Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н, судей - Ялбаковой Э.В, Шинжиной С.А, при секретаре
- Стребковой Н.Е, рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шашукова Анатолия Борисовича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 ноября 2021 года, которым
исковые требования Шашукова Анатолия Борисовича к МВД по Республике Алтай о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в сумме 307740 рублей, предоставлении оплачиваемого отпуска по личным обстоятельствам в количестве 30 календарных дней, зачете его в период службы, изменении даты увольнения на 21.04.2021, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шашуков А.Б. обратился в суд с иском (с учетом последующего уточнения) к МВД по Республике Алтай о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в сумме 307 740 рублей, предоставлении оплачиваемого отпуска по личным обстоятельствам в количестве 30 календарных дней с 21.03.2021 г..и зачете его в период службы в органах внутренних дел, изменении даты увольнения на 21.04.2021 г, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей. Требования мотивированы тем, что в период с 20.09.1994 по 21.03.2021 г..г. истец служил в органах внутренних дел РФ. Последняя занимаемая должность - начальник отдела по противодействию организованной преступности Управления уголовного розыска МВД по Республике Алтай. Согласно табелю учета рабочего времени за 2018 год у истца имеется 460 часов, подлежащих компенсации за выполнение служебных обязанностей установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. 28.05.2019 г..при выходе в дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД и ненормированный служебный день в 2018 г, истец обратился к непосредственному руководителю для согласования рапорта о предоставлении отпусков и присоединении к ним дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год в количестве 58 рабочих дней. В согласовании рапорта истцу было отказано, с требованием изменить формулировку, что истцом и было сделано.
Шашукову А.Б. в просьбе было отказано из-за сложившейся судебной практики. 01.12.2020 г..истец обратился с рапортом к министру МВД по Республике Алтай о предоставлении дополнительных дней отпуска за стаж службы в ОВД за 2020 год и присоединении к нему дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год, на что было принято решение о предоставлении истцу положенного дополнительного отпуска за 2020 год с 03.12.2020 г, без разъяснения причин отказа удовлетворения рапорта в полном объеме. 11.01.2021 г..истцом на имя врио министра МВД по Республике Алтай был подан рапорт о предоставлении основного отпуска за 2021 год, дополнительного отпуска за стаж службы в ОВД и ненормированный служебный день за 2021 год, дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год, с последующим увольнением из органов внутренних дел. В удовлетворении рапорта в части предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истцу как и ранее, было отказано. Истец полагает, что в мае, как и в декабре 2019 г..при выходе в оплачиваемый отпуск за 2018 год у него имелись законные основания для получения компенсации в виде предоставления дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 году. Также полагает, что положения п. 285 Приказа МВД России от 01.02.2018 г..N "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" распространяются и на 2020 год. Отказы в предоставлении дополнительных дней отдыха грубо нарушили права истца, предусмотренные законодательством.
Приказом МВД по Республике Алтай от 11.01.2021 г..N л/с истец уволен по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.20211 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 19.03.2021 г..Приказом от 19.03.2021 г..N л/с внесены изменения в приказ от 11.01.2021 г, дата увольнения изменена на 21.03.2021 г..Шашуков А.Б. 19.03.2021 г..обратился с рапортом на имя врио министра МВД по Республике Алтай об изменении оснований увольнения с п. 4 ч. 2 ст. 82 на п. 8 ч. 2 ст. 80 и предоставлении дополнительного отпуска по личным обстоятельствам с 21.03.2021 г..В предоставлении дополнительного отпуска отказано, поскольку в случае предоставления отпуска с последующим увольнением, последним рабочим днем работы является день, предшествующий первому дню отпуска и фактически трудовые отношения были прекращены с 11.01.2021 г..
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Шашуков А.Б. Указывает, что в период с 20.09.1994 г..по 21.03.2021 г..проходил службу в МВД по Республике Алтай. 23.03.2021 г..ответчиком на банковский счет истца перечислено денежное довольствие в сумме 4993, 07 руб, то есть заработная плата за 20 и 21 марта. В период действия контракта истец обратился к руководству МВД по Республике Алтай о предоставлении ему отпуска. Отказывая в удовлетворении иска в части предоставления оплачиваемого отпуска по личным обстоятельствам с 21.03.2021 г, изменения даты увольнения на 21.04.2021 г, суд первой инстанции ошибочно применил нормы трудового законодательства к правоотношениям на службе в органах внутренних дел. После расторжения трудовых отношений (11.01.2021 г..) истцу продлен отпуск на 2 дня и выплачено денежное содержание за эти 2 дня. Таким образом, в период до 21.03.2021 г..на истца распространялись все положения Федерального закона от 30.11.2011 г..N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а решение ответчика об отказе в предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия принято с нарушением названного Федерального закона.
