Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В., судей Дегтеревой О.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Ипатове С.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области по доверенности Бойко О.С. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 21 октября 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Лазаревой... к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов в стаж, назначении пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ-Главного управления ПФР N 2 по г.Москве и Московской области от 20.02.2021 годаN 210000008776/2162319/20 об отказе... в установлении пенсии.
Включить Лазаревой... в стаж трудовой деятельности, дающей право на досрочное установление пенсии по стажу стаж работы в должности фельдшера - лаборанта АООТ "Медицина", ОАО "Медицина" и АО "Медицина" в период с 16.11.1995 по 03.07.2016 г, с 07.07.2016 г. по 05.10.2020 г, с 04.07.2016 г. по 06.07.2016 г, с 04.07.2016 по 06.07.2016 г. - отпуск без сохранения заработной платы.
Обязать ГУ - Главное управление ПФР N 2 по г.Москве и Московской области назначить Лазаревой... пенсию со дня ее первоначального обращения с заявлением, то есть с 06.10.2020 года.
УСТАНОВИЛА:
Лазарева Г.П. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать незаконным решение от 20.02.2021 года N 210000008776/2162319/20 об отказе в назначении досрочной пенсии, включить в стаж трудовой деятельности, дающий право на досрочное установление пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ее работы в должности фельдшера - лаборанта АООТ "Медицина", ОАО "Медицина" и АО "Медицина" с 16.11.1995 по 03.07.2016 г, с 07.07.2016 г. по 05.10.2020 г, с 04.07.2016 г. по 06.07.2016 г, с 04.07.2016 по 06.07.2016 г. - отпуск без сохранения заработной платы, назначить досрочную пенсию со дня первоначального обращения с заявлением, то есть с 06.10.2020 года, - ссылаясь в обосновании своих требований ссылаясь на то, что решением от 20.02.2021 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа работы. Не включены спорные периоды ее работы, так как пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение гражданам, осуществляющим лечебную или иную деятельность только в учреждениях здравоохранения, поскольку иные организационно - правовые формы законодателем не предусмотрены, правовых оснований для включения в специальный стаж работы в АООТ, АО, ОАО, не имеется. Истец полагает, что характер и условия ее труда в названные выше периоды времени соответствовали требованиям Списка и Перечня, однако не были учтены пенсионным органом при определении ее специального стажа для назначения льготной пенсии.
Истец Лазарева Г.П. в суде исковые требования поддержала; представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доверенности Бойко О.С. и рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
На заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о рассмотрении дела извещен, судебная коллегия руководствуясь ст.167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав истца Лазареву Г.П. и ее представителя Бахталовского М.А, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене постановленного судом решения исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 октября 2021 года Лазарева Г.П. обратилась в ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением ГУ - ГУ ПФР N2 по Москве и Московской области (протокол N 210000008776/2162319/20 от 20.02.2021 г.) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Лазаревой Г.П. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку специальный стаж составил менее 30 лет. Стаж медицинской деятельности, учтенный пенсионным органом, составил 10 лет 04 месяца 11 дней.
При этом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по г.Москве и Московской области исключило из стажа лечебной деятельности период работы истца в должности фельдшера - лаборанта АООТ "Медицина", ОАО "Медицина" и АО "Медицина" в период с 16.11.1995 по 03.07.2016 г, с 07.07.2016 г. по 05.10.2020 г, с 04.07.2016 г. по 06.07.2016 г, так как организационно-правовая форма организации - акционерное общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы Списками от 06.09.1991 N 464, от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002 N 781. Сведения о наличии структурных подразделений не представлены. Кроме того, работодатель не представил в базу данных персонифицированного учета сведения о стаже на соответствующих видах работ с 01.11.1999г. по 06.10.2020 г.
