлено, что исключало возможность принятия ими судебных актов об удовлетворении административного искового заявления.
При определении пределов проверки законности судебных актов судов нижестоящих инстанций суд кассационной инстанции, руководствуясь принципом диспозитивности, установленной частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе осуществлять проверку судебного акта исключительно в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В то же время таких доводов, влекущих отмену постановленных судами судебных актов в кассационной жалобе АО "ФПК" не содержится, и судебной коллегией Шестого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда города Самары от 24 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.