Приказом МВД по Республике Алтай от 19.03.2021 г..N л/с определена дата расторжения контракта 21.03.2021 г..Приказом МВД по Республике Алтай от 16.04.2021 г..N л/с, вынесенным после увольнения истца из органов внутренних дел, эта дата не изменена, а стаж службы рассчитан по состоянию на 21.03.2021 г..Следовательно, трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены 21.03.2021 г, а не 11.01.2021 г..В связи с тем, что положенные истцу отпуска ответчиком в установленное в соответствии с графиком отпусков время не предоставлялись, а переносились на другое время, то и право использования дополнительных дней отдыха путем их присоединения к одному из отпусков переходило на более поздний период времени. Таким образом, при выходе в дополнительный отпуск за 2018 г..в декабре 2019 г..истец имел право присоединения к нему в качестве компенсации дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 г..Соответственно, положение п. 285 Приказа МВД России от 01.02.2018 г..N при изложенных обстоятельствах должны распространяться на 2020 г..
Изучив материалы дела, выслушав Шашукова А.Б, поддержавшего доводы жалобы, представителя МВД по Республике Алтай Гаврилова А.В, возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в виду следующего.
Как следует из материалов дела, Шашуков А.Б. в период с 20.09.1994 г. по 21.03.2021 г. проходил службу в МВД по Республике Алтай.
Согласно табелям учета служебного (рабочего) времени по состоянию на 31.12.2018 г. у Шашукова А.Б. имелось 460 часов, подлежащих компенсации дополнительным временем отдыха или выплатой денежной компенсации.
В период прохождения службы 28.05.2019 г, 23.12.2019 г, 28.10.2020 г, 01.12.2020 г, 11.01.2021 г. Шашуковым А.Б. на имя министра внутренних дел по Республики Алтай были поданы рапорты о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год в количестве 57 рабочих дней.
Из пояснений истца в суде первой инстанции следует, что при подаче рапортов 28.05.2019 г, 23.12.2019 г, 28.10.2020 г. о предоставлении дополнительных отпусков за ненормированный служебный день и стаж службы он указывал также о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год. В связи с тем, что непосредственный начальник - начальник УУР МВД по РА отказался согласовывать рапорты в такой редакции, он рапорты переписал, исключив из их содержания просьбу о предоставлении дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год. 1 декабря 2020 г. рапорт о предоставлении дополнительных отпусков и дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год, был подан министру внутренних дел по Республики Алтай, без согласования с непосредственным руководителем.
Таким образом, рапорты от 28.05.2019 г, 23.12.2019 г, 28.10.2020 г. в первоначальной редакции, содержащей просьбу сотрудника о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год, министру внутренних дел по Республике Алтай не передавались, ответов на них не имеется.
Из ответа МВД по Республике Алтай от 04.12.2020 г. N следует, что рапорт Шашукова А.Б. о предоставлении дополнительных отпусков от 01.12.2020 г. рассмотрен руководством МВД по Республике Алтай, принято решение о предоставлении положенного дополнительного отпуска за 2020 год, с 03.12.2020 г.
11.01.2021 г. Шашуковым А.Б. был подан рапорт о предоставлении неиспользованных отпусков за 2020, 2021 г.г, дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 г. в количестве 57 рабочих дней, с 12.01.2021 г. с последующим увольнением из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с выплатой материальной помощи за 2021 г.
Приказом МВД по Республике Алтай от 11.01.2021 г. N л/с-о Шашукову А.Б. предоставлен отпуск с 12.01.2021 г. с последующим увольнением из органов внутренних дел.
Приказом МВД по Республике Алтай N л/с от 11.01.2021 г. Шашуков А.Б. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 19.03.2021 г. Стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 19.03.2021 г. составляет: в календарном исчислении 26 лет 05 месяцев 29 дней, в льготном исчислении 31 год 02 месяца, для выплаты единовременного пособия 26 лет 05 месяцев 29 дней.
Письмом врио министра внутренних дел по Республике Шашукову А.Б. отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Ответ получен Шашуковым А.Б. 11.01.2021 г.
19.03.2021 г. Шашуковым А.Б. подан рапорт об изменении основания увольнения, предоставлении отпуска по личным обстоятельствам.