Актом документальной проверки от 30.10.2020 г. N 1131/1 рекомендовано АО "Медицина" откорректировать индивидуальные сведения за период с 01.01.1997 г. по 31.10.1999 г, так как документально не подтверждена работа в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а кроме того, специфика организации коммерческая деятельность, акционеры-физические и юридические лица.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что с 16.11.1995 года Лазарева Г.П. принята на должность фельдшера-лаборанта в клинико - диагностическую лабораторию АООТ "Медицина"; 23.05.1996 г. Акционерное общество открытого типа "Медицина" переименовано в Открытое акционерное общество "Медицина"; с 01.05.2008 года истец переведена на должность фельдшера-лаборанта в клинико- диагностическую лабораторию 2 диагностического отделения ОАО "Медицина"; с 17.09.2018 г. ОАО "Медицина" переименовано в АО "Медицина"; в должности фельдшера-лаборанта диагностической лаборатории 2 диагностического отделения АО "Медицина" истец продолжала работать на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Удовлетворяя исковые требования в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды ее работы в должности фельдшера - лаборанта АООТ "Медицина", ОАО "Медицина" и АО "Медицина" в период с 16.11.1995 по 03.07.2016 г, с 07.07.2016 г. по 05.10.2020 г, с 04.07.2016 г. по 06.07.2016 г, с 04.07.2016 по 06.07.2016 г. - отпуск без сохранения заработной платы, суд первой инстанции указал, что спорные периоды подлежит включению в подсчет специального стажа истца, поскольку с 4 ноября 1995 года АО "Медицина" имеет лицензию на осуществление медицинской и иной деятельности. При этом юридического значения организационно-правовая форма данного медицинского учреждения предприятия, организации) не имеет, в связи с чем у истца, работающего в организации, имеющей организационно-правовую форму в виде акционерного общества и должности предусмотренной Списками, возникло право на включение данного периода работы в специальный стаж при назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Однако, данные выводы суда основаны на неправильном применении норм права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Перечень N 1397).
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (пункт 1).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В п. 1 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.09.2014 г.) акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса РФ акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Как усматривается из материалов дела и трудовой книжки истца, на дату принятия Лазареву Г.П. на работу фельдшером-лаборантом в АООТ "Медицина" имело организационно-правовую форму - Акционерное общество открытого типа (с мая 1996 года - Открытое акционерное общество, с сентября 2017г. Акционерное общество).
Как видно из возражений ответчика, акта проверки от 30.10.2020 N1131/1 АО "Медицина", представленных в материалы дела лицензий на занятие медицинской деятельностью, содержания Устава АО "Медицина" следует, что АО "Медицина" является Акционерным Обществом и имеет статус юридического лица, является коммерческой организацией и целью создания Общества является извлечение прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности.
Как установлено Актом проверки пенсионного органа, названное общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению.
Кроме того, АООТ, ОАО, АО "Медицина" не поименовано в перечне федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" (пункт 1 постановления).
Представленные суду доказательства истцом, не содержат информацию о наличии структурных подразделений организации в периоды работы истца, которые могли быть зачислены в стаж работы, согласно пункту 6 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения" (утв. 4 постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781), в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В приведенном выше Списке N781, подлежащем применению к спорным периодам трудовой деятельности Лазаревой Г.П, вопреки ошибочному мнению суда, не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения и имеющих организационно-правовую форму акционерное общество, даже если общество осуществляет медицинскую деятельность.
Суд первой инстанции не учел при разрешении спора того, что, что АО "Медицина", в котором истцом осуществляется трудовая деятельность в спорный период и период отпуска без сохранения зарплаты с 04.07.2016г. по 06.07.2016г, не подлежит включению в льготный стаж, поскольку вышеуказанные Списки не предусматривают возможности зачета в специальный стаж периодов работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения и имеющих организационно-правовую форму акционерного общества и ее форм (АООТ, ОАО).
Исходя из правовых позиций изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03 июня 2004 года N 11-П, а также в Определении от 04 марта 2004 года N 81-О, в основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Приведенные выше обстоятельства судом при разрешении заявленных исковых требований учтены не были, а при включении названных периодов работы истца в подсчет ее специального стажа допущено расширительное толкование норм, содержащихся в приведенных выше нормативных правовых актах.
При изложенных обстоятельствах, решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды ее работы в должности фельдшера - лаборанта АООТ "Медицина", ОАО "Медицина" и АО "Медицина" в период с 16.11.1995 по 03.07.2016 г, с 07.07.2016 г. по 05.10.2020 г, с 04.07.2016 г. по 06.07.2016 г.; а также с 04.07.2016 по 06.07.2016 г. отпуск без сохранения заработной платы, с нельзя признать законным и обоснованным, в данной части решение суда надлежит отменить, в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
Поскольку у истца не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - решение суда в части обязания ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с 06.10.2020 г. также подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований в данной части также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 21 октября 2021 года отменить, принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований Лазаревой... к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов в подсчет специального стажа и назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 06.10.2020 г, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.