N 88-2045/2022
г. Кемерово 11 февраля 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Гусева Д.А.
рассмотрел гражданское дело N 2-381/2020 (УИД 38MS0077-01-2021-000584-66) по иску областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" к Шильниковой Светлане Никитичне о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи, по кассационной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение мирового судьи судебного участка N 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2021 г, по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" на решение мирового судьи судебного участка N 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2021 г.
установил:
Областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" (далее по тексту - ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области", истец) обратилось в суд с иском к Шильниковой Светлане Никитичне (далее по тексту - Шильникова С.Н, ответчик) о взыскании в порядке статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно полученной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 50000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительств Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 (далее - Правила), действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100000 рублей на человека (подпункт "д" пункта 2 правил) (далее - финансовая помощь).
Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, финансовой помощи, действовавший в период возникновения спорных правоотношений, утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N 519 (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (далее - списки).
Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась областным государственным казенным учреждением "Центр социальных выплат Иркутской области", подведомственным министерству.
В соответствии с Уставом ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской" области создан в целях реализации задач и функций учредителя, которым является Министерство. Основной вид деятельности - перечисление денежных средств гражданам и юридическим лицам.
К отношениям, связанным с предоставлением финансовой помощи, применяются положения Правил и Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 г. N 155 (далее - Порядок N 155), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 9 Порядка N 155 подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется следующим образом.
Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации об оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
В июле 2019 года ответчик обратился в Администрацию Атагайского муниципального образования с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории "адрес", указав, что им полностью утрачено имущество первой необходимости.
Основанием предоставления финансовой помощи гражданам является полная или частичная утрата имущества первой необходимости, что подтверждено актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения (далее - акт комиссионного обследования). Комиссия создается органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, и акт утверждается главой соответствующего муниципального образования.
Администрацией Атагайского муниципального образования ответчик включен в список граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в размере 100000 рублей.
Указанные списки были согласованы начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждены первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области и направлены в ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области".
31 июля 2019 г. ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке, а именно ответчику была перечислена финансовая помощь в размере 100000 рублей. Указанная сумма зачислена на расчетный счет получателя.
Вместе с тем финансовая помощь в указанном размере получена ответчиком неправомерно в связи с неверным определением степени утраты имущества граждан и включением их в список Администрацией Атагайского муниципального образования Иркутской области.
Данное обстоятельство установлено в ходе проверки использования средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в рамках выездной встречной проверки органами федерального казначейства в Администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" в 2020 году уже после осуществления выплаты истцом и подтверждается Актом встречной проверки администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" от 7 февраля 2020 г.
Данное обстоятельство также подтверждается Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения, где в качестве пострадавшего указан ответчик по адресу места жительства: "адрес".
В соответствии пунктом 1(1) Правил "имущество первой необходимости" минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 2(2) Правил).
В соответствии с нормами Правил ответчику должна быть осуществлена выплата финансовой помощи в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. С учетом изложенного денежные средства в размере 50000 рублей подлежат возврату в бюджет Иркутской области.
В связи с выявленными переплатами в целях досудебного урегулирования спора ответчику направлено уведомление о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств в федеральный бюджет.
Решением мирового судьи судебного участка N 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г. заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2021 г. решение мирового судебного участка N 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района от 21 мая 2021 г. оставлено без изменения.
В поданных министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района от 21 мая 2021 г. и апелляционного определения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2021 г.
Относительно доводов кассационных жалоб письменных возражений не представлено.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не усматривается и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не имеется оснований для признания выводов мирового судьи и суда апелляционной инстанции незаконными.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту также Правила N 110).
Согласно пункту 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие "имущество первой необходимости" определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 2(2) Правил N 110).
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N 519-пп, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Иркутской области от 1 июля 2020 г. N 393-пп "Об утверждении порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий" утвержден порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, согласно которому финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включенным в утверждённые в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества. Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются председателем правительства Иркутской области. Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области", подведомственным министерству.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N 155, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и утратившего силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 29 апреля 2020 г. N 275, подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных подпунктом "г" и "д" пункта 11 Правил N 110, осуществляется путем обращения граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с соответствующим заявлением, а органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени полной или частичной утраты имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, утвержденными пунктом 2(2) Правил N 110. Акт обследования подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные сроки подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после составления указанных списков подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Министерства внутренних России на региональном уровне и главное управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел России на региональном уровне организовывает проверку списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части соответствия адресов регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан и подписывает сводные данные для дальнейшей организации выплаты помощи гражданам.