Приказом МВД по Республике Алтай от 19.03.2021 г. N л/с внесены изменения в приказ МВД по Республике Алтай от 11.01.2021 N л/с (об увольнении Шашукова А.Б.): в абзаце 2 слова "по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 19.03.2021 г." заменены словами "по п. 8 ч. 2 ст. 82 (по состоянию здоровья - на основании заключения военно -врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе) 21.03.2021 г."; абзац 3 изложен в следующей редакции: "Стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 21.03.2021 г. составляет: в календарном исчислении 26 лет 06 месяцев 01 день, в льготном исчислении 31 год 02 месяца 02 дня, для выплаты единовременного пособия 26 лет 06 месяцев 01 день"; в абзаце 4 слова "с 12 января по 19 марта 2021 года" заменены словами "с 12 января по 21 марта 2019 года".
Приказом МВД по Республике Алтай от 16.04.2021 г. N л/с внесены изменения в приказ МВД по Республике Алтай от 11.01.2021 N л/с (об увольнении Шашукова А.Б.): абзац 3 изложен в следующей редакции: "Стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 21 марта 2021 года составляет: в календарном исчислении 26 лет 6 месяцев 1 день, в льготном исчислении 30 лет 11 месяцев 02 дня, для выплаты единовременного пособия 26 лет 6 месяцев 1 день".
Письмом МВД по Республике Алтай от 25.03.2021 г. N Шашукову А.Б. в предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия отказано, в качестве основания отказа указано на прекращение трудовых отношений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, суд первой инстанции исходил из того, что с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год Шашуков А.Б. должен был обратиться не позднее последнего рабочего дня в 2018 году (29.12.2018). Принимая во внимание, что с данными рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год Шашуков А.Б. обратился 28.05.2019 г, 23.12.2019 г, 28.10.2020 г, 01.12.2020 г. то есть с пропуском срока, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с выпиской из табеля учета служебного времени за 2018 год в размере 307 740 руб.
Принимая решение об отказе в предоставлении оплачиваемого отпуска по личным обстоятельствам в количестве 30 календарных дней, зачете его в период службы, изменении даты увольнения, суд первой инстанции исходил из того, что трудовые отношения с Шашуковым А.Б. были прекращены, предоставление его за рамками действия контракта не предусмотрено действующим законодательством.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Отношения, связанные с порядком прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Частью 5 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 2, 4 или 16 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе сотрудника органов внутренних дел.
Порядок расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел определен статьей 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 84 названного закона сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
До истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность (часть 2 статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник органов внутренних дел вправе до истечения срока контракта о службе в органах внутренних дел расторгнуть его по собственной инициативе и уволиться со службы в органах внутренних дел, в том числе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, подав рапорт об этом за один месяц до даты увольнения. При этом сотрудник органов внутренних дел имеет право до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел в письменной форме отозвать свой рапорт. В таком случае контракт с сотрудником органов внутренних дел не расторгается и увольнение со службы не производится, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, а именно: если на замещаемую сотрудником органов внутренних дел должность приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.
Таким образом, законом определен общий порядок увольнения сотрудника органов внутренних дел по собственной инициативе, то есть когда сотрудник органов внутренних дел, реализуя свое право расторгнуть контракт о службе в органах внутренних дел по собственной инициативе до окончания срока действия контракта, подает рапорт об этом за месяц до предполагаемой даты увольнения. Такому сотруднику по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска. Вместе с тем порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел, принявшему решение об увольнении по собственной инициативе, отпуска с последующим увольнением нормами специального закона не урегулирован, в связи с чем, к отношениям, связанным с предоставлением сотруднику органов внутренних дел отпуска с последующим увольнением, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ подлежат применению нормы трудового законодательства Российской Федерации, а именно положения статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно применил нормы трудового законодательства к правоотношениям на службе в органах внутренних дел, вопрос о предоставлении сотруднику органов внутренних дел отпуска с последующим увольнением регламентирован нормами специального законодательства, а именно Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, являются несостоятельными, поскольку противоречат буквальному смыслу и содержанию статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник (часть 4 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель по письменному заявлению работника, намеревающегося расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, при наличии возможности предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением. В этом случае работодатель, чтобы надлежаще исполнить закрепленную названным кодексом (в частности, его статьями 84.1, 136 и 140) обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 года N-О-О). Изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, работник тем самым выражает намерение прекратить трудовое правоотношение с работодателем или соглашается с правомерностью его прекращения. Поэтому применение к нему правил, предусмотренных для работников, продолжающих трудовую деятельность, не соответствовало бы его волеизъявлению (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N-О).
По смыслу приведенных норм трудового законодательства, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при предоставлении отпуска с последующим увольнением фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска.
