Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А.
при секретаре Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-151/2021 по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации Мирошниковой Светланы Богдановны на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 17 июня 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 29 сентября 2021 г, принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Артамкина Дмитрия Александровича об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с расчетом инвестиционного дохода.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
в административном исковом заявлении Артамкин Д.А. просил признать незаконными действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с расчетом неучтенного инвестиционного дохода за период с 1 сентября 2008 г. по 30 марта 2015 г. в размере 10000 рублей, возложив обязанность устранить допущенные нарушения.
Решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 17 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 29 сентября 2021 г, удовлетворено административное исковое заявление Артамкина Д.А.
Действия ФГКУ "Росвоенипотека" по расчету инвестиционного дохода за период с 1 сентября 2008 г. по 30 марта 2015 г. в размере 10000 руб. признаны незаконными, на руководителя данного учреждения возложена обязанность учесть на именном накопительном счете Артамкина Д.А, помимо ранее учтенных средств, доход от инвестирования за период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 925 613 руб. 12 коп, за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода.
В кассационной жалобе, поданной 20 декабря 2021 г, представитель заинтересованного лица, считая обжалованные судебные акты принятыми с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование Мирошникова С.Б, ссылаясь на положения Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117 (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и решение суда по ранее рассмотренному делу по административному исковому заявлению Артамкина Д.А, выражает несогласие с определением источника восстановления сумм инвестиционного дохода, а также указывает на невозможность произвести расчет предполагаемого инвестиционного дохода участника накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) за определенный период, ввиду отсутствия утвержденной методики расчетов и предусмотренных законом процедур, а также на то, что ФГКУ "Росвоенипотека" не наделено полномочиями по установлению методики определения и учета размера недополученного дохода от инвестирования средств, не переданных уполномоченным федеральным органом в доверительное управление управляющим компаниям, а решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г. сумма инвестиционного дохода, подлежащая учету на индивидуальном накопительном счете (далее - ИНС) административного истца не определена.
Обращает внимание на то, что размер инвестиционного дохода каждого участника НИС зависит от времени фактического включения его в указанный реестр и открытия индивидуального накопительного счета (далее - ИНС), суммы денежных средств, учтенных на нем, и сроков их инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления. Расчет инвестиционного дохода участников НИС, указанный на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека" носит примерный характер.
В заключение автор жалобы приводит довод о том, что требования, аналогичные заявленным административным истцом, уже были предметом рассмотрения Владивостокского гарнизонного военного суда, в связи с чем имелись основания для прекращения производства по делу.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами при рассмотрении дела допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела усматривается, что Артамкин Д.А. по вине должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации несвоевременно включен в реестр участников НИС 24 февраля 2015 г. с установлением даты возникновения основания для включения в указанный реестр - 1 сентября 2008 г. В связи с этим доход от инвестирования на ИНС Артамкина Д.А. не учитывался в период с 1 сентября 2008 г. по 30 марта 2015 г.
Вступившим в законную силу решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г. бездействие ФГКУ "Росвоенипотека" и Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непринятием мер по учёту на ИНС Артамкина Д.А. суммы инвестиционного дохода, которая подлежала начислению с 1 сентября 2008 г, признаны незаконными.
На ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность произвести расчет и определить величину инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на ИНС Артамкина Д.А. при условии его своевременного включения в реестр участников НИС, а также истребовать от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, определенную сумму инвестиционного дохода.
Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации после получения расчета перечислить на ИНС Артамкина Д.А. денежные средства в размере не начисленного ему инвестиционного дохода с 1 сентября 2008 г, определенного ФГКУ "Росвоенипотека".
25 сентября 2020 г. на основании расчета ФГКУ "Росвоенипотека" на ИНС административного истца учтён инвестиционных доход за период с 1 сентября 2008 года по 30 марта 2015 года в размере 10000 рублей.
Будучи несогласным с примененной методикой и как следствие, определенной и перечисленной на его ИНС суммой, Артамкин Д.А. обратился в суд с административным иском о признании этих действий незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений его прав.