Начальник главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по субъекту Российской Федерации подписывает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, сводные данные для выплаты помощи гражданам - в части их соответствия указанным спискам по количеству граждан.
Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел России на региональном уровне и начальник главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по субъекту Российской Федерации подписывают указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам в двухдневный срок с даты их получения.
Утвержденные руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после подписания территориальным органом Министерства внутренних дел России на региональном уровне и главным управлением по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по субъекту Российской Федерации сводные данные для выплаты помощи гражданам и копии списков представляются в МЧС России.
Обосновывающие документы к указанным спискам и сводным данным хранятся в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных для выплаты помощи гражданам осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объёмов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра Российской Федерации по делам ГО и ЧС согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, в том числе, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100000 рублей на человека.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно заключению акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, составленного главой Атагайского муниципального образования Ж.В.В, председателем Думы Ж.А.Н, специалистом администрации К.М.Е. 5 июля 2019 г, имущество, в том числе Шильниковой С.Н, проживающей по адресу "адрес", утрачено полностью, сумма финансовой помощи составляет каждому из включенных в акт, в том числе Шильниковой С.Н, по 100000 рублей, при этом в акте указан список утраченного имущества, согласно которому пять предметов первой необходимости (холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды, кровать (диван), насос для подачи воды) утрачены полностью, три предмета первой необходимости (шкаф для посуды, стол, стул (табуретка), телевизор (радио)) не утрачены.
6 июля 2019 г. ответчик Шильникова С.Н, обратилась к главе Атагайского муниципального образования с заявлением, в котором просила включить ее в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, указав, что ею полностью утрачено имущество первой необходимости.
Ответчик Шильникова С.Н. была включена в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Данный список был подписан главой Атагайского муниципального образования, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области, начальником главного управления МВД России пo Иркутской области, утвержден первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в том числе и ответчику Шильниковой С.Н. в размере 100000 рублей.
Согласно акта встречной проверки администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" от 7 февраля 2020 г, проведенной в рамках выездной проверки использования средств, источником которых являются средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и следствий стихийных бедствий в ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" за 2018-2019 годы, списки, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формировались нa основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования. Вышеуказанные списки, подписанные главами администраций муниципальных образований, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области, начальником Главного управления МВД России по Иркутской области, а также утверждены Первым заместителем Губернатора Иркутской области ? Председателем Правительства Иркутской области. Проверкой выявлены факты неверного определения комиссиями муниципальных образований степени материального ущерба и размера финансовой помощи, необходимой в связи с утратой имущества первой необходимости и соответственно, необоснованного включения в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в том числе 83 гражданина в Администрации Атагайского муниципального образования. Комиссией Администрации Атагайского муниципального образования в случае частичной утраты имущества первой необходимости (от 3 до 7 предметов) выносились заключения о полной утрате имущества и включались в списки граждане, нуждающиеся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости (сумма финансовой помощи 100000 рублей).
Из содержания акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области от 5 июля 2019 г, имущество Шильниковой С.Н. утрачено полностью, сумма финансовой помощи составляет каждому пострадавшему по 100000 рублей, при этом в акте указано, что не все предметы первой необходимости утрачены.
Из содержания акта от 5 июля 2019 г. судами первой и апелляционной инстанций установлено, что имущество Шильниковой С.Н. утрачено полностью не было. Сведений об оспаривании данного акта от 5 июля 2019 г. в установленном законом порядке и признании его незаконным суду не представлено.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, а также положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 14 января 2016 г. N 1-П, 22 июня 2017 г. N 16-П, 26 февраля 2018 г. N 10-П, установив из совокупности представленных сторонами доказательств ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами своих обязанностей при предоставлении ответчику финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости без установленных законом оснований, а также установив отсутствие противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении указанной финансовой помощи, которая является мерой социальной помощи государства, направленной на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, обеспечивающей право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являющейся средством существования, мировой судья пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и взыскания с ответчика в пользу истца суммы излишне выплаченной финансовой помощи в размере 50000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает обоснованными указанные выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Вопреки доводам кассационных жалоб судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационных жалоб повторяют позицию министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" в суде первой и апелляционной инстанции и доводы апелляционной жалобы министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационных жалоб суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" - без удовлетворения.
Судья Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.