Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкина Г.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу УФССП России по Республике Мордовия на определение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 августа 2021 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению Невлютовой М.Ш. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об освобождении от взыскания исполнительского сбора
установил:
администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования обоснованы тем, что на основании исполнительного листа, выданного Лямбирским районным судом Республики Мордовия, постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов (далее - ОСП) по Лямбирскому району УФССП России по Республике Мордовия от 6 апреля 2021 года в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N-ИП. Предметом исполнения является возложенная на администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обязанность предоставить Невлютовой М.Ш. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства в "адрес", общей площадью не менее 33 кв.м. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Лямбирскому району УФССП России по Республике Мордовия от 15 апреля 2021 года с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения. Администрация полагала, что приняла все необходимые меры для исполнения решения суда.
Определением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17 сентября 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе поданной почтой 22 декабря 2021 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2022 года, УФССП России по Республике Мордовия просит отменить судебные акты в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, не правильным применением норм материального права. Указало, что судами не дана оценка длительности неисполнения администрацией требований исполнительного документа, а также не установлено какие обстоятельства непреодолимой силы послужили основанием для неисполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Проверив административное дело, доводы кассационной жалобы, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судьей судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установлено такого рода нарушений.
Как следует из материалов дела, решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 10 марта 2021 года, на администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Невлютовой М.Ш. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства в "адрес", общей площадью не менее 33 кв.м.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Лямбирскому району УФССП России по Республике Мордовия от 6 апреля 2021 года в отношении администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возбуждено исполнительное производство N-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией 6 апреля 2021 года.
В связи с неисполнением администрацией в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Лямбирскому району УФССП России по Республике Мордовия от 15 апреля 2021 года с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
По сообщению администрации от13 апреля 2021 года в 2020 году Лямбирскому муниципальному району предоставлена субвенция в размере 2 606 934 рублей, что позволило приобрести два жилых помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; имеется 18 неисполненных решений суда по предоставлению помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, оставшимся без попечения родителей; у Невлютовой М.Ш. по неисполненным решениям суда N.
Администрация 18 февраля 2021 года обращалась в министерство образования Республики Мордовия, министерство финансов Республики Мордовия с ходатайством о выделении денежных средств на обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.
По сообщению министерства финансов Республики Мордовия от 29 марта 2021 года расходы на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2021 году предусмотрены в сумме 55 414 900 рублей, в том числе для Лямбирского муниципального района 2 628 400 рублей.
Из ответа министерства образования Республики Мордовия следует, что в настоящее время правовые основания для выделения дополнительных средств из республиканского бюджета в виде субвенции бюджету отдельного муниципального Республики Мордовия отсутствуют, так как республиканский бюджет Республики Мордовия сформирован с предельным объемом финансирования. Дополнительно сообщено, что 14 января 2021 года министерством образования Республики Мордовия в министерство финансов Республики Мордовия направлено письмо о выделении финансовых средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление жилого помещения, приобретаемого на средства республиканского бюджета, не зависит исключительно от действий должника - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. У администрации не было реальной возможности исполнить решение суда от 17 декабря 2020 года в отношении Невлютовой М.Ш. в течение установленного пятидневного срока вследствие объективных обстоятельств. Приобретение жилых помещений специализированного жилого фонда в собственность и последующее их предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, носит длительный характер в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Администрацией приняты все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется, в связи с чем она может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции
Судья кассационной инстанции находит позицию судов первой и апелляционной инстанций правильной.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве"), согласно положениям которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
С учетом положений части 1 статьи 105, частей 1-3 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" правовая природа исполнительского сбора носит штрафной характер, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Вместе с тем часть 6 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, законодательством об исполнительном производстве, суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, предоставлено право уменьшить его размер, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (часть 7 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве", постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
По смыслу закона, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О).
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Из представленных материалов усматривается отсутствие вины администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, и, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательств.
На основании изложенного, оспариваемые судебные акты приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, обстоятельства по делу установлены верны, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 августа 2021 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 17 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФССП России по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.