Согласно расчету, произведенному главным специалистом "данные изъяты" ФГКУ "Росвоенипотека", который подтверждается сведениями, размещенными в общем доступе на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека", размер инвестиционного дохода участника НИС, включенного в реестр с сентября 2008 г, по состоянию на 31 декабря 2020 г. составляет 1589640 рублей, а так как в соответствии с представленными ФГКУ "Росвоенипотека" сведениями Артамкину Д.А. учтен инвестиционный доход в размере 664026 рублей 88 копеек, включая 10000 рублей по решению Владивостокского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г, то размер, установленный судом первой инстанции к выплате в виде неучтенных средств инвестиционного дохода за период с 1 сентября 2008 г. по 30 марта 2015 г, составил 925613 рублей 12 копеек.
При этом гарнизонный военный суд без приведения мотивов определилучесть указанную сумму на ИНС Артамкина Д.А. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, то есть из общей средств, накопленных за последний квартал и подлежащих перечислению на ИНС других военнослужащих, участников НИС, а флотский военный суд судебный акт в указанной части не проверил и оценки этому не дал.
В соответствии с чч. 4, 5, 6 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 указанного Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 Правил регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 744), который является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по формированию и ведению реестра участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подп. "в" п. 5, пп. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных с доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренным ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Анализируя изложенное, надлежит констатировать, что действующим законодательством не предусмотрено, кроме случаев оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями, расходования доходов от инвестирования участников НИС на какие-либо цели.
Следовательно, решение суда о восстановлении прав административного истца за счет доходов от инвестирования других участников НИС, которые подлежат безусловному учету на их ИНС, принято с нарушением норм материального права.
Кроме того, при принятии решения в указанной части судами допущены нарушения норм процессуального законодательства, что выразилось в следующем.
Так, гарнизонный военный суд, в нарушение ч. 4 ст. 180 КАС РФ, никак не мотивировал соответствующее решение, указав только на то, что доход от инвестирования в 2021 году еще не начислялся, а флотский военный суд судебный акт в указанной части не проверил и оценки не дал, чем не выполнил требования ч. 1 ст. 308 КАС РФ о рассмотрении решения суда в полном объеме независимо от оснований и доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Кроме того, из вступившего в законную силу решения Владивостокского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г. бездействие ФГКУ "Росвоенипотека" и Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непринятием мер по учёту на ИНС Артамкина Д.А. суммы инвестиционного дохода за тот же период признаны незаконными и определен ответчик - Министерство обороны Российской Федерации на которое возложена обязанность перечислить, определенную ФГКУ "Росвоенипотека", сумму не начисленного Артамкину Д.А. инвестиционного дохода с 1 сентября 2008 г. на его ИНС.
По данному же делу оспаривались только примененная методика расчета инвестиционного дохода и начисленная на ее основании сумма, определенная ФГКУ "Росвоенипотека" и перечисленная Министерством обороны Российской Федерации на ИНС административного истца, а поэтому вышеуказанное решение суда, которым определенно лицо и механизм восстановления прав Артамкина Д.А, в соответствии с ч. 2 ст. 65 КАС РФ имеет преюдициальное значение по настоящему административному делу.
Более того, решение судов о перечислении денежных средств из общего инвестиционного дохода других военнослужащих, не привлеченных к участию в данном деле, противоречит задачам и принципам административного производства, предусмотренных ст. 3 и 6 КАС РФ.
И напротив судом первой инстанции Министерство обороны Российской Федерации, по вине должностных лиц которого нарушены права административного истца и на которое вышеприведенными нормативными правовыми актами возложена обязанность по перечислению на ИНС участников НИС причитающихся им денежных средств в полном объеме, не привлечено в соответствии с ч. 5 ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчика.
При таких обстоятельствах Кассационный военный суд, установив, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, привели к принятию неправильного судебного решения, полагает необходимым отменить решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 17 июня 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 29 сентября 2021 г. и направить дело на новое рассмотрение в тот же гарнизонный военный суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 17 июня 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 29 сентября 2021 г, принятые по административному исковому заявлению Артамкина Дмитрия Александровича, отменить и направить дело на новое рассмотрение во Владивостокский гарнизонный военный суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.