Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Правительства Москвы об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года равной 387 177 141 рублю.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что город федерального значения Москва осуществляет полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером *. На основании договора аренды данный участок передан в пользование заинтересованному лицу ЗАО "Контакт-М", которое уплачивает арендные платежи за земельный участок, исходя из его кадастровой стоимости. В свою очередь кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости.
Поскольку доходы бюджета города Москвы формируются, в том числе за счет сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере меньшем, чем его рыночная стоимость, нарушает права административного истца как собственника недвижимого имущества.
Представитель Правительства Москвы в судебное заседание не явился, ранее представил ходатайство, в котором заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы, а именно в размере 374 440 000 рублей.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Мясников А.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Представитель заинтересованного лица ЗАО "Контакт-М" Батулина Я.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, ходатайствовала о проведении по делу повторной судебной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя Департамента городского имущества города Москвы, представителя заинтересованного лица ЗАО "Контакт-М", допросив эксперта М.А.В, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2, и 3 указанной статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (часть 1 статьи 3.3 названного Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Исходя из пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" и статьи 1 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы (часть 1). Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных названной статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" также разъяснено, что в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего публично-правового образования, вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости.
Таким образом, Правительство Москвы обладает достаточными полномочиями для обращения в суд с требованиями об установлении в отношении земельных участков, в отношении которых оно осуществляет правомочия по их распоряжению, кадастровой стоимости в размере рыночной, поскольку в таком случае затрагиваются права и законные интересы города федерального значения Москвы, в том числе связанные с поступлениями доходов в бюджет города федерального значения Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Правительство Москвы, осуществляя правомочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером *, предоставило его в аренду ООО "Контакт-М", что подтверждается договором аренды от 31 января 2005 года, заключенным от имени Правительства Москвы Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (в настоящее время функции указанного органа возложены на Департамент городского имущества г. Москвы) (т. 1, л.д. 26-37).
26 мая 2010 года ООО "Контакт-М" (ОГРН *) прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме преобразования (т. 1, л.д. 109). Правопреемником ООО "Контакт-М" является ЗАО "Контакт-М" (ОГРН *), в связи с чем ЗАО "Контакт-М" является арендатором спорного земельного участка и заинтересованным лицом по настоящему административному делу.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" расчет арендной платы за земельный участок производится в процентах от его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 37656 приложения к N 2 к распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 177 326 886 рублей 72 копеек.
Как было указано выше, Правительство Москвы в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" имеет право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец 3 июня 2021 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Правительство Москвы в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка представило заключение, подготовленное экспертом ООО "Достояние оценка и консалтинг" Б.К.И. по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной в рамках рассмотрения административного дела N * по административному иску ООО "Контакт-М" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Рыночная стоимость земельного участка по результатам названного заключения определена в размере 387 177 141 рубля.
Между тем из решения Московского городского суда от 13 января 2021 года по административному делу N * усматривается, что Правительство Москвы не являлось лицом, участвовавшим в его рассмотрении; кроме того, судом было установлено, что рыночная стоимость в размере 387 177 141 рубля не может быть установлена в отношении земельного участка с кадастровым номером *, поскольку при рассмотрении административного спора, возбужденного в интересах арендатора, установление стоимости земельного участка в размере рыночной, превышающей кадастровую, недопустимо.
В указанной ситуации и в целях установления действительной рыночной стоимости земельного участка судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Инвестторги" - М.А.В.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2018 года составляет 374 440 000 рублей.
По результатам изучения экспертного заключения представителем заинтересованного лица была подготовлена рецензия, в которой выражено несогласие с заключением эксперта в части определения рыночной стоимости земельного участка, приведены ссылки на допущенные экспертом, по мнению ЗАО "Контакт-М", ошибки.
В связи с возникшими у лиц, участвующих в деле, дополнительными вопросами относительно изложенных в экспертном заключении выводов, судом был вызван и опрошен эксперт ООО "Инвестторги" М.А.В.
Эксперт в судебном заседании дал подробные пояснения относительно оказания влияния на рыночную стоимость земельного участка имеющихся на нем улучшений, указав, что оцениваемый участок оценивается как незастроенный, при этом экспертом верно было определено его наиболее эффективное использование.
Суд также отмечает, что расчет рыночной стоимости земельного участка с учетом имеющихся на нем улучшений был произведен экспертом по имеющимся материалам дела, поскольку на запрос эксперта об истребовании технической документации на расположенные на участке строения заинтересованным лицом каких-либо документов представлено не было, несмотря на то обстоятельство, что данный запрос ЗАО "Контакт-М" был получен (т. 2, л.д. 1-3, 6).
В свою очередь согласно положениям ч. 5 ст. 77 КАС РФ, которые были разъяснены лицам, участвующим в деле, при назначении судебной экспертизы, в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Экспертом даны ответы и на иные поставленные перед ним вопросы. Указанные пояснения эксперта являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется. Все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертиза назначалась непосредственно судом; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт М.А.В. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется, в связи с чем отсутствуют и основания для назначения по делу повторной экспертизы, о чем было заявлено представителем заинтересованного лица. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2018 года, а именно в размере 374 440 000 рублей.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Поскольку распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2021 г." утверждена новая кадастровая стоимость спорного объекта (п. 229075 приложения N 2 к Распоряжению), которая применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2022 года, постольку установленная судом кадастровая стоимость объектов подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2021 года.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статьей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Однако, определенная экспертом и установленная судом в качестве новой кадастровой стоимость земельного участка превышает оспариваемую кадастровую стоимость на 52, 6%, что выходит за пределы допустимых отклонений.
Таким образом, расходы по проведению судебной экспертизы в размере * рублей подлежат взысканию в пользу ООО "Инвестторги" с административного ответчика, утвердившего оспариваемые результаты кадастровой стоимости - Департамента городского имущества г. Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 374 440 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 июня 2021 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению по 31 декабря 2021 года.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу ООО "Инвестторги" расходы по проведению судебной экспертизы в размере * рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 4 марта 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.