Из материалов дела следует, что Шашукову А.Б. в связи с подачей им 11.01.2021 г. рапорта о предоставлении отпуска с 12.01.2021 г. с последующим увольнением со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получении пенсии) был предоставлен отпуск с 12.01.2021 г. и определена дата увольнения Шашукова А.Б. - 21.03.2021 г. (с учетом приказа МВД по Республике Алтай от 19.03.2021 г. N л/с).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, последним днем работы Шашукова А.Б. является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска 11.01.2021 года, соответственно, с 12.01.2021 года, с началом отпуска, трудовые отношения с Шашуковым А.Б. прекращены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в соответствии с пунктами 8 и 11 части 2 или пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что отпуск по личным обстоятельствам носит заявительный характер, предоставляется один раз за весь период службы в предусмотренных законом случаях и по желанию сотрудника, истец с рапортом о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам обратился в период нахождения в отпуске с последующим увольнением, обязанность у работодателя по предоставлению отпуска сотруднику, с которым трудовые отношения прекращены, не возникает.
Изменение формулировки основания увольнения не влечет для Шашукова А.Б. возникновение права на предоставление работодателем отпуска по личным обстоятельствам на основании ст. 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ и изменении даты увольнения, поскольку изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, Шашуков А.Б. тем самым выразил желание прекратить трудовые отношения с работодателем и согласился с правомерностью их прекращения, поэтому с момента начала отпуска работодатель не несет каких-либо обязательств перед Шашуковым А.Б. по предоставлению иных отпусков при изменении формулировки увольнения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы об изменении даты увольнения и признания права на отпуск по личным обстоятельствам подлежат отклонению.
Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N от 02 августа 2019 года в ч.6 ст.53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, вступившими в действие с 13.08.2019 года, дополнительные дни отдыха могут быть по желанию сотрудника присоединены к основному или дополнительному отпуску.
Приказом МВД России от 01.02.2018 г. N утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Порядок N).
В соответствии с п. 284 Порядка N сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (п. 285 Порядка N).
Пунктом 290 Порядка N предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Согласно п. 293 Порядка N сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 г. N "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 г. N (далее по тексту - Порядок N), сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Пунктом 58 Порядка N предусмотрено, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год согласно ч. 5 ст. 99 ТК РФ).
В заявленный истцом период также действовал Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденный приказом МВД России от 19.10.2012 г. N (далее по тексту - Порядок N).
В пунктах 9, 10, 15 Порядка N содержались условия, аналогичные условиям, содержащимся в Порядке N.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом для реализации сотрудником органов внутренних дел права на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: 1) наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; 3) соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку как следует из положений пункта 10 Порядка N и п.285 Порядка N
дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Поскольку вопрос о предоставлении дополнительных дней отдыха и выплате компенсации за неиспользованные дни отдыха мог быть решен лишь в течение ежегодного рабочего периода, в котором возникла переработка, а в течение 2018 года истец с соответствующими рапортами к руководству не обращался, на момент обращения с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за 2018 год - 28.05.2019 г, 23.12.2019 г, 28.10.2020 г, 01.12.2020 г, 11.01.2021 г. срок обращения пропущен, правовых оснований для удовлетворения требований истца у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка апеллянта на п. 285 Порядка N в ред. Приказа МВД России от 24.11.2020 N, в соответствии с которым, дополнительные дни отдыха по желанию сотрудника могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года, на правильность вывода суда не влияет, поскольку указанный пункт в новой редакции начал действовать с 05.01.2021 г. и к спорным правоотношениям применению не подлежит.
Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований является пропуск истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, о применении которого было заявлено представителем ответчика в суде первой инстанции.
Так, частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Из материалов дела следует, что с данными требованиями истец обратился в суд только 26 мая 2021 года, то есть по истечение срока, предусмотренного ст.72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Доводы Шашукова А.Б. о том, что срок обращения с настоящими требованиями в суд не пропущен, поскольку к руководителю с рапортом о предоставлении денежной компенсации неиспользованных дополнительных дней отдыха, он не обращался (л.д.105 т.1), кроме того, к спорным правоотношениям подлежит применению годичный срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Ссылаясь на статью 392 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей годичный срок обращения в суд с иском о взыскании заработной платы, податель жалобы не учитывает положения части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", из взаимосвязанного толкования которых следует, что положения трудового законодательства распространяются на сотрудников органов внутренних дел только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Таким образом, к правоотношениям сторон, с учетом специального правового статуса истца как бывшего сотрудника органа внутренних дел, надлежит применять трехмесячный срок исковой давности, предусмотренный статьей 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, а не годичный срок, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку доказательств по делу, и, по сути, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств по делу, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не являются.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шашукова Анатолия Борисовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Э.В. Ялбакова
С.А. Шинжина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.